55448 (670708), страница 4
Текст из файла (страница 4)
“приукрасить”, где-то, кто-то пустил слух, может и не один. Но, на мой взгляд, на пустом месте слухи не рождаются, да и закрывать глаза на то, что огромное количество документов указывают на нарушения “старцем” многочисленных заповедей, нельзя.
Евреинов же считает неопровержимым тот факт, что Распутин имел огромное влияния не только на императрицу, но и на императора, а, следовательно, и на государственные дела:… О том, что в делах церкви Распутин стал для духовенства “царь и бог” … мы можем заключить непосредственно со слов самой царицы Александры Фёдоровны, из письма которого (12 ноября 1915 г.) мы узнаём, что от Распутина действительно зависело назначение любых из угодных “старцу” пастырей на любых из высших постов, кончая митрополичьим!… 1 Далее автор утверждает, что Распутин так же содействовал назначению и министров (что, кстати, опровергает Платонов). И приводит в доказательство следующую ситуацию. После освобождения поста министра внутренних дел, Распутин прочил на это место Хвостова, император же по какой-то причине назначил Щербатова. Но далее Николай II согласился с мнением Распутина и назначил Хвостова на пост министра иностранных дел и сделал это в отсутствии Григория Ефимыча в столице, чем последний был ужасно недоволен.… Однако, оказалось, что этот упрёк и Хвостов и Андроников предвидели, и князь с усиленной любезностью парировал этот удар, рассыпаясь в комплиментах и изъявлении чувства благодарности за его поддержку наших назначений, и трогательно благодарил его за приезд именно теперь на первых шагах нашего вступления в должность…2
…”Делателю министров”, - как прозвали Распутина – ничего не стоило, согласно свидетельству С.П. Белецкого провести в министры Б.В. Штюрмера, Н.А. Добровольского, А.Д. Протопопова, ничего не стоило, как мы знаем из переписки Романовых, отсрочить созыв государственной думы или ускорить его; ничего не стоило рядом с официальной “Канцелярией комиссии прошений, на высочайшее имя приносимых”, основать свою собственную на Гороховой, 62, при которой числились “секретарями”: И.Ф. Манасевич-Мануилов, М.В. Мудролюбов, А.С. Симонович, Осипенко и другие. Какое из двух этих почтенных учреждений преуспевало больше, - нетрудно догадаться…. 3 Так же Евреинов утверждает о том, что Распутин вмешивался в выпуск бумажных денег, хотел понизить цены на мясо, претендовал на пост главнокомандующего, свергнув с этого поста ненавистного ему Николая Николаевича, заменил его Николаем II, через которого в дальнейшем распоряжался военными действиями, пока не объявил себя под напором вражеских армий пацифистом, готовым одобрить, по-видимому, какой угодно мир. А вот почему ненавистного Николая Николаевича и зачем вообще Распутину понадобилось свергать с поста Н.Н., Евреинов аргументирует это следующим образом: …Н.Н. объявил призыв ратников ополчения второго разряда, в 1915 г. Распутин хотел, во что бы то ни стало, – отменить этот призыв, потому что как оказывается из дальнейших писем Александры Фёдоровны, родной сын Распутина тоже числился ратником второго разряда, подлежащим призыву!… После этого вполне понятно, что сердобольный папаша “столько ночей не спал”, замышляя из-за угрозы своему детищу, отменить призыв под ружьё тысяч его сверстников.
Из этого эпизода как нельзя лучше видно, во-первых, умение Распутина сочетать народно-государственные дела с частными, поступаясь, в кровных интересах, первыми ради последних, во-вторых, лишнюю причину к свержению Н.Н., осуществлявшего призыв ратников, не считаясь с отцовскими чувствами отца Григория, и, в третьих причину нарастания пацифистских чувств у Распутина откровенно бухнувшего через некоторое время, что “ Балканы не стоят того, чтобы весь мир из-за них воевал, и что Сербия окажется такой же неблагодарной, как и Болгария…4 .
И так, из трёх различных мнений, мне ближе всего мнение Евреинова. Я считаю, что
1 Евреинов стр.41 (там же)
2 Евреинов стр.43 (там же)
3 Евреинов стр.44 (там же)
4 Евреинов стр.41 (там же)
Распутин действительно играл значительную роль в жизни государства. Но я придерживаюсь мнения, что желание власти у Распутина связано именно с его природным любопытством и детским качеством - всё опробовать самому. Насчёт того, что Распутин очень переживал за своего сына мне сложно судить, так как я мало нашла информации о взаимоотношениях между Григорием Ефимычем и его семьёй. Но всё же я думаю, что у Распутина было мало чувств по отношению к своему чаду.
Тому, что из отца Григория вышел плохой военачальник, удивляться, на мой взгляд, не стоит, ведь, по моей версии он просто хотел опробовать всё и везде, а здесь он столкнулся с тем, что без определенных базовых знаний и навыков войну не выиграешь. Понял и отступил. На мой взгляд, достаточно разумно, тем более что не пристало “святому” отцу военными делами заниматься. И, я думаю, что всё влияние Распутина на государственные дела сводятся лишь к тому, что Григорий Ефимыч просто решил попробовать себя в политической сфере деятельности, так же как он пробовал себя в роли отца Григория, Гришки Распутина, “ друга” и я думаю ещё ни одна роль была у Распутина Григория Ефимыча с села Покровского. Скорее всего, для каждого человека, которого видел Распутина, был свой Распутин, не совпадающий с “чужими” Распутиными.
-
Так кому же помешал Григорий Ефимыч?
Ответить, я думаю, можно просто – многим. Играя свои многочисленные роли, Распутин забывал, что при этом наживает себе огромное количество врагов.
Стоит так же упомянуть об огромном количестве партий, тогда существовавших. И, каждая партия готова была предложить своё политическое устройство, а это, на мой взгляд, означает, что поведение Распутина можно было интерпретировать по-разному, в зависимости от того, какую цель преследовал человек, относящийся к той или другой партии. И естественно, что отец Григорий, имевший достаточное влияние на императора, явился “козлом отпущения”
-
Убийство
…Юсупов с Лазавертом поехали на Гороховую. Во дворе дома № 64 их остановил дворник, но Юсупов объяснил, к кому они едут, и дворник, хотя и недоверчиво, но пропустил их. Лазаверт остался в машине, а Юсупов поднялся по лестнице, позвонил. Лязгнула дверная цепочка. Распутин посмотрел, кто приехал, и впустил гостя. Вошли в кухню. Там было темно, но Юсупов, видимо, от волнения, прятал лицо в поднятый воротник. Распутин спросил: 'Ты чего это закрываешься?" - "Так ведь мы сговорились, чтобы про сегодняшнее никто не знал", -ответил Юсупов. Распутин кивнул головой: “Верно, верно. Я и своим ничего не сказал, и "тайников" (филеров и агентов охранки. - Г.И.) всех услал”.
Зашли в спальню, где Распутин надел заранее приготовленную шубу, бобровую шапку и высокие фетровые галоши. Спросил, не будет ли еще кого-нибудь у Юсупова, и вдруг сказал: “А знаешь, заезжал ко мне вечером Протопопов, и слово с меня взял, что я в эти дни сидеть буду. "Убить, говорит, тебя хотят; злые люди-то всё недоброе замышляют..." А ну их! Все равно не удастся - руки не доросли”.
Спустились по темной лестнице, сели в машину. Поехали...
Когда находившиеся наверху Пуришкевич, Дмитрий Павлович и Сухотин услышали, что "старца" привезли, они, в соответствии с задуманным планом убийства, завели граммофон. Раздалась мелодия модной в то время американской песенки "Янки дудл". Уже усевшийся возле стола Распутин поднял голову, насторожился: "Что это - кутеж?" Юсупов сказал ему, что там, наверху, у Ирины гости и после их ухода она спустится вниз.
Убийство в деталях, вплоть до мельчайших подробностей описано Юсуповым и Пуришкевичем в их воспоминаниях. Но как трудно отделить в них правду от вымысла! Ведь распутинской легендой и тот, и другой хотели объяснить и еще в большей степени оправдать свои действия перед современниками и потомками. Картиной невероятной, чуть ли не сверхъестественной "живучести" Распутина они хотели убедить, что убивали не обыкновенного смертного, а какого-то "сверхчеловека", дьявола во плоти. На Распутина не действовал яд, который был в бисквитах и вине. Он лишь мрачнел, пил и просил Юсупова играть на гитаре. Когда Юсупов под каким-то предлогом поднялся наверх, находившиеся там заговорщики были в панике. Решили все вместе наброситься на "старца" и задушить его. Но Юсупов, взяв револьвер, спустился вниз и выстрелил в Распутина. Тот навзничь свалился на медвежью шкуру. Юсупов и остальные подошли к лежавшему на спине Распутину, осмотрели рану. Пуля прошла навылет в области сердца, и сомнений быть не могло: "старец" мертв. По словам Юсупова, "настроение у всех было повышенное. Мы верили, что событие этой ночи спасет Россию от гибели и позора".
Дальнейшее спланировали так. Сухотин, изображая Распутина, в его шубе и шапке, в открытом автомобиле Пуришкевича, в сопровождении вел. кн. Дмитрия Павловича и Лазаверта поедет по направлению к Гороховой улице. Одежду Распутина завезут на Варшавский вокзал и сожгут там в санитарном поезде, снаряженном Пуришкевичем для поездки на фронт за ранеными. Потом они должны были заехать к великому князю, сменить автомобиль и возвратиться на Мойку, где останутся Пуришкевич и Юсупов. После того, как, по их расчетам, след будет запутан, они должны были отвезти труп Распутина к Петровскому мосту и сбросить в полынью. Сухотин, Дмитрий Павлович и Пазаверт уехали. Юсупов и Пуришкевич сидели наверху, беседовали, "мечтая о будущем родины, теперь избавленной от злого гения... Мы верили, что для России открывается новая эра и что люди, близко стоявшие к власти, освободившиеся от Распутина, быстро объединятся и будут энергично работать на благо России". Можно ли поверить в то, что такие благородные и светлые мысли приходили в голову людям, только что совершившим убийство?
Но мечтать о светлом будущем было еще рано. Когда Юсупов спустился вниз, он к ужасу своему увидел, что Распутин ожил. "Рывком вскочил на ноги, изо рта его шла пена... Комната огласилась диким ревом". Он подбежал к Юсупову, схватил его за плечи и скрюченными пальцами стал тянуться к его горлу. С трудом вырвавшись, Юсупов бросился наверх, призывая на помощь Пуришкевича: "Скорее револьвер, стреляйте, он жив!" Распутина не "брали" ни цианистый калий, ни пули. Он поднимался по лестнице, ведущей во двор, "рыча и хрипя, как раненый зверь". Но Юсупов знал, что дверь закрыта на ключ и выйти Распутин не сможет. Но если против Распутина оказались бессильными яд и пуля, то что для него запертая дверь? И к ужасу Юсупова, она действительно распахнулась! Распутин исчез в темноте. Пуришкевич бросился за ним. Раздались подряд четыре выстрела. Распутин покачнулся и упал возле большого снежного сугроба. Юсупова охватила ярость. Он подбежал к "старцу" и "в бешенстве и остервенении начал избивать уже бездыханный труп кистенем, который подарил ему Маклаков". Пуришкевич впоследствии писал, что на его выстрелы прибежал городовой. "Знаешь, кто я? - будто бы спросил Пуришкевич. - Я Пуришкевич, член Государственной думы. Я убил Распутина". 'Для чего Пуришкевичу понадобилось такое признание? Ощущал ли он себя в этот момент героем, "делающим" историю, или просто находился в состоянии нервного потрясения? Трудно сказать. Что-то есть общее в исступленном избиении мертвеца кистенем и истерических кривляньях Пуришкевича перед оторопевшим городовым. "Историческая патриотическая акция" спасения монархии и России выглядела отвратительно и пошло...
Так описывает убийство Распутина Иоффе, только таким его и можно увидеть в других источниках, так как все авторы опираются на книгу одного из убийц: В.М. Пуришкевич. «Как я убил Распутина».
Встаёт совершенно логичный вопрос: Действительно ли помогла смерть Распутина спасти самодержавие? Ответ известен всем …
III. Заключение:
“Безо всякого усилия утешает море. Когда утром встаёшь и волны “говорят”, и плещут, и радуют. И солнце на море блестит, словно тихо-тихо поднимается, и в то же время Душа человека забывает всё человечество и смотрит на блеск солнца; и радость у человека возгорается, и в Душе ощущается книга жизни и премудрость жизни — неописуемая красота! Море пробуждает от сна сует, очень много думается само по себе, безо всякого усилия.
Море — пространство, а ум ещё более пространен. Человеческой премудрости нет конца, она невместима всеми философами. Ещё есть величайшая красота, когда солнце падает за море и закатывается и лучи его сияют.
Кто может оценить светозарные лучи? Они греют и ласкают Душу и целебно утешают. Солнце по минутам уходит за горы, Душа человека немного поскорбит о его дивных светозарных лучах... Смеркается.















