468 (641918), страница 3
Текст из файла (страница 3)
1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;
6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пересечения попыток насильственного освобождения этих лиц.9
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лип с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания им вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
В отличие от оснований применения огнестрельного оружия, три основания использования оружия, закрепленные в ч.2 ст. 15 Законе «О милиции», не предполагают ведения огня по человеку.
Первое основание использования огнестрельного оружия сотрудниками милиции - остановка транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться.
Закон допускает возможность использования огнестрельного оружия для остановки транспортного средства, если, во-первых, его водитель создает реальную опасность для жизни и здоровья людей, а во-вторых, не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться.
Перечисленные условия могут иметь место, к примеру, тогда, когда сотрудники милиции осуществляют преследование транспортного средства, водитель которого не подчиняется, несмотря на их неоднократные законные требования остановиться, и, скрываясь от преследования, грубо нарушает правила дорожного движения (например, двигается со значительным превышением установленной скорости, опасно маневрирует, не выполняет требований запрещающих знаков и сигналов и т.п.). В такой ситуации остановка транспортного средства необходима для того, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, находящихся или могущих оказаться на пути движения скрывающегося транспортного средства.
Немаловажное значение имеет форма требования об остановке. Главное, чтобы оно было замечено водителем, который к тому же должен иметь возможность убедиться, что данное требование исходит именно от сотрудника милиции. Подобная возможность имеется, например, тогда, когда требование об остановке выражено понятным жестом руки сотрудника милиции в форменной одежде на освещенном участке улицы или дороги, тем более, если оно сопровождено сигналом свистка, использованием жезла, громкоговорящей установки, приборов световой и звуковой сигнализации (сирена, проблесковые маячки) служебного милицейского автомобиля или мотоцикла.
Для решения вопроса о законности использования огнестрельного оружия, как, впрочем, и средств принудительной остановки транспорта, не имеют значения мотивы, в силу которых водитель не подчинился останавливающему его сотруднику милиции (скажем, водитель может считать, что он не допустил никаких нарушений правил дорожного движения, но даже если это так и есть, он все равно обязан по требованию милиции остановиться).
Закон о милиции не ограничивает сотрудников милиции в использовании огнестрельного оружия для остановки транспортных средств видом, принадлежностью транспортного средства, а также местом нахождения в момент использования оружия.
Останавливать транспортное средство с использованием огнестрельного оружия можно только путем повреждения самого транспортного средства. В связи с этим сотрудник милиции обязан принять все зависящие от него меры, чтобы не поразить водителя и пассажиров, а также, чтобы не пострадали окружающие. Стрельба ведется, как правило, по задним колесам преследуемого транспортного средства, с возможно более близкого от него расстояния, позволяющего гарантировать безопасность водителя и пассажиров, на относительно ровном и прямом участке дороги, свободном от встречного транспорта и пешеходов, где есть возможность беспрепятственного съезда по обе стороны дороги. Сотрудник милиции не должен использовать оружие, если не уверен, что сможет это сделать без риска причинения огнестрельных ранений находящимся в преследуемом транспортном средстве людям.10
Вместе с тем сотрудник милиции, правомерно использовавший оружие для остановки транспортного средства, не должен, думается, нести ответственность за гибель, телесные повреждения водителя, имущественный вред, наступившие в результате опрокидывания, наезда на препятствие и иных последствий выхода поврежденного оружием транспортного средства из-под контроля его водителя.
Сотрудник милиции, останавливающий при помощи оружия транспортное средство и поразивший при этом водителя, будет нести ответственность за неосторожное преступление, кроме тех случаев, когда он не должен был и не мог предвидеть подобных последствий (например, пуля, срикошетив от колеса транспортного средства, попадает в водителя, выстрел происходит в момент, когда преследуемый водитель совершает резкий и неожиданный маневр, или в момент сотрясения транспортного средства сотрудника милиции от наезда на выбоину в дорожном полотне и т.п.).
Как показывает практика, строгое соблюдение требования Закона о причинении вреда только транспортному средству при его остановке весьма затруднительно в силу того, что при ведении огня по колесам останавливаемого транспортного средства в сектор обстрела попадают также водитель и пассажиры, которые в нем находятся. Кроме того, вести прицельную стрельбу во время преследования, как правило, из движущегося транспортного средства довольно сложно.
В соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка эти лица должны проявлять сдержанность в применении силы и действовать, исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута.
Представляется, что при преследовании транспортного средства, водитель которого не остановился на требования сотрудника милиции, а целью остановки была, скажем, проверка документов, незначительное нарушение правил дорожного движения, необходимость использовать транспортное средство в служебных целях и т.п., остановка транспортного средства, как представляется, не должна превращаться в самоцель.
Думается, что в этих случаях нарушается принцип целесообразности государственного принуждения, в соответствии с которым оно должно использоваться только в тех случаях, когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого положительного эффекта.
Второе основание использования огнестрельного оружия - обезвреживание животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей.
Закон разрешает сотрудникам милиции использовать оружие для поражения животных, которые причиняют гражданам и сотрудникам милиции вред здоровью или создают реальную угрозу здоровью и жизни указанных лиц. Речь здесь может идти, например, о волках, медведях, рысях, тиграх, львах, леопардах, змеях, собаках, иных хищниках, а также любых других животных, нападающих на людей в силу ранения или каких-либо иных причин (слон, бык и т.д.). Не имеет значения, где происходит или может произойти нападение животного на людей, по каким причинам оно оказалось в данном месте, в каких условиях - естественных или искусственных оно содержится или содержалось, является ли чьей-либо собственностью или нет, занесено в Красную книгу или нет.
Чаще всего по рассматриваемому основанию оружие используется против собак. Оружие может быть использовано уже тогда, когда достаточно крупная собака (овчарка, боксер, бультерьер, ризеншнауцер, дог и т.п.) нанесла укусы людям и бросается на них независимо от ее, так сказать, намерений, даже если хозяин животного находится поблизости.11
Оружие разрешается использовать только для обезвреживания животного, и недопустимо применять огнестрельное оружие в отношении владельцев собак и других животных, которые, например, натравливают их на людей.
Рассматриваемая норма позволяет сотруднику милиции использовать оружие против собаки задерживаемого им лица, которое, отказываясь проследовать в милицию и вынуждая сотрудника милиции применять для доставления физическую силу, не выполняет требования сотрудника милиции надеть на нее намордник, успокоить, передать другому лицу, привязать к дереву, закрыть в салоне автомобиля или иным образом устранить исходящую от собаки угрозу нападения.
Третье основание использования оружия - производство предупредительного выстрела, подача сигналов тревоги или вызов помощи.
В качестве одной из форм предупреждения лиц, против которых возможно применение оружия, допускается производство одного или нескольких выстрелов вверх, в землю и в ином направлении, исключающем гибель, ранение людей и имущественный вред, в целях понуждения таких лиц к прекращению преступных действий и выполнению всех требований сотрудника милиции.
Кроме того, выстрелы из огнестрельного оружия могут производиться в качестве сигнала тревоги, с получением которого сотрудники милиции начинают действовать в соответствии с планом охраны и обороны объекта или иными заранее разработанными планами и инструкциями (например, планом проведения операции по освобождению заложников или задержания лиц, оказывающих из какого-либо укрытия вооруженное сопротивление).
Допускается также использование огнестрельного оружия для вызова помощи. Закон при этом не называет случаев, в которых помощь может вызываться посредством выстрелов из оружия. Полагаем, что сотрудник милиции может это делать, во-первых, при возникновении угрозы чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, в том числе и его собственным, вследствие действий людей, источников повышенной опасности, стихийных сил природы, аварий или в силу иных обстоятельств; во-вторых, при пресечении любых преступных действий и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; наконец, в-третьих, при задержании каких-либо лиц в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, иными законодательными актами, если такие лица оказывают неповиновение требованиям сотрудника милиции, пытаются скрыться.
Закон обязывает сотрудника милиции о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента его применения представить рапорт о случившемся начальнику органа внутренних дел по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. В рапорте сотрудника милиции отражаются обстоятельства, которые привели к применению оружия; вид оружия, время и место его применения; имеющиеся сведения о лицах, против которых оно применялось; условия, цели и результаты применения оружия; сведения о возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов; меры по оказанию пострадавшим помощи; время информирования о случившемся оперативного дежурного органа внутренних дел.
Своим рапортом сотрудник милиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к огнестрельному оружию.
Если после предупредительного выстрела (выстрелов) оружие на поражение не применялось, сотрудник милиции также должен сообщить об этом оперативному дежурному (или начальнику) органа внутренних дел и составить рапорт, указав в нем, когда, где, в отношении кого и при каких обстоятельствах сделан предупредительный выстрел, его результаты, количество израсходованных патронов, причины производства не одного, а нескольких предупредительных выстрелов.
На вооружении милиции имеются различные специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства, отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, резиновые пули, специальные окрашивающие средства, служебные собаки), которые могут применяться работниками милиции в установленных законом случаях.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел имеются несколько модификаций резиновых палок (ПР-73, ПР-89, ПР-90 и др.), которые предназначены для применения в различных условиях сотрудниками разных подразделений органов внутренних дел: патрульно-постовой службы милиции, в том числе отрядов милиции особого назначения, Госавтоинспекции, участковыми уполномоченными милиции и др.
Резиновые палки могут применяться в следующих случаях:
для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником милиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника милиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься, в том числе по голове, шее, в живот и т.д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников милиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник милиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.12
Весьма широк спектр находящихся в распоряжении органов внутренних дел специальных средств, содержащих слезоточивые вещества: ручные газовые гранаты "Черемуха-6", "Черемуха-12" и другие их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами "Черемуха-7", "Сирень-7", аэрозольная упаковка "Черемуха-10", ранцевый жидкостный аппарат, пистолет газовый с боеприпасами. Слезоточивый газ может применяться в следующих случаях:
для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;