ref-16601 (668695), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Отношения СССР с Англией, США и Францией
В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию.
Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.
Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.
1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока (Германия, Италия, Япония).
Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».
Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.
Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.
Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии». Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.
Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.
В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.
Летом 1939г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.
С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.
Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее, отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.
В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать советско-германскую войну.
Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР; постепенно эти нарушения из единичных перешли в систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и диверсионными целями.
Советская разведка задолго до предупреждений, полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже называли точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в подготовке к нападению на нее.
21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующего дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия вероломно напала на СССР.
Велико Отечественная война.
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.
Это было самое крупное выступление ударных сил мирового империализма против социализма, одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых Советской страной. В этой войне решалась не только судьба СССР, но и будущее мировой цивилизации, прогресса и демократии.
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков. Нечеловеческая жестокость, которую захватчики проявляли по отношению к населению многих других оккупированных стран, была превзойдена на советской территории. Все эти преступления с документальной достоверностью описаны в актах Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и доведены до сведения всего мира.
В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла более 25 млн. человек убитыми, около 30% национального богатства. Более 1 млн. советских воинов погибло за пределами нашей страны, освобождая народы Европы и Азии от фашистско-милитаристских оккупантов.
Война фашистской Германии и ее союзников против СССР носила особый характер . Германский фашизм стремился не только захватить территорию СССР, но и уничтожить первое в мире государство рабочих и крестьян, повергнуть социалистический общественный строй, т. е. преследовал классовые цели. В этом состояло существенное отличие войны фашистской Германии против СССР от войн, которые она вела против ' капиталистических стран. Классовая ненависть к стране социализма, захватнические устремления и звериная сущность фашизма слились воедино в политике, стратегии и методах ведения войны.
Советский Союз по планам фашистской клики должен был быть расчленен и ликвидирован . На его территории предполагалось образовать четыре рейхскомиссариата – германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других городов предписывалось взорвать, затопить и полностью стереть с лица земли. Нацистское руководство подчеркивало, что действия германской должны носить особо жестокий характер, требовало беспощадного уничтожения не только воинов Советской Армии, но и гражданского населения СССР. Солдатам и офицерам вермахта вручили памяти, в которых говорилось: «...убивай всякого русского, советского , не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик,– убивай, этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».
В результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-запад - ном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.
Красная Армия отступала. 10 июля началась битва за Ленинград, которая сковала крупные силы немецко-фашистских войск и финскую армию. В Смоленском сражении (10 июля – 10 сентября 1941 г.), развернувшемся на фронте до 650 км и в глубину до 250 км, наступление противника на Москву было приостановлено, но лишь временно. Войска Юго-Западного и Южного фронтов с боями оставили в сентябре – октябре Киев, Одессу, а затем западные районы Донбасса. Враг прорвался в Крым, подошел вплотную к Севастополю, в ноябре овладел Ростовом-на-Дону.
Сражаясь с фашистскими захватчиками на фронтах, работая на предприятиях, в совхозах и колхозах, на транспорте, строительстве, советские люди достойно выполняли свой долг перед Родиной. Сотни тысяч патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе, организованной партией в оккупированных врагом районах. Только в Подмосковье в 1941 г. действовали 41 партизанский отряд и 377 диверсионных групп.
С каждым месяцем сопротивление советских войск усиливалось, совершенствовалось , хотя и медленно, искусство организации оборонительных сражений. Это лишало врага возможности вести наступление в запланированных им темпах. Если первые три недели войны фашистские войска продвигались в среднем по 20 – 30 км в сутки, то с середины июля по 7 августа этот темп снизился до 3,5 – 8,5 км. В период с 8 августа до середины сентября продвижением врага стало еще более медленным. Во время наступления на Москву в октябре – ноябре войска противника продвигались в среднем по 2,5 – 3 км в сутки. Еще в сентябре враг был остановлен у стен Ленинграда, в ноябре – у Ростова-на-Дону (29 ноября город был освобожден Красной Армией), в начале декабря – под Москвой. Приобретавшие боевой опыт войска решительными действиями создавали на пути захватчиков все более труднопреодолимый заслон.
16 ноября 1941 г. 28 героев 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали на четыре часа продвижение к советской столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли, но такие подвиги и призыв политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» – придавали новые силы фронту и тылу. В ходе стратегической обороны Советские Вооруженные Силы нанесли врагу огромный урон. Только сухопутные войска вермахта с июня по ноябрь 1941 г. потеряли на советско-германском фронте убитыми, ранеными и пропавшими без вести св. 750 тыс. человек. Потери немецкой авиации с 22 июня по 10 ноября составили около 5180 самолетов. План гитлеровцев завершить войну до наступления зимы был сорван. Полностью провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.
Обескровив врага советские войска перешли под Москвой в стратегическое контрнаступление кардинально изменившее обстановку на советско-германском фронте и оказавшее большое влияние на военно-политическое положение в мире в целом
Битва под Москвой длилась в общей сложности около семи месяцев (30 сентября 1941 г.– 20 апреля 1942 г.) и явилась крупнейшей к тому времени битвой во второй мировой войне. С обеих сторон в ней участвовало более 3 млн. человек, до 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, св. 22 тыс. орудий и минометов. Показательно то, что победа в этой битве была одержана при соотношении сил в пользу врага. Фашистские войска к началу нашего контрнаступления (5 декабря 1941 г.) превосходили советские в живой силе в 1,5 раза, в артиллерии – в 1,4 и танках – в 1,6 раза. И только по авиации Красная Армия в 1,6 раза превосходила противника. Упорную борьбу с немецкой авиацией вели, защищая Москву, войска ПВО.
Ставка ВГК и Генштаб сумели скрытно сосредоточить резервы, организовать тесное взаимодействие между фронтами и стратегическими направлениями.
В ходе контрнаступления под Москвой силами войск Западного (командующий – генерал армии Г. К. Жуков), Калининского (командующий – генерал-полковник И. С. Конев) и Брянского (командующий – генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) фронтов группе армий « Центр» был нанесен сокрушительный удар. 38 гитлеровских дивизий потерпели поражение. Особенно большие потери понесли танковые соединения врага, которым отводилась решающая роль в войне.