178868 (627997), страница 4
Текст из файла (страница 4)
На данный момент в Европе насчитывается около 15 млн. безработных. Они сетуют на эмигрантов за то, что на их местах могли бы работать местные жители и эмигранты вроде бы увеличивают безработицу среди местного населения. Однако на самом деле это не так, поскольку европейцы по собственной воле отказались от непрестижной работы и предпочли стать на биржу труда. Негативное отношение к иностранным работникам усиливается в связи с нарастанием нелегальной миграции. Изменения, приносимые иммиграцией в жизнь стран-реципиентов, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Неприятие иностранцев стало весьма распространенным явлением, хотя и не всегда непосредственно проявляющимся и открыто выражаемым. Так, например, на французском сегменте мирового рынка труда, несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство Франции довольно либерально по отношению к иммигрантам, отношение к ним среди местного населения не улучшается .
Королевство Швеция считается образцом открытости миру, толерантности и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти пятая часть всего населения Швеции - это «лица с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети). Однако и в образцовом северном государстве все больше распространяется враждебное отношение к иностранцам. Эти тенденции объясняются крахом прославленной шведской иммиграционной политики, а также прецессионными экономическими процессами .
Неприязнь к чужим - это ответ на растущую безработицу среди иностранцев и страх коренных жителей перед засильем чужих. Опрос населения летом 2000 г. в Швеции показал, что более половины опрошенных считают: в стране слишком много иммигрантов. Две трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть респондентов не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну. Несмотря на это, в политике и экономике постепенно складывается понимание того, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Как предполагает правительственная комиссия, каждый год в течение длительного периода следует принимать на 30 тыс. больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900 тыс. иммигрантов до 2030 г. - более десятой части сегодняшнего населения Швеции.
Весьма динамичные процессы наблюдаются на корейском рынке труда. Быстрый выход из кризиса 1997 г. обусловил спрос на рабочую силу, включая иностранных рабочих. Сейчас правительство Кореи пытается ввести новую систему контроля иммиграции неквалифицированных рабочих, основным моментом которой является выдача разрешений на трудоустройство желающим работодателям. Введение в действие этой системы позволит положить конец запрету на въезд неквалифицированных рабочих, а именно такой политики придерживалась Корея в течение долгого времени.
Наблюдающиеся тенденции уменьшения количества рабочих в возрасте от 15 до 24 лет и падение доли этой возрастной группы на рынке труда Кореи являются основными причинами нехватки рабочей силы, особенно в сфере реального сектора экономики. Это также ведет к повышению спроса на иностранных работников со стороны, посредством каскадной миграции, в том числе и из Беларуси.
Недостаток рабочей силы на производстве вовлекает женщин в производственные процессы. В 1999 г. доля женщин на корейском рынке труда составляла примерно 50%, причем большинство из них являлись работниками умственного труда. На этом сегменте МРТ значительными темпами возрастает количество трудящихся старше 55 лет. Так, если в 1980 г. их доля составляла 10%, то в 2000 г. она уже стала превышать 17%. С одной стороны, это является отражением изменения возрастной структуры населения, означающим, что работники вынуждены в среднем работать дольше, в контексте решения проблемы долга поколений. С другой стороны, пожилые работники хотят и могут трудиться дольше просто потому, что продолжительность жизни растет, и они достаточно здоровы, чтобы продуктивно осуществлять эту деятельность. Большинство людей этой возрастной группы не выступают субъектами наемного труда, а осуществляют предпринимательскую деятельность, ведя индивидуальный или семейный бизнес, занимаясь им в основном в сферах сельского хозяйства или услуг.
В 1991 г. в Корее был принят Закон о трудоустройстве пожилых работников, призванный содействовать их занятости в сфере промышленности, а также в различных отраслях экономики страны в рамках больших, средних и малых городов. По закону, предприятиям с численностью более 300 работников предлагается, по крайней мере, 3% рабочих мест предоставить лицам старше 55 лет. Закон также призывает правительство предоставить больше возможностей для обучения пожилых работников и обеспечить им информационную поддержку. Он не предусматривает применение принудительных мер, однако степень его влияния на рынок труда огромна ввиду менталитета населения и национальных традиций. Увеличение количества работников старше 55 лет свидетельствует о тенденциях превышения спроса над предложением на южнокорейском сегменте МРТ.
Хорошо известен тот факт, что корейские работники отличаются высоким уровнем образования, - это явилось одной из причин быстрого экономического подъема в 70-х гг. ХХ в. Уровень образования корейских работников существенно вырос в 80-х гг., благодаря реформе системы образования. В 1999 г. более 60% выпускников средних школ поступили в колледжи и вузы, и это, пожалуй, самый высокий показатель во всем мире. Быстрое улучшение уровня образования явилось одной из причин так называемого «корейского чуда» .
Однако, хотя высшее образование призвано улучшить производительность труда в дальнейшем, слишком быстрый рост образования тех, кто вступает на рынок труда, создал проблему несоответствия предложения спросу: в то время как все острее ощущается нехватка работников физического труда, растет спрос на низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа. И хотя зарплата, которая предлагается работникам этой категории, намного ниже, чем зарплата коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает конъюнктуру корейского рынка труда.
Те, кто поддерживает узаконивание этого вида иммиграции, утверждают, что зарубежные работники скорее дополняют рынок труда, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы. Здесь есть перспективы и для белорусских работников. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы не обязательно создавать условия для ее привлечения; можно направить усилия на реструктуризацию экономики по пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такой взгляд небезынтересен и для Республики Беларусь, так как она может направить денежные средства на развитие таких технологий и посредством этого привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также трудоустраивать белорусских высококвалифицированных специалистов.
В 2000 г. Институт труда Кореи провел опрос 2192 фирм со штатом сотрудников от 10 человек и выше с целью получения информации о планах этих фирм на трудоустройство работников в ближайшие пять лет. Сделав анализ, ученые установили, что рост трудоустройства в высокотехнологичной промышленности в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Из этого можно сделать вывод о том, что и в Республике Беларусь должна происходить реструктуризация рынка труда в направлении увеличения на нем специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо ввести больше соответствующих специальностей в вузах страны, чтобы отвечать требованиям информационного будущего, предъявляющего спрос на высококвалифицированные кадры.
Это подтверждают и результаты опроса, уже сегодня выявившие острую нехватку высококвалифицированных работников и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его данным, общая нехватка в секторе информационных технологий оценивалась как 43 тыс. работников в 2000 г. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель может достигнуть 185 тыс. человек.
Для того чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, корейское правительство увеличило количество мест на соответствующих факультетах в университетах и колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают порядка 200 тыс. молодых специалистов в области информационных технологий. Вместе с тем наблюдается существенное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Так, например, происходит и в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, становясь при этом на биржу труда или даже работая в другой сфере. Для того чтобы увеличить количество зарубежных специалистов в области информационных технологий, правительство Кореи пересмотрело условия въезда таковых в страну. Например, был отменен лимит пребывания в стране. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшей отмене ограничений для того, чтобы привлечь работников в сферу информационных технологий. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на зарубежные инвестиции. Можно ожидать, что повышение притока профессиональных иммигрантов повлечет за собой рост прямых зарубежных инвестиций.
Что же касается социальной интеграции иностранных рабочих в Корее, то легальные иммигранты пользуются теми же социальными выгодами, что и коренное население. Иммигранты этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому интеграция их в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что плюрализм культур - новое понятие для Кореи, а межнациональные браки весьма непопулярны.
На работников - стажеров распространяются некоторые положения Закона по организации труда (например, об оплате сверхурочной работы), они попадают также в зону действия Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничивается тремя годами и их незанятость в этот период практически исключена, различного рода социальные пособия и пособия по безработице на эту категорию иммигрантов фактически не распространяются. Ввиду этого они считают нецелесообразным платить соответствующие страховые взносы.
Наряду с этим в стране осуществляется борьба с трудоустройством нелегальных иммигрантов. Ведь они являются нарушителями закона, особенно в сферах социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегалы отбирают рабочие места у коренного населения, так как представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, имеющие официальное разрешение на трудоустройство иммигрантов, платят за них налог на трудоустройство, работодатели, нанимающие нелегалов, сами являются нарушителями закона.
Социальные и экономические затраты в совокупности с вышеуказанными проблемами являются основными причинами того, что общество стремится избавиться от нелегалов.
Правительство Кореи пытается найти более четкие пути отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-реципиентом. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Осуществление этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязи каскадной миграции может снизить давление со стороны предложения и на белорусском сегменте МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать по трудовым контрактам в Корею, а освободившиеся в России вакансии могут быть заняты белорусскими работниками.
Во многом схожие с южнокорейскими процессами на рынке труда протекают процессы и на сингапурском сегменте МРТ. Так, данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что трудоустройство в Сингапуре растет. Общее количество трудоустроенных за первые 9 месяцев 2000 г. превысило этот показатель за весь 1999 г. Безработица упала до 2,5% в 2000 г. по сравнению с 3,5% в 1999 г. Сокращение штатов все еще превышает докризисные показатели, хотя темпы этого процесса снизились. Хуже всего обстоит дело с трудоустройством низкоквалифицированных работников средних лет, в то время как трудоустройство работников с высшим образованием, как и в Корее, изменилось в лучшую сторону .
Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 г., свидетельствуют, что рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тыс. в 1990 г. Соответственно, доля иностранцев на рынке рабочей силы выросла с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) существенно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).