28864 (657140), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Так теория "клинической криминологии", автором которой являлся Горофало, в книге "Критерии опасного состояния" объяснил преступность неким "опасным состоянием личности", а позднее французский ученый Пинатель описал клинические проявления такого состояния. В зависимости от степени выраженности клинической картины, преступная способность может быть незначительной, средней и повышенной. Наличие и степень выраженности опасного состояния диагностируется по силе влияния биологических факторов на социальные и социальных на биологические по принципу "больше - меньше".
Предрасположенность к преступлению по Пинателю связана с биологической структурой личности, проявление которой возможно при определенных условиях. Тем самым он обосновал возможность мер безопасности к лицам, находящимся в опасном состоянии.
В основе теории немецкого психиатра Кречмера лежит понятие о различии в конституционном строении тела человека. По его мнению, люди разной физической конституции отличаются и различным психологическим складом. Различному сочетанию этих свойств соответствуют и разные типы поведения. Определенные варианты такого сочетания дают нам типы преступного поведения.
Теория конституционного предрасположения к преступности нашла своих последователей в лице таких ученых как Шелдон, супруги Глюк и других.
В ХХ столетии по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые теории, объясняющие преступное поведение, то деятельностью желез внутренней секреции, т.н. эндокринная теория, то аномальным набором хромосом у лиц, совершающих насильственные преступления (хромосомная теория). Например, исследования на животных показали, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов – серотонина ниже, чем у пассивных. Оказалось, что и у людей, совершающих преднамеренные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток злосчастного гормона.
В 70-х годах нашего столетия американскими генетиками были выявлена лишняя 47-я хромосома (вместо 46 в норме) у отдельных людей. Возникло предположение о "хромосомной преступности", которое не было сколь значительно подтверждено в те годы.
Другое направление биологических и биосоциальных воззрений на преступное поведение связывает его не с антропологической или физиологической, а психологической структурой личности.
В основе этих концепций лежит психоанализ Фрейда. Согласно Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности.
Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами.
Однако когда активность сознания ослабевает, эти "затаившиеся" инстинкты и влечения прорываются наружу и зачастую в виде преступлений.
К фрейдизму примыкает и теория психопатологических причин преступности, сторонники которой утверждают, что преступник – либо психопатологическая личность, либо умственно отсталый человек.
Существуют и другие научные факты, объясняющие поведение людей биологическими (в том числе и наследственными) факторами.
Заключение
Если криминология – это наука о природе, причинах преступности и мерах ее предупреждения, то и изучение личности преступника как более частный по отношению к ней проблемы осуществляется в тех же целях. Следовательно, типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и механизмы преступного поведения в целях его предупреждения.
В основу криминологической типологии личности можно положить субъективные, внутренние причины преступного поведения. Это не означает игнорирования иных, внешних социальных факторов, способствующих совершению преступлений. Но коль скоро речь идет о личности преступника, нужна типология именно личности, а не упомянутых факторов.
Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, что она такова, каков мотив его поведения.
Мотив – явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы преступного поведения. Во всяком случае, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна: исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.
Список литературы.
Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений // Советская юстиция. 1993. №№ 2, 3, 5, 6.
Криминология. Учебник. - М., 1995.
Криминология и профилактика преступлений. Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. - М., МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1998.
Самостоятельная работа слушателей и курсантов: Методические рекомендации. - М., МЦ при ГУК МВД РФ. 1997.
Четвериков B.C. Криминология. Учебное пособие - М : ИНФРА-М, 1996.
1 Четвериков B.C. Криминология. Учебное пособие - М : ИНФРА-М, 1996.
2 Криминология и профилактика преступлений. Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. - М., МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1998.