55448 (670708), страница 2
Текст из файла (страница 2)
У старцев учился Григорий ласковой, полной любви речи. Услышал он и их пророчества о гибели, нависшей над Романовским царством.
Ему исполнилось 33 года. И, видимо, не случайно в это время (возраст Христа) он начинает готовиться к путешествию в столицу, куда уже пришел слух о нем. Он еще молод. Но его лицо в морщинах от солнца и ветра бесконечных странствий
В странствиях научился он безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, бесчисленные проповеди, им выслушанные, — все впитала его цепкая память. В хлыстовских “кораблях”, где соединяли языческие заговоры от болезней с силой христианской молитвы, учился он врачевать. Он постиг свою силу. Ему достаточно наложить на больного свои руки — и болезни растворяются в них.
Несомненно, именно во время его странствий окончательно формируется характер
Григория Ефимыча, наконец-то было удовлетворено его желание познавать. И, я думаю,
1 Платонов О.А. (см. выше)
Григорий Распутин должен был за это время стать хорошим психологом. Ведь прося подаяния, путешествуя по различным уголкам нашей страны, встречаясь с различными людьми: различных сословий, увлечений, интересов, моралей, уклада жизни и, наконец, характеров - необходимо было чувствовать настроение человека и его внутренний мир, хотя бы для того, чтобы просить милостыню и приюта. Иначе он рисковал быть побитым или даже забитым до смерти. А если ещё учесть жажду знаний этого человека, то, как мне кажется, не будет поводов для сомнения, в том, что Распутин за а этот период своей жизни действительно стал хорошим психологом.
В это время слава о Распутине, как о чудотворце распространялась с огромной скоростью. Известны многие сбывшиеся предсказания Распутина. Одно из них следующее, он предсказал “…3 месяца, до самого Покрова, не будет дождя…”1 и его действительно не было, помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния и, вскоре, уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. На мой взгляд, всё, что он делал, было обосновано сугубо на вере и психологии.
Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола. И это происходит на кануне первой русской революции.
В гордую нашу столицу
Входит он — Боже спаси!—
Обворожает царицу
Необозримой Руси...
Как не погнулись — о горе!
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?
(Н. Гумилев)
И вот, наконец-то, Распутин в столице. С этого времени сохранилось большое количество документов, показаний, воспоминаний и статей, связанных с Григорием Распутиным, но всё же остаются тайны и легенды, так как и эти документы, порой, противоречат друг другу. Например, связанные с приходом Распутина в Петербург, “Житие опытного странника” и показания аскета и мистика Феофана в “Том Деле”.
По словам самого Распутина, он отправился в Петербург, имея великую цель — выпросить деньги на строительство церкви в Покровском: “Сам я человек безграмотный, а главное, без средств, а Храм уже в сердце перед очами стоит...”
Войдя в город, “перво-наперво в Александро-Невскую Лавру пошел”. Отстоял молебен и надумал отчаянное: “направиться к проживавшему в Лавре епископу Сергию, ректору Духовной академии”. Действительно, безумная выдумка, на мой взгляд! Вид у него был (по словам монаха Илиодора) подозрительный — стоптанные сапоги, нищая поддевка,
спутанная борода, волосы, причесанные, как у полового в трактире. И этот жалкий мужик направляется к покоям епископа и просит швейцара “оказать милость” — доложить о нем Сергию. “Швейцар оказал мне милость — дал в шею. Я стал перед ним на колени... что-то особенное понял он во мне и доложил”. Так благодаря “чему-то особенному” попал мужик с улицы к самому епископу.
1 “ Святой чорт ” (записки о Распутине), бывший иер. Илиодора (Сергея Труфанова) Изд. ”Голос минувшего”. М.1917 стр.24
И тут же его обворожил! Пораженный его речами, Сергий поселил безвестного мужика у себя в Лавре. И не только... «Владыка, — вспоминал Распутин, — познакомил меня с высокопоставленными». Так описал свой приход в Петербург Распутин в «Житии опытного странника».
Одним из “высокопоставленных”, и есть Феофан, которого принимают в царском дворце, и который впоследствии дал показания противоположные выдумкам Распутина (см. выше): “…Как-то он (Сергий) пригласил нас к себе пить чай и познакомил впервые меня, нескольких монахов и студентов с прибывшим к нему Божьим человеком или “братом Григорием”, как мы иногда называли Распутина... Он поразил всех нас психологической проникновенностью. Лицо у него было бледное, глаза необыкновенно проницательные, вид постника. И впечатление производил сильное…”.1
В Петербурге уже ходили слухи о необычайном даре Распутина, и “высокопоставленные” захотели пророчеств. И “брат Григорий” потряс их... “В то время, — продолжает Феофан, — находилась в плавании эскадра адмирала Рожественского. Поэтому мы спросили Распутина: “Удачна ли будет ее встреча с японцами?” Распутин на это ответил: “Чувствую сердцем, утонет”... И это предсказание впоследствии сбылось в бою при Цусиме”.1
Конечно, сложно как-то судить об этом факте. Действительно ли обладал “старец” даром предсказателя или попросту был в курсе того, о чем писали тогда все русские газеты, — эскадра, составленная из “допотопных” кораблей, открыто, без всякой секретности плывшая сразиться с современным японским флотом, была обречена? Я скорее склоняюсь ко второму варианту, так как считаю, что Распутин был далеко не глупым человеком и, было бы удивительным, если бы этот корабль не затонул.
Далее Феофан рассказал, как Распутин “студентам Академии, которых он видел впервые, верно сказал — одному, что тот будет писателем, другому... указал на болезнь его, а третьему пояснил: “Ты простая душа, но этим злоупотребляют твои друзья...”. После этого случая Феофан окончательно поверил в пророческий дар Григория. “В беседах Распутин обнаруживал тогда не книжную начитанность, а добытое опытом понимание тонких духовных переживаний. И проницательность, доходившую до прозрения…”
На допросе в 13-й части Чрезвычайной комиссии Феофан, епископ Полтавский, 44 лет, показал: “Впервые Григорий Ефимович Распутин прибыл в Петроград зимою во время русско-японской войны из города Казани с рекомендацией ныне умершего Хрисанфа, викария Казанской епархии. Остановился Распутин в Александро-Невской Лавре у ректора Петроградской Духовной академии епископа Сергия”.
…Так что, — не было “несчастного странника”, который униженно молил швейцара “оказать ему милость”. Распутин прибыл в Петербург с рекомендательным письмом от одного из могущественных иерархов церкви и, конечно же, не только незамедлительно был принят Сергием, но и поселен в Лавре.
Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц - во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским2 и то, что владыка Феофан был духовником императрицы…3
Императрица и Григорий Ефимыч быстро нашли общий язык, так как оба лица были заинтересованы в этих отношениях. На Распутине, который понимал, какие перспективы ему откроются, если он сблизится с царской семьёй, я думаю, останавливаться не надо. А вот
1Евреинов Н.Н. стр.18 (там же)
2 Иоанн Кронштадтский (Сергиев)(1829-1908)- выдающийся пастырь Русской Православной Церкви, чудотворец. Известны его пророческие слова Распутину: «Смотри, чтобы твое имя не отразилось на твоем будущем»
3 Платонов О.А. “Жизнь за царя (Правда о Григории Распутине)” см. выше
причины, по которым императорская семья приблизила к себе человека, насторожившего всё окружение царя своим нестандартным поведением и более того настроившего против себя огромное количество людей из разных сословий, человека, о котором тогдашняя пресса отзывалась далеко не лестно, человека, не имевшего никакого образования, я хочу остановиться подробнее.
-
Как Распутину удалось приблизиться к императорской чете?
Прочитав политический роман Валентина Пикуля, мне было сложно субъективно изучать данный вопрос, так как в своём произведении Валентин Пикуль очень уверенно доказывал свою точку зрения и практически не давал поводов усомниться в его правоте. Может быть именно поэтому моё мнение о последнем нашем императоре и императрице, несмотря на все заверения Платонова - “… мы располагаем достоверными сведениями, что царь и царица неоднократно собирали информацию о нем (о Григории Ефимыче) и проверяли те клеветнические сведения, которые довольно часто представляли им, чтобы оттолкнуть их от Распутина.
Царь и царица не были религиозными фанатиками. Их религиозность носила органичный, традиционный характер. Православие для них было ядром существования. Идеалом — кристальная вера русских царей эпохи первых Романовых, вера, неразрывно сплетенная с другими идеалами Святой Руси, народными традициями и обычаями…”1: далеко не высокое как о людях, как и о политических деятелях.
Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась сама царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре 1905 года впервые
познакомился с царской четой. На царицу сибирский странник произвел глубокое впечатление это можно увидеть из многочисленных писем Александры Фёдоровны, адресованных мужу: “… “Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, — пишет она, — дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый крест и великую ответственность” (24 сентября 1914 г.).
“Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы!” (10 июня 1915 г.)
“Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб он просветил тебя, что в нем наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает нас своими молитвами, мудрыми советами. Он — наша опора и помощь” (10 ноября 1916 г.).
И, наконец, незадолго до убийства Григория, 5 декабря 1916 года:
“Милый, верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он так горячо, денно и нощно, молится за тебя. Он охранял тебя там, где ты был, только Он, — как я в том глубоко убеждена... Страна, где Божий человек помогает Государю, никогда не погибает. Это верно — только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета — не думать, что Он чего-нибудь не знает. Бог все ему открывает. Вот почему люди, которые не постигают его души, так восхищаются его умом, способным все понять. И когда он благословляет какое-нибудь начинание, оно удается, и если он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они — хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то это уже не его вина — но Он меньше ошибается в людях, нежели мы: у Него — жизненный опыт, благословенный Богом”…”. Причина? “…мать русской императрицы (Александры Фёдоровны) умерла в чудовищном душевном расстройстве – общение с германским черноносцем Давидом Штраусом, в котором она видела “мессию”, искалечило её жизнь и её психику. Идеи
мессианства она заложила в душу дочери, и теперь, Алиса с высоты престола беспокойно
1Платонов О.А. (см. выше)
озиралась по сторонам, словно желая знать: где тут апостолы? Кто станет её пророком “от небесного откровения”?..
А будущий “мессия” пока что колобродил в Сибири!…”1. Так же одной из самых значительных причин, я считаю, совершенно необъяснимое с моей точки зрения, исцеление маленького наследника – Алексея, страдавшего гемофилией. Ведь пускай Александра Фёдоровна и была императрицей, но материнские чувства, я думаю, ей были не чужды.
Император тоже не остался равнодушным к “старцу”. Сохранилась телеграмма, посланная Распутиным царю в 1906 году: “Царь - батюшка, приехав в сей город из Сибири, я желал бы поднести тебе икону Святого Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца... с верой, что Святой Угодник будет хранить тебя во все дни живота твоего и споспешествует тебе в служении твоём на пользу и радость твоих верноподданных сынов”. И царь... принял мужика после его телеграммы! Почти точную дату этой встречи (на этот раз воистину исторической) позволит установить взволнованное письмо обычно сдержанного Николая к премьеру Столыпину: “16 октября 1906 года... Несколько дней назад я принял крестьянина из Тобольской губернии... который принес мне икону Святого Симеона Верхотурского... Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление... и вместо пяти минут разговор с ним длился более часа”2. Причина, по которой император принимает Григория Распутина, как мне кажется, хорошо видна в следующем отрывке: “…Было раз так, - рассказывал об этом времени отец Феофан б. Иеромонаху Илиодору. – Государь, государыня с наследником на руках, я и он (Распутин) сидели в столовой во дворце. Сидели и беседовали о политическом положении России. Старец Григорий вдруг как вскочит из-за стола, как стукнет кулаком по столу. И смотрит прямо на царя. Государь вздрогнул, я испугался, государыня встала, наследник заплакал, а старец и спрашивает государя: “Ну что? Где ёкнуло? Здеся, али туто?” – при этом он сначала указал себе пальцем на лоб, а потом на сердце. “Здесь; сердце забилось!” – “То-то же”, - продолжал старец: - “Коли что будешь делать для России, спрашивай не ума, а сердца. Сердце-то вернее ума…”. Государь сказал: ”Хорошо”, а государыня, поцеловав его руку, произнесла: “Спасибо, спасибо учитель”3. Я полностью согласна с мнением Евреинова Н.Н., который считает: “…На Николая II, воспитанного в тепличной атмосфере императорского дома Романовых, такие выходки “простеца”, тут же корявым языком дающие свои, быть может, и непрошеные вовсе советы, должны были производить впечатление какой-то неотразимой “потусторонней” мощи!…”2. А Валентин Пикуль описывает будущего императора как человека “слабым умом и духом”, человека, собственный отец (Александр III) которого говорил о своём сыне - “Он запоздал в своём развитие”4, как человека, у которого в дневнике были следующие заметки: …Танцевали до упаду…Ужасная смерть Литца, которого разорвали собаки… Поехали на каток. Покалечились… Изрядно нализались… Обедали у Черевина; он, бедный, совершенно надрызгался… Был картофель и Ольга к чаю… Катался с Ксенией, хлыщил за девицами по набережной… Лежали на лужайке и пили… Пили и закусывали…4 .















