130223 (618987), страница 4
Текст из файла (страница 4)
2.1 История исследований в сфере общения подростков
За последние тридцать лет в России и за рубежом было проведено множество исследований, касающихся различных сторон общения подростков. Возраст испытуемых – 9-17 лет.
Согласно данным статистики, среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 97,7% опрошенных, любовь – 90,8%) [15, с.269].
Общение с товарищами – источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [16, с. 146].
Английский психолог Джон Коулмен (1984) предлагал 11-13-летним и 15-17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы "Когда нет никого вокруг…" и "Если человек один…". Их ответы затем классифицировались на положительные (например: "Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу") и отрицательные (например: "Если человек один, он начинает нервничать"). Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
В целях изучения потребности подростков в различных формах общения был проведен содержательный анализ писем детей в рубрику "Алый парус" газеты "Комсомольская правда". Возраст авторов писем – от 11 до 15 лет.
Как показывает проведенное исследование, наблюдается существенное расхождение между выраженной потребностью 11-15-летних детей в тех или иных формах общения и реализацией этой потребности в жизни. На потребность в интимно-личном общении указывают около 34% подростков, а в реальном общении подростков эта форма составляет около 30%. О потребности в социально-ориентированной форме общения заявили 56% подростков, а случаи реального общения отмечены лишь у 13%: "...иногда ощущаешь свою ненужность, думаешь, почему не поручат дело, которым бы увлеклась, которое бы приносило пользу людям... а ведь так хочется что-то сделать для людей, принести пользу, что-то хорошее..." (Галя С., 14 лет. Новгородская область). Потребность подростка в социально-ориентированной форме остается неудовлетворенной в 43% случаев. Фрустрированность подростков порождает потребность в стихийно-групповом общении (наличие этой формы зафиксировано у 56% детей 11-15 лет), хотя изначально она выражена у незначительного числа детей (14,5%) [15, с. 114-116].
У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы. Затем две такие группы образуют смешанную компанию, внутри нее складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Разумеется, эта схема не универсальна.
В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании.
В обширной литературе по приматологии нет ни одного примера устойчивых, долгосрочных групп подростков-самок, в то время как у самцов такие группы существуют повсеместно [11, с. 157-160].
Социометрическое лонгитюдное исследование (Эдер Д. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей.
Социальный психолог Леон Фестингер (1919-1989) выдвинул гипотезу о том, что членство в группе удовлетворяет потребность в социальном сравнении (сравнении собственных действий, чувств, взглядов, способностей с действиями, чувствами, взглядами, способностями других людей). Когда нет объективных стандартов, нам приходится использовать других людей в качестве образцов для оценки этих сторон своей личности [15, с. 266-267].
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Бреннан Т., Остров Э., Оффер Д., 1980) и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми: "У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...". Девушки значительно чаще юношей жалуются на одиночество и непонятость, отсутствие поддержки, неудовлетворенность собой, нерешительность, вдвое чаще переживают состояние депрессии.
Согласно данным исследования Лосенкова В.А. и Кона И.С., в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: "Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?" – утвердительно отвечают свыше трех четвертей учащихся 7-10-х классов. С возрастом сомнения усиливаются, свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого вы предпочли бы иметь своим другом – юношу или девушку?" – доля девушек, выбравших идеального друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается. 57% ленинградских девятиклассников говорили, что вообще не имеют друзей-девушек, а 46% девятиклассниц – друзей-юношей [8, с. 110-115].
2.2 Экспериментальное исследование методом анкетирования
В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.
Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.
В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношений в классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждой девушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали на уроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информацию об учащихся.
Нами была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросы актуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимо учебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данного вида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастает потребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особое место в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя с другими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочет осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников.
Анкета составлялась на основе методики исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методики многофакторного исследования личности Кеттела.
Целью исследования методики КОС-1 является выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Эти способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Она включает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы "ДА-НЕТ". Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментально установлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) [7, с.281-283].
Масштабы, средства и время на создание методики Кеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия (доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. При интерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений.
Также при составлении анкеты мы опирались на данные теста Т. Лири. Его цель – проследить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях. Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. С его помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различные личностные черты (доминантность, уверенность в себе, настойчивость, независимость – холодность, зависимость – подчиняемость, несамостоятельность, общительность, отзывчивость) [3, с.59-83].
Разработанная нами анкета направлена на исследование среди девочек- подростков в возрасте 13-15 лет коммуникативных, лидерских качеств и степени уверенности в себе. Анкета позволяет выявить, насколько коммуникабельны испытуемые, выявить предпочитаемые среды общения испытуемых, значение и роль общения в их жизни, трудности общения с малознакомыми людьми, значение для них общения с товарищами, умение включиться в новую для них компанию.
В анкетировании участвовали 23 ученицы восьмых классов. Исследование показало, что:
-
общительными себя считают 100% испытуемых;
-
приятнее и проще проводить время с людьми, а не с книгами или за каким-либо занятием 100% испытуемых;
-
100% испытуемых предпочитают проводить свободное время в компании друзей;
-
большинство испытуемых стремятся к новым знакомствам, к общению с различными людьми;
-
только небольшой процент (17%) составляют те, кому трудно включиться в новую компанию, кому хочется побыть в одиночестве (26%);
-
около четверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группы товарищей;
-
необходимо подчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя среди малознакомых людей (48%);
-
около половины испытуемых (43,5%) отметили, что им трудно внести оживление в малознакомую компанию.
Исследование подтвердило нашу гипотезу.
Экспериментальные данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ответы испытуемых
№ вопроса № испыт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | – | – | – |
2 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | + | – | – | – |
3 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
4 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | + | – | – | – |
5 | 15 | + | – | + | + | – | – | + | – | – | – | + | – | – | – |
6 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | + | + | – | + |
7 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
8 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
9 | 14 | + | – | – | + | – | – | + | + | + | – | – | + | – | – |
10 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – |
11 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | + | – | – | – |
12 | 15 | + | – | + | + | + | + | + | + | – | – | + | – | – | + |
13 | 14 | + | – | – | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
14 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | – | – | + |
15 | 13 | + | – | + | + | + | – | + | + | + | – | – | – | – | – |
16 | 14 | + | – | – | + | – | + | + | – | + | – | + | – | – | + |
17 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
18 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | – | – | – | + | – | – | – |
19 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
20 | 13 | + | – | – | + | – | + | + | – | + | – | + | – | – | + |
21 | 14 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
22 | 15 | + | – | + | + | – | + | + | + | + | – | + | – | – | – |
23 | 15 | + | – | + | + | + | – | + | + | – | – | – | + | – | – |
Обобщенные экспериментальные данные выглядят так, как показано в таблице 2.