ref-14479 (655771), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по формам и методам она оказалась специфически пролетарской1.
В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.
Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразил отрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение, Если в целом промышленное производство в России в 1900—1903 гг. сократилось на 5%, а потребление хлопка совсем незначительно — на 0,6%, то выплавка чугуна уменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов и вагонов — на 25—37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работали 112 тыс. рабочих.
В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболее концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли, производившие предметы потребления. В текстильной промышленности, в частности, возникло большое число регионально-отраслевых объединений картельного типа.
Кризис 1900—1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихся предприятий. Петербургский международный банк, например, не только сохранил, но и расширил свою «сферу интересов». В первый ряд выдвинулся Азовско-Донской банк, прибравший к своим рукам многие предприятия Юга России, в основном горнопромышленные и сахарные. Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве.Сочетание капиталистических противоречий_неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 — 1907 гг., .буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.
К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что правительство уже теряло контроль над ситуацией. С. Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905 г. высочайшим манифестом России были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Одновременно создавалось объединенное правительство — Совет министров во главе с С. Ю. Витте, на который возлагалось введение «конституционных порядков» в стране.
Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнения обещаний правительства. Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. В результате революционное движение стало терять массовость.
Учреждение Государственной думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране после кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Буяыгину было поручено подготовить проект чакона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы.
В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица,
В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржуазии.
Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.
Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы,
Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее близкие к царю сановники, минисгр императорского двора Фредерике и др. Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно понимал.
Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.
Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права рабочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.
Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий—двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены Государственной думы.
У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятиях —• один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организованный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы.
Для крестьян устанавливались четырех степенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).
Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.
Основные законы
20 февраля 1906 г. были утверждены законы «Учреждение Государственной думы» и «О переустройстве учреждений Государственного совета». Первый определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе. Статья I определяла «предмет ведения» Государственной думы: «обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти», в том числе вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную роспись доходов и расходов и т. д. «Учреждение» ограничивало право законодательной инициативы: «Государственная дума может возбуждать дело об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов». Изданные в марте 1906 г. «Бюджетные правила» ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы распределялись по партийным группам -фракциям. Начиная со II Государственной думы практиковались совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров.
Рассказать о выступлении Столыпина 3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске I! Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным' переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.
Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, но из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет.
Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны. Рабочие большинства губерний России (за исключением 6} могли участвовать в выборах только по второй городской курии — как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.
Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат выборов.
Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с революционным движением ввел военно-полевые суды, которые в упрощенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным образом к смертной казни (расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная репрессия, осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким примером таких действий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в 1912 г. Несмотря на очевидность допущенного беззакония, организаторы расстрела остались безнаказанными, хотя на место и выезжала специальная сенатская комиссия.
В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г.
Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однако последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически непосредственно подчинялись департаменту полиции.
Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела наружного наблюдения и агентурного отдела. В отделе наружного наблюдения состояли филеры—специальные наружные сыщики, которые систематически тайно наблюдали за революционерами.
Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников осведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы, готовые за плату делать что угодно. Часто охранка использовала компрометирующие кого-либо материалы для вербовки. При этом допускалось нарушение законности. Если какое-либо лицо совершало преступление (возможно, даже серьезное), охранка гарантировала ему непривлечение к уголовной ответственности, если оно согласится быть секретным сотрудником.
Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях, будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть до участия в террористических актах и в подстрекательстве на совершение таковых. Одновременно провокаторы информировали охранку, которая изобличала революционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки противоречило даже царскому закону, поскольку основная задача политической полиции состояла в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранка допускала даже совершение отдельных террористических актов в отношении высших должностных лиц.
Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты.