180905 (628848), страница 2
Текст из файла (страница 2)
К этой же группе противоречий относятся и противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, возможное появление в перспективе в ней новых государств (например, Китая, Индии, доля которых в мировом ВВП, промышленном производстве, инвестициях, международной торговле товарами и услугами и т.д. неуклонно растет).
2. Противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ, Всемирным банком, ВТО). Деятельность этих международных институтов по координации политики ведущих стран мира оказывает определенное позитивное воздействие на мировое экономическое развитие, и, в принципе, реализуемая в результате их деятельности большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности может оцениваться положительно. Однако возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализацией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих согласованных странами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. Особую остроту (как показали кризисные явления второй половины 90-х гг. XX в. в Юго-Восточной Азии, Бразилии, Аргентине) приобретают противоречия, связанные с крупномасштабными неконтролируемыми потоками спекулятивных капиталов.
3. Противоречия между отдельными странами, с одной стороны, и ТНК, банками (ТИБ) и мировыми финансовыми центрами (МФЦ) - с другой. Одной из характерных тенденций в развитии современной теории глобализации (так называемое «гипергло-балистское» направление) является принижение роли государства и соответственно национально-государственных интересов. Сторонники «гиперглобализма» в современной экономической теории считают, что карта современного мира - это в большей степени «карта ТНК», чем традиционная политическая карта мира, представленная государствами. Действительно, ТНК и ТНБ в настоящее время превратились в главные движущие силы процесса глобализации экономики, потеснившие в некоторых регионах мира национальные государства и деформировавшие социально-экономические системы этих стран. Противоречия между ТНК, ТНБ, МФЦ, с одной стороны, и государствами современного мира - с другой, составляют одно из главных противоречий процесса глобализации мировой экономики.
4. Противоречия между крупнейшими ТНК, ТНБ и МФЦ. Эти противоречия проявляются практически во всех формах международных экономических отношений - от международной торговли товарами и услугами до международного информационного обмена. Во многих случаях они выступают как противоречия, связанные с монополистической и олигополистической глобальной конкуренцией6.
Таким образом, конкурентная борьба выходит на качественно новый - глобальный уровень. «Правила игры» в этой формирующейся глобальной экономике определяются в результате взаимодействия трех основных сил:
- глобализирующегося капитала (ТНК и МФЦ);
- ведущих стран современного мира и их группировок (ЕС, НАФТА,АТЭС);
- наиболее авторитетных международных экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.)7.
Сторонники неолиберальной глобализации, казалось бы, в конце XX в. уже увидели контуры всемирной экономической гармонии, достигнутой благодаря соблюдению прав человека и высокой эффективности рыночных отношений. Однако финансовый кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе показал, что еще рано говорить об интегрированной экономике, когда одни страны проигрывают, а другие благодаря кризису испытывают экономический бум. В результате азиатского кризиса произошел массовый отток капитала из АТР в Соединенные Штаты.
Мировой экономический порядок, основанный на принципах соблюдения прав человека и либеральной экономики, пока не состоялся. Глобальная десинхронизация привела к поискам противовесов и попыткам создания геополитического равновесия с помощью региональных группировок. Проявляются реальные тенденции социальной и экономической маргинализации в разных регионах Земли. Современный мир не ограничивается реальным географическим пространством, он стал многомерным.
1.3 Глобализация, антиглобализм и альтероглобализм
Неоднозначность и противоречивость процесса глобализации отражается и во взглядах ученых, политиков, представителей общественных организаций различных стран, анализирующих этот процесс. Так, в рамках некоторых современных теоретических концепций глобализации экономики, основанных на идеях экономического неолиберализма, достаточно отчетливо проявляется принижение роли современных государств и, соответственно, национально-государственных интересов в связи с тем, что мировое сообщество по мере либерализации внешнеэкономических связей и все большего снятия административных, экономических, правовых и других барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы развивается в направлении формирования единой целостной экономической системы.
В частности, теоретическим основанием соответствующих направлений политики глобализации экономики, ориентированной на все большую открытость национальных экономик, является так называемое гиперглобалистское направление современной экономической мысли.
Действительно, если учесть ту огромную роль, которую играют в современной мировой экономике и современном мире в целом крупнейшие ТНК и ТНБ, то, как уже отмечалось, карту, современного мира можно представить не как традиционную политическую карту, представленную государствами, а как «карту ТНК», и, соответственно, мировую экономику - как «мировую экономику ТНК».
Однако основанному на идеях экономического неолиберализма гиберглобалистскому течению экономической мысли противостоят в настоящее время другие экономические школы, представители которых, на наш взгляд, дают более объективную оценку процессов, происходящих в связи с глобализацией мировой экономики (их представителей нередко объединяют в так называемые пессимистическое и трансформационное направления теории глобализации. Они показывают не только сохранение, но и по некоторым вопросам усиление роли государств в современном мире.
Достаточно определенно на этот счет высказывался президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, который в докладе «Государство в меняющемся мире» отмечал: «История настойчиво повторяет, что хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно» 8. При этом он, подчеркивает, что центральной проблемой в современных условиях становится не размер государственного сектора, а его качество, эффективность государственного участия в экономическом развитии. Действительно, даже в таких мощных группировках государств, как, например, ЕС, где процесс международной экономической интеграции (движения к единой экономической целостности на региональном уровне) зашел уже очень далеко и страны фактически передали наднациональным органам значительную часть своего суверенитета в экономической области, роль государств остается весьма значительной.
Реакцией на реализуемую в настоящее время ведущими странами мира (и прежде всего США) неолиберальную модель глобализации экономики являются как политика конкретных стран и их группировок, вытесняемых на «периферию» мирового хозяйства, так и более широкое и массовое движение антиглобализма. Нередко антиглобализм рассматривают как чисто маргинальное направление (движение левацких партий, акции, предпринимаемые партиями «зеленых» (партии экологической направленности) и другими партиями и движениями). Однако практика показывает, что это упрощенный подход к сути антиглобализма, поскольку, как уже отмечалось, сам процесс глобализации экономики и связанные с ним противоречия имеют объективную основу. Не случайно изъяны формирующегося «нового мирового порядка» подвергаются критике таких авторитетных фигур, как Папа Римский Иоанн Павел II, Генеральный секретарь ООН К. Аннан, президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон, бывший главный экономист и вице-президент Всемирного банка, Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц, известный гарвардский экономист Дж. Сакс, бывший президент США У. Клинтон. Аналогичные заявления делались Всемирным советом церквей, Русской православной церковью, Социалистическим интернационалом и другими лидерами и общественными организациями.
В противовес Давосскому Всемирному экономическому форуму в 2000 и 2001 гг. в Бразилии (г. Порту-Алегри) прошли всемирные социальные форумы с ярко выраженной антиглобалистской ориентацией. При этом второй бразильский форум, в котором участвовали около 50 тыс. делегатов (в том числе и видных политических деятелей), прошел под девизом «Иной мир возможен». Суть этого девиза состоит в возможности осуществления адьтернативной - иной, чем неолиберальная, - модели глобализации - социально ориентированной и контролируемой глобализации («глобализации с человеческим лицом»). А это, в свою очередь, требует реформирования деятельности ведущих международных экономических и финансовых организаций, более эффективного международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций и банков, повышения роли ООН9.
Как представляется, более точным определением, чем «антиглобализм», для данного направления общественной мысли и соответствующих движений было бы определение «альтерглобализм», т.е. альтернативный, иной глобализм, чем та неолиберальная модель глобализации экономики, которая предлагается миру в настоящее время ведущими странами с рыночной экономикой и некоторыми международными институтами в качестве единственной и безальтернативной. Реализация такой модели социально ориентированной и контролируемой глобализации экономики могла бы способствовать разрешению или смягчению современных противоречий глобализации, сокращению того огромного разрыва, который существует в настоящее время между уровнями социально-экономического развития ведущих стран с рыночной экономикой и основной массой развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.
Обращая внимание на противоречивость современной модели глобализации, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на одном из саммитов «восьмерки» («семерка» и Россия), предложил формулу «социально ответственной глобализации». Эту же мысль он повторил в приветствии участникам, организаторам и гостям проходившего в Нью-Йорке «ФорумА-2000»: «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций, проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы должны позаботиться о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользоваться плодами научно-технического и интеллектуального прогресса».
Пример ЕС показывает, что реальные процессы интеграции идут по пути создания региональных экономических блоков. Однако усиление процесса регионализации мировой экономики на основе межгосударственной экономической интеграции конца XX - начала XXI вв. - лишь одно из проявлений глобализации.
1.4 Новые тенденции в мировой экономике
В процессе экономической глобализации и становления мировых рынков стираются различия между национальными системами управления. Новая система глобального менеджмента строится на международной основе, гиперконкуренции и телекоммуникациях, пересекающих политические, национальные и культурные границы. Это система ориентирована на запросы глобального потребителя, стремящегося получить одновременно высокое качество, низкие цены, быструю доставку и максимальную надежность.
Глобализация сопровождается нарастающей либерализацией и взаимозависимостью национальных рынков капиталов, товаров и услуг. Возрастает мобильность мирового капитала, тогда как до 80-х годов в международных экономических отношениях преобладали внешняя торговля и совместное предпринимательство. Международный спекулятивный капитал через валютные и фондовые биржи может повлиять на финансовое состояние страны, которая напрямую слабо интегрирована с кризисным регионом. В торговле акциями на финансовых рынках возрастает доля иностранных партнеров.
Одной из современных тенденций в мировой экономики является интернационализация производства, позволяющая транснациональным корпорациям (ТНК) захватывать новые рынки в обход таможенных барьеров. Значительный объем торговых операций ТНК осуществляется в рамках внутрифирменного оборота. Глобальные торговые коммуникации стимулируют перенос производства в развивающие страны с дешевой рабочей силой, что ведет к ликвидации рабочих мест в развитых странах и негативно сказывается на местном рынке труда. Экспансия иностранных товаров разрушает традиционное производство в развивающихся странах и обостряет проблему массовой безработицы.
В международной конкуренции решающую роль играют транснациональные корпорации с годовым оборотом капитала в сотни миллиардов долларов. Она обладают высокой степенью свободы и не подвластны государственному регулированию. На Востоке формируется новая идеология организации производства ТНК, когда менеджмент обеспечивается не только через качество товара, но и качество жизни сотрудников.
В связи с возрастанием мобильности капитала в высокоразвитых странах промышленность, подобно сельскому хозяйству, переходит в разряд невыгодных. Рост портфельных инвестиций стимулируется потребностями диверсификации и стремлением избежать налогообложения. Идет острая конкурентная борьба за сокращение трудовых затрат. После «открытие» Китая для мирового сообщества и распада мировой социалистической системы образовался гигантский рынок дешевой рабочей силы. В странах с высокой заработанной платой уменьшились преимущества в производительности труда. В результате усилилась международная конкуренция региональных условий хозяйствования. Отмечается кризис модели социально ориентированной экономики, например в Германии. Преимущества получают страны с низкой зарплатой, где созданы благоприятные условия для размещения производства и сбыта, что способствует притоку зарубежных инвестиций. Азиатско-Тихоокеанский регион, становится реальным мировым полюсом массового производства массовых изделий.
Глобализация обусловлена информационной революцией, развитием мировых телекоммуникаций и цифровых электронных сетей (сетевые международные электронные системы, электронная почта, системы обмена информации по электронным сетям, электронные банковские и торговые системы). У частных лиц появился доступ к каналам связи, рынкам и источникам информации, которые прежде контролировались только государством или международными корпорациями. Информационные ресурсы безграничны, а пользование ими не обусловлено правом собственности. Информационный продукт слабо зависит от издержек производства и конкуренции. Более высокая мобильность информации, связанная с новыми цифровыми коммуникационными сетями, способствует ускорению оборачиваемости капитала.