reformaciya (669457), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Его труды («Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии) объемны, но читаются с замечательной легкостью.
Кальвин основал академию, посылавшую духовных наставников в разные страны Европы. Он создал гибкую структуру церкви, способную адаптироваться и выживать во враждебных государствах, что не удалось лютеранству.
Эразм Роттердамский (1469-1536гг.)
Богослов, филолог, писатель. Пользовался большим авторитетом и был одним из самых образованных людей своего времени. Французский философ П. Бейль справедливо назвал его «Иоанном Крестителем» Реформации.
Эразм родился в Голландии. Он с большим усердием изучал древние языки и произведения итальянских гуманистов. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии, но больше всего в Германии, Эразм с энтузиазмом занимался наукой и литературой, он перевел с латинского языка на греческий Библию и произведения «отцов церкви». В переводе и, особенно, в комментариях, он стремился дать текстам свою гуманистическую трактовку. Большую популярность получили сатирические произведения Эразма (самое известное – «Похвала глупости»). Тонкая и острая сатира Эразма высмеивала недостатки общества. Критикуя внешнюю, обрядовую сторону католической церкви, феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм по существу отстаивал новые принципы зарождающихся буржуазных отношений. В духе своего времени он старался сохранить основы религиозного мировоззрения и требовал подведения под христианскую религию рационалистической основы. Эразм высмеивает тех праведников, которые объявляют человека и всю земную жизнь греховными, проповедуют аскетизм, умерщвление плоти во имя очищения духа.
Стремление к примерению религии и разума составляет основу философских взглядов Эразма. Сейчас ясно видно, что Эразм Роттердамский был прав, считая всякое преобразование общества революционной силой вредным. Взгляды его удивительно актуальны и современны. Возможной и необходимой он считал лишь мирную пропаганду гуманистических идей, которая оказывала бы постоянное благотворное влияние на общественное развитие. Эразм был противником теократии. По его мнению политическая власть должна находиться в руках светских лиц, а роль духовенства не должна выходить за рамки моральной пропаганды.
В период, когда Эразм жил в Германии, ни императорская, ни княжеская власть не могли остановить нарастающее движение народных масс и подъем оппозиционных настроений бюргерства.
Сам Эразм Роттердамский не покидал лона католической церкви, но во многих отношениях его критика нравов церкви была еще более радикальной и уничтожающей, чем критика Лютера.
Ульрих Цвингли (1484-1531гг.)
Цвингли, отреагировавший на тот же духовный кризис, что и Мартин Лютер пришел к сходным выводам. Однако работа над ними происходила в совершенно другой обстановке: в городе-государстве Цюрихе. Цвингли испытал более сильное влияние гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм 16в. был хрстианским движением, состоявшем из людей, заинте-ресованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения.
Цвингли восхищался идеями Эразма Роттердамского. Движение Реформации, которое он возглавил в Цюрихе в конце двадцатых годов 16в., было более непримиримым и рациональным, чем движение лютера. Цвингли отвергал догмат о физическом присутствии Христа в элементах евхаристии. В соответствии с этим внутренее убранство цвинглианских церквей было максимально упрощенным: свободное пространство с голыми побеленными стенами. Многие из его последователей были недавно разбогатевшими торговцами и ремесленниками. Их привлекала не только новая теология, но и возможность бросить вызов существующему положению вещей. Цвингли втянулся в политику швейцарских городов-государств и погиб в сражении между католическими и протестантскими кантонами.
Контрреформация. Религиозные войны.
Реакция католической церкви.
Несмотря на то, что Реформация охватила почти все страны Западной Европы, католической церкви удалось не только выжить, но и укрепиться в этих сложных для нее условиях. Это было бы невозможно без качественных изменений в ее жизни, без новых идей, без людей, фанатично преданных святому престолу в Риме. Католицизм упорно боролся с ересью, охватившей Европу, применяя самые жестокие меры. Но была и другая борьба. Ее смысл – в укреплении самого католицизма. И вероучение, и церковь не могли оставаться прежними. Вот почему некоторые ученые говорят о реформе католической церкви – о католической Реформации. Ее задача состояла в создании церкви, более соответствующей духу Нового времени. Папство перешло к наступлению.
«Народы должны быть извечно покорны власти священников и королей, - писал папа Климент 7, - для достижения нашей цели, чтобы предупредить восстания, надо покончить с вольнодумством, колеблющем наш трон. Надо проявить силу! Превратить солдат в палачей! Зажигать костры! Убивать и сжигать, дабы очистить религию от скверны! Истребить в первую очередь ученых! Упразднить книгопечатание!..»
Контрнаступление на реформацию вошло в историю под названием Контрреформации. В течение целого столетия – до середины 17в. – римские папы ведут открытую и скрытую борьбу с еретиками. За возвращение их в лоно католической церкви. В странах Восточной Европы им удалось справиться с Реформацией; в Западной и Центральной Европе противостояние католиков и протестантов вылилось в серию кровопролитных религиозных войн.
В борьбе против Реформации папу подержали князья Южной Германии, император Священной Римской империи карл 5, его сын, король Испании Филипп 2, итальянские правители.
Папа римский Павел 3 попытался все же выяснить причины успехов реформации. Так как многие реформаторы открыто связывали свои взгляды с необходимостью очищения церкви, Павел 3 составил комиссию по изучению проблем церкви. Отчет комиссии привел папу в ужас, так как выяснилось, что многое необходимо изменить. Комиссия составила «Consilium de Emenda Ecclesia» (Рекомендации по реформе церкви) в 1537г. В этом документе содержится острая критика злоупотреблений церкви и даются рекомендации, которые в дальнейшем привели к существенным реформам. С этого времени церковь более внимательно следила за поведением духовенства и уровнем его образования. Были открыты богословские факультеты и церковные школы, священнослу-жителей обучали вести споры и дискусии.
Папа издал список книг – «Индекс» -, которые запрещалось читать прихожанам. Сюда попали не только труды лидеров Реформации, но и ученых, писателей, гуманистов.
Одним из примеров узости мышления, строгости и нетерпимости стал папа Павел 4 (1555-1559гг.). Он был настолько же далек от гуманизма эпохи просвещения как и от протестантизма. Он насаждал свои взгляды, используя всю мощь инквизиции. Такие безжалостные методы в известной мере позволили католицизму выжить и сохраниться до наших дней. Более того, в католической церкви, несмотря на таких «духовных пастрырей» как папа Павел 4, снова возродилась преданность, рвение и чистота веры.
Оставалась еще слабая надежда на воссоединение с протестантами. Некоторые католические теологи, такие, как кардинал Контарини (1483-1542гг.), и протестанты, такие, как лютеранин Филипп Меланхтон (1497 – 1560гг.), смогли прийти к согласию по принципу «оправдания верой». К сожалению эта инициатива не получила должного развития.
Авторитет папства и церкви должен был укрепить Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545г. по 1563г. Собор, на который съехались представители высшего духовенства, резко осудил Реформацию, обвинил протестантов в ереси. Папа был объявлен вышим авторитетом в делах веры. Декларации собора по сути были антипротестантскими:
-
Оправдание возможно не только верой;
-
Церковная традиция почитается наравне с Библией;
-
Вульгата (Латинская версия Библии) объявляется единственным каноническим текстом;
-
Мессу по-прежнему следует служить на латыни.
Священникам настоятельно рекомендовали налаживать самое тесное общение с вепующими. Более частыми стали исповеди и причастия, теперь священники нередко наведывались в дома верующих, вели с ними беседы. Они призывали верующих быть более активными в спасении своей души, постоянно контролировать свое поведение. Человек несет свою судьбу в своих руках, - проповедовали они, делая упор на индивидуальное спасение верующего, хотя и в лоне католической церкви.
Позднее многие историки стали обвинять этот собор в крайнем консерватизме, якобы утвердившем старые взгляды. Но такое суждение неправильно. Собравшиеся на Тридентском соборе теологи и епискипы посвятили сотни часов тому, чтобы пересмотреть старые положения и выбить пыль веков из католических доктрин первородного греха, отпущения грехов и таинств. Его участники часто расходились во мнениях. И если некоторые утверждения или положения кажутся традиционными или консервативными, это лишь следствие того, что, во-первых, лучшие католические умы того времени по-прежнему находили их истинными, а во-вторых, участники собора поставили единство церкви выше личных пристрастий. Так один кардинал отказался публично высказывать свои взгляды на отпущение грехов. Позднее обнаружилось, что, по сути, он соглашался в этом вопросе с Лютером, однако не желал усугублять проблемы церкви и сохранял молчание.
В годы контрреформации высшее духовенство с ужасом обнаружило, что в простом народе намного больше языческого, чем христианского. Вот где была благодатная почва для ереси! Веру в колдунов, ведьм, чудодейственные снадобья, гадание церковь решительно изгоняла. Народ не мог отличить проповедь католика от проповеди протестанта. Поэтому церковники начали огромными тиражами издавать Катехизис – ответы на вопросы о католическом вероучении. Ответы были подсказками на случай, если верующему придется вступить в спор с еретиком. Но для того, чтобы прочесть Катехизис нужно быть грамотным. И церковь открывает церковные школы для крестьян и бедных горожан. И снова помогло книгопечатание, которое хотел упразднить Климент 7.
Если раньше миряне шли в церковь, то в эпоху Контрреформации церковь пошла в мир, начала вести активную мирскую деятельность, все больше связывая себя с земным существованием людей. Неизвестно, какой была бы судьба католической церкви, если бы ей не удалось найти свой путь с небес на Землю, из вечности - во время.
Начало религиозных войн.
Континентальную часть Европы Реформация и Контр-реформация сделали похожей на лоскутное одеяло. На целое столетие она стала ареной жесточайших столкновений между католиками и протестантами. Эти столкновения получили название религиозных войн.
Для людей 16в. все «неладное» - это обязательно происки дьявола и его слуг, нарушающих божественный порядок, а потому несущих зло и мешающих людям спастись. С ними надо было вести борьбу не на жизнь, а на смерть.
По мнению протестантов-кальвинистов, предназначенные к спасению имеют успех в делах земных. Поэтому они отчаянно боролись против того, что мешало успеху в ремесле, торговле, промышленности и политике.
Протестант-лютеранин спасается верой. Сильная, крепкая вера связана с добропорядочностью и нравственностью человека, с прочностью моральных устоев в обществе. Всему этому помогает правитель, который возглавляет церковь и обеспечивает порядок в стране. «Прочный порядок – прочная мораль – прочная вера» - протестант –лютеранин стремился защитить эти принципы любой ценой.
Католики видели путь к спасению через укрепление церкви, борьбу с ее врагами. А их стало множество – пол-Европы еретиков-протестантов, не говоря уже о нехристианских народах! Католики видели 2 пути борьбы со слугами дьявола: либо возвратить их в лоно католической церкви, либо истребить.
И католики, и протестанты были уверены в том, что спасется лишь часть людей, а остальные погибнут. Это сильно подогревало страсти. Перед глазами верующих постоянно возникал образ затаившегося, но вездесущего врага, пособника дьявола. Врага искали и находили везде: в католиках и протестантах, евреях и мусульманах, ростовщиках и сеньорах, в черных кошках, соседях, в красивых женщинах и безобразных старухах…
Крестьянская война в Германии (1524-1525гг.) напугала многих князей, и они поспешили вернуться в католицизм. Те же, что оставались лютеранами, заключили в 1531г. между собой союз в городе Шмалькальдене. Император Карл 5, видя в нем угрозу раскола империи, решил расправиться с мятежными князьями.
В 1546г. он начинает против них войну, которая длилась с перерывом до 1555г., когда католики и протестанты Германии подписали Агсбургский религиозный мир, который провозгласил принцип: «Чья власть, того и вера». Другими словами веру своих подданных определял князь.
Несмотря на шмалькальденские войны, империя Карла 5 не распалась на протестантскую и католическую части, но зато была поделена между испанскими и австрийскими монархами из династии Габсбургов. В 1556г. Карл 5 отрекся от престола. В Испании, которой принадлежали Нидерланды и Южная Италия, к власти пришел его сын, Филипп 2. остальные владения вместе с императорской короной перешли австрийским Габсбургам во главе с братом Карла 5, Фердинандом 1.