72911-1 (665024), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Помимо ученых масштаба Фарадея и Майера, Циолковского и Эйнштейна, в конце концов, при жизни познавших общественное признание, подпольную науку составляет множество самодеятельных исследователей, деятельность которых из-за отсутствия систематически научного образования или неудачных, а может быть поздних контактов с официальной наукой - с теми ее авторитетными служителями, кто бы сумел оценить, и имел мужество представить научному сообществу, а при случае и защитить “безумную” идею, кто в силу множества других неблагоприятных жизненных обстоятельств в явной форме не оказал воздействия на развитие научной мысли. Но историк науки, писал В.И. Вернадский, глубоко осознавший историческую роль отдельных групп и лиц, не разделявших ортодоксального мировоззрения своего времени, именно этой части общества отводит решающую роль в формировании элементов принципиально нового научного знания.67 Источники этого знания возникают вне научного исследования, и механизм, каким родившиеся вне официальной науки идеи, развиваясь и совершенствуясь, осваиваются научным сообществом, является наиболее консервативным и наименее исследованным элементом научной традиции.
Освоение научными сообществами идей, революционизирующих фундамент науки, не мыслимо без упорной борьбы между новым и старым, без соперничества школ и философских дискуссий. Но эта борьба имеет мало общего с нормальным научным процессом, когда она ведется за “чистоту” науки, когда решающим аргументом против беспристрастного рассмотрения пришедшей извне научного сообщества идеи является ее “ненаучное” происхождение, когда к научным аргументам приравниваются постановления партийных собраний или решения комиссий по борьбе с лженаукой. В АН СССР, ныне Российской АН, принято за хороший тон манкировать предостережением В.И. Вернадского о том, что “источники наиболее важных сторон научного мировоззрения возникли вне области научного мышления, проникли в него извне... Они зародились и развивались под влиянием идей и представлений, чуждых научной мысли”.68 Отгораживая себя от массовой познавательной работы самодеятельных исследователей, огульно объявляемых лжеучеными, от деятельности, осуществляемой на уровнях деятельности, принципиально недоступных официальной науке, она – официальная наука обрекает нацию на интеллектуальную катастрофу, избежать которую можно, лишь качественно преобразовав социальный институт науки. Это преобразование должно предполагать создание особых институциализированных форм рационального и наиболее полного востребования к творческой работе всех интеллектуальных ресурсов общества.
Создание механизма когерирования демассифицированной официальной и подпольной науки нашего времени будет, пожалуй, самым фундаментальным следствием компьютерной революции. Оно неизбежно, поскольку интенсификация научного процесса в нашей стране - это не только поддержка и стимулирование научной работы в рамках современной официальной науки, что, конечно же, само по себе важно. Интенсификация отечественной науки, повышение эффективности научной работы, связанное с преобразованием самого социального института науки, предполагает использование и такого “нетрадиционного” интеллектуального ресурса, как творческий потенциал самодеятельных исследователей, составляющей массу подпольной науки и сегодня не интегрированных официальной наукой.
Список литературы
1 В середине 80-х годов автор, в то время входивший в Бюро Научного совета по комплексной проблеме “Теплофизика и теплоэнергетика”, был свидетелем, обсуждавшейся на заседаниях этого совета попытки создания системы подобного рода, которой предстояло объединить теплофизические лаборатории Советского Союза. Проект не состоялся, но послужил толчком, благодаря которому и появилось настоящее исследование. Здесь мы отвечаем на вопрос о том, почему проект этот оказался не состоятельным два десятка лет назад, но почему он до сих пор не потерял перспективу.
2 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. C.200-201.
3 Блекберн Д.А. Базы данных: хранение, поиск и использование промышленных и инженерных данных // Импакт. 1988, № 2, с.14-22. С.17.
4 Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990. С.44.
5 Вильсон К.Г. Теоретическая физика и расчеты на ЭВМ // Успехи физических наук. 1984, т.143, вып.2, с.301-307. С.301.
6 Там же.
7 Первый журнальный вариант этой статьи был подготовлен еще в начале 90-х годов для “Вопросов философии”. Редакция журнала выразила намерение опубликовать статью, но несколько лет спустя возвратила рукопись с извинениями.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т.23. С.383.
9 Шардыко С. К. Девиатор - феномен русской индустриальной науки // Судьба России: образование, наука, культура. Екатеринбург, 2001, с.46-58.
10 Цит. по кн.: Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Нововведения и мы. М., 1990. С.109.
11 Винер Н. Я-математик. М.: Наука, 1964. С.344.
12 Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Нововведения и мы. С.94.
13 Там же. С.102. “Процент "балласта" в научных учреждениях… продолжает оставаться достаточно большим. Одно из ярких доказательств этого содержится в Отчете за пятилетку (1992-96 годы) Объединенного института физики Земли РАН – ОИФЗ… Именно за этот период сотрудниками ОИФЗ было опубликовано приблизительно 2800 работ (включая тезисы докладов). Но при этом 95 % всех работ опубликовали 50 % научных сотрудников Института, а остальные 50 % опубликовали всего 5 % от общего объема работ” (Страхов В.Н. Что делать? (о развитии гравиметрии и магнитометрии в России в начале XXI века). М., 1998. С.6.
13 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001. С.101.
14 Шардыко С.К. Космологический аспект энергетики // ERGO… Вып.2, с.46-55.
15 Ортега-и-Гассет Х. Указ. соч. С.101
16 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.1999.
17 Шардыко С.К. Грядущее как зло: формы и источники насилия XXI века // Регион-Урал, 1999 № 13, с.21-25.
18 Шардыко С.К. “Идеальный лазер” - метамашина постиндустриализма // Урал индустриальный. Екатеринбург, 2001, с.141-146.; Он же. Русский постиндустриализм. К расшифровке префикса “пост-” // Культура и цивилизация. Екатеринбург, 2001.
19 Бурлацкий Ф. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1988. С.11.
20 Ортега-и-Гассет Х. Указ. соч. С.102.
21 “Понятие "масса"… не подразумевает рабочих и вообще обозначает не социальную принадлежность, а тот человеческий склад или образ жизни, который сегодня преобладает и господствует во всех слоях общества, сверху донизу, и поэтому олицетворяет собой наше время” (там же). Массой являются, “несомненно, специалисты: инженеры, врачи, финансисты, педагоги…” и, самое главное, - “несомненно, человек науки” (там же). “В итоге "человек науки" оказывается прототипом массового человека. И не эпизодически, не в силу какой-то сугубо личной ущербности, но потому, что сама наука - родник цивилизации - закономерно превращает его в массового человека; иными словами, в варвара, в современного дикаря” (там же. С.102-103).
22 Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Указ. соч. С.14.
23 Бурлацкий Ф. Указ. соч. С.11.
24 Там же. С.12.
25 “Экспериментальная наука возникла на закате XVI века (Галилей), сформировалась в конце XVII (Ньютон) и стала развиваться с середины XVIII. Становление и развитие - это процессы разные, и протекают они по разному. (Х. Ортега-и-Гассет намекает здесь на то обстоятельство, что титаны мысли, равные масштабу Галилея и Ньютона, без которых невозможно было бы само возникновение и формирование науки, становятся излишними на этапе развития науки и по этой не-обходимой причине жестко из науки вытесняются - С.Ш.) Так, физика, собирательное имя экспериментальных наук, нуждалась в унификации, и к этому вели усилия Ньютона и других ученых его времени. Но с развитием физики начался обратный процесс. Для своего развития науке необходимо, чтобы люди науки специализировались. Люди, а не сама наука. Знание не специальность. Иначе оно… утратило бы достоверность. И даже эмпирическое знание в его совокупности тем ошибочней, чем дальше оно от математики, логики, философии. А вот участие в нем действительно - и неумолимо - требует специализации” (Ортега-и-Гассет Х. Указ. соч. С.103).
26 Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986. С.12.
27 Личность в этом процессе действительно не нужна. Она уже в силу того, что сама личность, разрывает рамки специализации. И, напротив, специалист, “стесненный своим узким кругозором, …действительно получает новые данные и развивает науку, о которой сам едва помнит, а с ней - и ту энциклопедическую мысль, которую старательно забывает. Как это получается и почему? Факт бесспорный и, надо признать, диковинный: экспериментальное знание во много развивается стараниями людей на редкость посредственных, если не хуже” (Ортега-и-Гассет Х. Указ. соч. С.104).
28 Гилберт Н.Дж., Маклей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ выступлений ученых. М., 1987. С.23.
29 В мире науки. 1989, № 2, с.5.
30 Латыпов Р. Интернет-революция // Свободная мысль. 1997, № 9, с.65-74. С.71.
31 Бурлацкий Ф. Указ. соч. С.11.
32 Тофлер О. Будущее труда // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, с.250-275.
33 Сверхспециалист - это еще в недавнем прошлом крупный специалист, однако в силу ряда личных и внешних обстоятельств (возраста, стремительного развития науки и техники, назревания и формирования новых парадигм) переставший отвечать достигнутому данной специальной области деятельности уровню развития. Генерал Д. Эйзенхауэр, передавая дела новому президенту Соединенных Штатов Дж. Кеннеди, зарекал его ни в коем случае не возлагать решение специальных вопросов на специалистов. Особенно, он, человек военный, предупреждал преемника об опасности поручать военным решение военных вопросов.
34 Велихов Е. Компьютер сегодня и завтра // Аргументы и факты. 1989.
35 Костаков В. Занятость: дефицит или избыток? // Коммунист. 1987, № 2, с.78-89. С.84-85. С середины 1980-х годов автор неоднократно предупреждал в устных выступлениях, в газетных и журнальных публикациях о том, что если молодежь не будет вовлечена в деятельность, достойную человека XXI века, то она жестоко отомстит обществу массовым всплеском преступности, пьянства, наркомании, разврата (Шардыко С. Цена интеллекта // На смену! 22 ноября 1989; Он же. Петля для науки // Наука Урала, 21 декабря 1989, с.4-5; Он же. Рынок в стране люмпен-пролетариев?.. // Наука Урала. 23 августа 1990; Он же. Победим ли экономику абсурда // Вечерний Свердловск, 5 июня 1991; Он же. Путь к спасению // Учительская газета, 11-18 июня 1991); Он же. Простой и эффективный способ... О повышении зарплаты и сокращениях // Наука Урала, 30 мая-6 июня 1991, с.4-5). Реакция на эти предупреждения обычно выражалась словами: “Нечего нагнетать страсти!”.
36 Велихов Е. Указ. соч.
37 Андреев С. Один год из жизни страны: результаты и перспективы. М.: Прогресс, 1990.С.312.
38 Там же. С.314.
39 Там же. С.215.
40 Шардыко С.К. Россия в ХХ веке: между революцией и контрреволюцией // Судьба России: исторический опыт ХХ столетия. - Екатеринбург: УрГУ, 1998, с. 168-181.
41 Харт Г. Россия потрясает мир. М., 1992.С.22-23.
42 Это состояние было характерно в основном для рубежа 90-х годов. Сегодня - уже в XXI веке ситуация изменилась, но не настолько существенно, чтобы считать это радикальным изменением. Те руководители, о которых здесь идет речь, успели “сделать свое дело”, многие из них уже на пенсии, а кто-то и в “научной эмиграции”, но много еще видим мы в своей среде и тех, кто продолжает свое черное дело. Мы же имеем сейчас дело с динамикой, которую они задали своим яростным сопротивлением “информационно-компьютерному веку”.
43 Автор исходит из гипотезы, что современная наука есть результат “творческого” заимствования индустриальной науки Запада, “предельные основания” которой сокрыты в мироотношении западноевропейского суперэтноса. Процесс заимствования потребовал создания особого социального механизма, эффективно подавляющего ростки оригинальной научной мысли, пробивавшиеся на почве русского национального мироотношения.
44 Ортега-и-Гассет Х. Указ. соч. С.104-105.
45 Овчинников В.И. О тенденциях усредненности и талантливости (к вопросу о духовности развитой личности) // Ежегодник Философского общества СССР 1989-1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. М., 1990, с.78-92.С.85-86.