22873-1 (625807), страница 4
Текст из файла (страница 4)
2. Инфляционные ожидания, которые связаны с их классической формой. Они формируются и оказывают свое влияние на ценоповышательный процесс в условиях, лишенных форс-мажорных обстоятельств. Они строятся на основе предвидения будущих размеров инфляции, учитывая при этом ошибки в прошлых предсказаниях цен. Подобная форма ожиданий, на наш взгляд, пока у населения нашей страны не сформирована. Это объясняется нестабильностью политических и экономических процессов в период реформированиям социально-экономической системы общества. Если в странах с устойчивым темпом инфляции ее ожидания заставляют индексировать текущие и будущие номинальные доходы при заключении контрактов о найме выдаче денег в кредит, то в нашем случае их возникновение сдерживается тем, что в послереформенное время различные социальные группы прежде всего стараются возместить понесенный ими материальный ущерб от проведения ценовых акций, нежели эадумываются над тем, каков уровень инфляции будет через полгода или через год. В этом видятся как положительные, так и отрицательные черты. Отрицательная черта заключается в том, что этим самым сдерживается формирование рыночной психологии поведения у потребителей. Положительная - дает возможность правительственным органам более последовательно проводить политику доходов, идея которой заключена в сдерживании их роста, увеличении временного лага между актом повышения цен и моментом приспособления населения к ним.
Акт проведения реформы либерализации цен по сути мало что изменил на потребительском рынке, поскольку товарной интервенции не планировалось, предложение товаров не возросло. Практически не подорожали продукты, по сравнению с периодом, предшествующим либерализации цен, которые уже тогда продавались по свободным ценам. Это, в первую очередь, относится к некоторым продовольственным товарам. Положение усугублялось еще и тем, что правительство больше внимания уделяло финансовой стабилизации путем рестрикционной кредитно-денежной политики.
На макроэкономическом уровне также не удалось достичь тех целей, на достижение которых была направлена либерализация цен. По итогам 1992 года, не удалось решить задачу по оздоровлению государственных финансов. Потребительские цены выросли в 26 раз по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые цены в промышленности - в 34 раза. За год было эмитировано 1513 млрд. рублей и наличных денег, по сравнению с 28 млрд. рублей в 1990 году и 89 млрд. рублей в 1991году.
Обращая внимание на столь значительные показатели уровняяинфляции следует учитывать то обстоятельство, что в индексах цен для каждого месяца присутствует 3,5-кратное увеличение общего уровня цен, связанное с единовременным актом их либерализации. Поэтому корректней было бы считать за 100% не начало года, а момент, последовавший сразу же после повышения.
Несмотря на либерализацию цен в январе 1992 года, которая привела к их взвинчиванию, в дальнейшие месяцы происходило снижение их темпов роста. В определенной степени в этом свою роль сыграли "ценовой шок" и кризис наличности, которые, во-первых, ликвидировали "денежный навес", а, во-вторых, сбили потребительский спрос. Но к концу года темпы инфляции вновь возросли с 8 % в августе до 20.1% в декабре. Это явилось следствием смягччния жесткой монетарной политики, которая проводилась в первой половине 1992 года. Профинансировав взаимозадолженность предприятий вливаниями, ЦБ и правительство обострили ситуацию, связанную с инфляционной напряженностью.
Следующим аспектом анализа динамики инфляционного процесса и факторов, влиявших на его развитие, является исследование проблемы взаимосвязи роста цен и денежной массы в обращении. Поскольку усиленное (функционирование эмиссионного механизма присуще экономической системе переходного периода, рост наличных денег в обороте представляет собой необходимое условие развития инфляции. Проблема эмиссии заключает в себе ряд субпроблем. К числу некоторых из них относится проблема взаимодействия двух денежных оборотов: наличного и безналичного. Ранее существовало их четкое разделение. Наличные рубли не подлежали обмену на безналичные, а последние, в свой очередь, на первые. Предприятиям разрешалось использовать наличность только для выплаты заработной платы, и очень ччсто их излишние (безналичные активы конфисковывались посредством налогов с целью субсидированияяубыточных предприятий. С развитием перестроечных процессов запрет на перевод безналичных денег в наличные ослабевал. Большая часть этой суммы использовалась при увеличении ставок заработной платы, а не шла на народнохозяйственные цели. Это давало толчок к росту эмиссионной напряженности.
Третья проблема состоит в вычленении денежных потоков. До cих пор остается неясным вопрос о том, какая часть "горячих денег" является, действительно, "горячими деньгами" в доходах населения, ввиду того, что объемы реализации товаров в сфере частного торгового оборота вычисляются на уровне приблизительных оценок. Пока же наблюдается устойчивая зависимость между приростом денежной эмиссии и роста неотоваренныы денег.
Учитывая, что на долю Российской Федерации приходилось 2/3 денежного оборота рублевой зоны, анализ динамики роста денежной массы является достаточно репрезентативным для оценки ситуации в целом. Поэтому данные для СССР и России включены в одну таблицу.
Обращают на себя внимание данные сравнительного анализа динамики цен и темпа эмиссии в 1992 году .
Вместе с тем, что в среднем и темп прироста денежной массы и темп роста цен за год близки друг к другу, в первой половине года темп роста денежной наличности отставал от темпа роста цен, что послужило возникновению кризиса наличности, который усугубился еще и тем, что невиданных размеров приобрел оборот денег по неофициальным каналам реализации. В конце года темп роста денег относительно стабилизировался.
В целом же следует заключить, что в 1992 году в большей мере рост наличных денег зависел от роста цен.
Это позволяет еще более уточнить основное содержание и механизм российской инфляции, что может служить основным выводом.
Ранее мы уже пришли к заключению, что инфляция в России связана прежде всего со структурными диспропорциями в экономической системе. Эта подкрепляется также и тем, что рост денежной массы в прошедшем году обусловливался ростом цен и был вториччн по отношению к нему. Такое разделение, конечно же, условно, так как цены и денежная масса естественно взаимообусловливают свой рост, но необходимо для выявления основного содержания российской инфляции.
6. Выводы, заключение
Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения внешнеэкономической нагрузки на народное хозяйство были исчерпаны. Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяяственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.
Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.
В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализацияяцен приняла лавинообразный характер.
Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров.
Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяяственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому не оправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.
Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.
Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит.
На него устанавливаются монопольно высокие цены как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.
Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.
Создание товарных рынков связано с переходом от государственно-монополистических структур к конкурентным. Сейчас ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.
Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.
В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник - прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений.
Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио- и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.
Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это не позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет никакой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.
Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).
К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.