181559 (629100), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Стратегия «использования природных ресурсов». Суть ее состоит в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующем использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти – страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.
Стратегия «преследования». Промышленность, опираясь главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, и заполняет ниши на рынках, с которых эти страны вытесняются более дешевыми изделиями. На первых этапах потребителю не предлагается новых продуктов. Основной упор делается на воспроизводство уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят в более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, в значительной мере эту стратегию использует Китай.
Стратегия «передовых рубежей». Она состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Этой стратегии придерживаются США, Англия, Франция, Германия и другие индустриальные страны.
Общим для каждой из стратегий является достижение нового технологического рубежа. Разница определяется соотношением этого рубежа и исходными возможностями.
Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.
Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.
Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.
Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".
Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 2). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.
Рис. 2. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах. [18]
Для России переход к новым технологическим укладам имел свои довольно яркие особенности.
Рис. 3. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в России. [18]
1.3. Инструменты промышленной политики
Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Под этим подразумевается не просто количественное увеличение объема производства. По этому показателю в советские времена Россия во многих случаях была впереди всей планеты. Но уровень жизни населения был невысок из-за постоянного дефицита на самые разнообразные товары промышленного и продовольственного потребления. Поэтому необходимо структурное улучшение ВВП, то есть повышение доли высококачественной продукции, товаров длительного пользования и современных финансовых и информационных услуг. Необходимо также, чтобы увеличение ВВП опережало рост народонаселения и сопровождалось ростом ВВП на душу населения. Достигается это в рамках реализации промышленной политики с помощью широкого набора инструментов.
При проведении промышленной политики используют прямые государственные инвестиции, субсидии, налоговые, ценовые и другие финансово-кредитные рычаги.
Важное место в инструментарии промышленной политики занимают поддержание конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний, и формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечивающих создание, освоение и распространение новых продуктов и технологий. Эти сети получили название «национальные системы инноваций».
К инструментам промышленной политики следует отнести также лизинговую и протекционистскую политику.
Возможности лизинга в обновлении и совершенствовании производственных фондов исключительно велики. Это связано с тем. Что изношенность основных фондов большинства российских промышленных предприятий достигла 70-90%.Однако, большая часть предприятий, стоящих перед необходимостью обновления оборудования, или вообще не имеет такой возможности, или испытывает недостаток средств. А лизинг в нынешней ситуации позволит осуществить широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий. Наибольшую привлекательность на российском рынке имеют лизинговые операции по поставке оборудования в ключевые отрасли экономики: горнорудную промышленность, металлургию, нефтегазодобывающую промышленность, нефтехимию, телекоммуникации. По информации Российской ассоциации лизинговых компаний наибольшую привлекательность имеют лизинговые поставки техники и промышленного оборудования – 71,4%; другая техника, в том числе телекоммуникационная и медицинская – 24,8 %; дорожный транспорт – 1,4 %; компьютеры и оргтехника – 0,9 %; суда, авиа- и железнодорожная техника – 0,9 %; легковые автомобили – 0,9 %.
Так, например, в Ростовской области лизинг позволил аграриям за 5 лет закупить новое оборудование на 1 млн. долл. США (Вести-Россия от 17.05.2006 г.).
Лизинговые компании при производителях являются основателями мирового лизингового бизнеса.
И в России существуют подобные российские лизинговые компании, однако вследствие ограниченного доступа к финансированию они пока мало развиты. На рынке заметны лишь компании, созданные или позиционирующие себя при производителях самолетов: «Ильюшин Финанс Ко», «Авиационная лизинговая компания «Туполев». Их отличительная особенность заключается в том, что если обычная компания при производстве влияет в основном лишь на спрос, то названные компании могут влиять и на спрос, и на предложение. Акционеры готовы кредитовать производство самолетов, а ведь именно недостаток долгосрочных финансовых ресурсов является наиболее актуальной проблемой в отрасли.
Самолеты являются классическим объектом международного лизинга, что обусловлено прежде всего их высокой ценой, длительным сроком амортизации и относительной ликвидностью на вторичном рынке. До 50% всех продаж самолетов в мире осуществляются через различные формы финансирования, в том числе лизинг, поэтому перспективы роста авиационных лизинговых компаний вполне оправданы.
Государство само создает лизинговые компании для поддержки отдельных отраслей (авиации – «Ильюшин Финанс Ко», сельского хозяйства – «Росагролизинг», «Росагроснаб»). В основном в России по инициативе властей создаются лизинговые компании для реализации программ поддержки малого бизнеса. К ним относятся, например, «Московская лизинговая компания», «Иркутский бизнес-парк», «Компании малого бизнеса Татарстана».
Суть протекционистских мер заключается в принятии протекционистских тарифов, предусматривающих высокие пошлины на ввозимую продукцию, представляющую собой аналог продукции приоритетных отраслей производства. Положительной перспективой такой политики является то, что промышленникам будет дано время для адаптации к новым технологиям и для обеспечения конкурентоспособности производимого на их предприятиях ассортимента продукции, а потребителей подтолкнет к покупке товаров местного производства.
Однако, нельзя вводить в действие запретительные импортные тарифы без тщательно подготовленной долгосрочной программы экономического развития, так как правительство получает столь необходимый доход от таможенных пошлин, большая часть которого может быть распределена среди производителей, в том числе с целью инвестирования в новые технологии на базе инноваций фундаментальной и прикладной науки.
Ключом такой программы, уравновешивающей недостатки протекционистских тарифов, является набор инвестиционных стимулов, побуждающих производителей внедрять новые технологии. Это может быть беспошлинный импорт оборудования; снижение налога на прибыль, полученную в результате капиталовложений; налоговые льготы по суммам, направленные на обучение рабочих новым технологиям; внедрение иных поощрительных мер. Все эти шаги следует сочетать с системой наказания предприятий, которые не вкладывают средства в техническое обновление. Без этого протекционизм создаст «зонтик высоких цен», под которым товары, произведенные по старым разработкам, могут продаваться по еще более высокой стоимости, чем раньше.
Один из элементов промышленной политики – поддержка новых организационных форм, особенно ФПГ (финансово-промышленные группы). Продление бюджетного кризиса и развитие хозяйственного законодательства позволяет государству поддержать формирование новых ФПГ и теснее взаимодействовать с ними в проведении промышленной политики. Но формирование ФПГ может иметь и отрицательные последствия в виде монополизации рынка и давления на правительство с целью получения льгот.
С 1997 года появился новый инструмент промышленной политики – бюджет развития. Это «защищенная» часть бюджета, которая образуется за счет иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг. В долгосрочной перспективе бюджет развития может стать чрезвычайно важным каналом распределения средств на инвестиционные цели.
В отличие от обычных бюджетных расходов, направленных на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, средства из бюджета развития предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей, задаваемых промышленной политикой. Например, кредитование экспортных операций; государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу; капитальные вложения, связанные с санацией и др.
До сих пор одним из факторов, сдерживающих структурную перестройку и распространение процедуры банкротств, остается опасение массовой безработицы. Для смягчения проблемы безработицы необходима политика занятости, которая должна быть направлена на создание рынка труда, социальной защищенности работников и мобильности трудовых ресурсов.