104714 (615932), страница 3
Текст из файла (страница 3)
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
2.1 Государственная информационная политика: общие положения
Основными направлениями государственной информационной политики России являются:
— разработка нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать рынок на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;
— выработка и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям информационных продуктов и услуг, информационных технологий, технических и технологических средств;
— повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;
— продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов и услуг на мировой информационный рынок.
Активное развитие информационного рынка требует создания соответствующего государственного механизма регулирования информационной деятельности, призванного обеспечить рациональное использование в ней ресурсов бюджета, привлечение инвестиций из негосударственного сектора экономики для развития этой сферы воспроизводства.
Как известно, коммерческие и государственные информационные организации, действующие на информационном рынке, с разных позиций подходят к формированию цен на свои продукты и услуги.
Коммерческие информационные службы считают приоритетным извлечение прибыли из вложенных ими средств и используют для этого все рыночные инструменты: инвестиции и займы, страхование, выпуск облигаций, кредиты под залог имущества и т. п. Государственные информационные организации, или организации, использующие средства государственного бюджета, не имеют права включать в себестоимость своих информационных продуктов и услуг затраты, профинансированные государством.
И. С. Мелюхин дает следующее определение государственной информационной политики: «Под государственной информационной политикой следует иметь в виду регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только средства массовой информации, но и телекоммуникации, информационные системы и ресурсы, — всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной и т. п.». В работе И. И. Родионова государственная информационная политика трактуется как совокупность целей, отражающих национальные интересы страны в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, систему мер по их реализации. Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий разных субъектов процесса информатизации, сформировать такую нормативную и правовую базы, которые способны оказать благоприятное воздействие на процессы распространения информации в обществе, в том числе научно-информационную деятельность. Проведения сильной информационной политики требует от государства сама специфика информационных ресурсов, их роль в организации и сохранении жизни общества.
На современном этапе основная задача государственного регулирования состоит в разработке правовой и нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие государственных и коммерческих структур в национальной информационной системе и процессах ее глобализации. В связи с этим информационная политика государства направлена на:
— активизацию интеграционных процессов в информационной сфере;
— содействие созданию глобального информационного пространства стран в интересах каждого государства и каждого пользователя;
— разработку методологических, технико-технологических и организационных принципов и методов эффективного производства и распространения информационных продуктов и услуг, необходимых для обеспечения совместимости всех частей глобальной информационной сферы.
Однако решение таких задач требует не только нормативно-правового, организационно-технологического и технико-экономического регулирования отношений на информационном рынке. Важную роль здесь играет учет человеческого фактора. В государстве должно быть достаточное количество профессионально подготовленных специалистов, способных обеспечивать освоение, внедрение и эффективную эксплуатацию современных информационных и коммуникационных технологий, сетей, систем и технических устройств. Кроме того, все граждане должны быть достаточно подготовлены для того, чтобы стать их массовыми индивидуальными пользователями как в своей профессиональной деятельности, так и в быту. При этом и специалисты-профессионалы, и массовые пользователи обязаны знать и четко соблюдать правовые нормы деятельности в информационной сфере.
Таким образом, системный подход к решению комплексных задач государственного управления информационной сферой заключается в обеспечении целостности информационного пространства страны, его интеграции в мировое информационное пространство, а также в обеспечении информационной безопасности государства путем формирования единой общегосударственной информационной структуры, составными элементами которой являются:
— система информационного законодательства;
— система информационных ресурсов;
— информационно-коммуникационная инфраструктура;
— научно-технический и производственный потенциал информационной индустрии;
— рынок информационной продукции и услуг;
— система массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы информации.
2.2 Принципы управления информацией
В развитых демократических странах еще до начала формирования информационного общества была осознана необходимость управления информацией в производстве по аналогии с управлением кадрами, финансами и материальными ресурсами. Под термином «управление информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации.
В информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о всех предложенных информационных продуктах. Важно фиксировать все решения, предлагаемые разработчиками, как положительные, так и отрицательные, и дополнять соответствующими замечаниями. Без этого невозможно добиться эффективного согласования предлагаемых решений.
Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедоступной базы данных о рассмотренных информационных продуктах, далекой от сферы разработок. Имеется в виду отправление правосудия в Великобритании, которое, как известно, основывается на прецедентах. Поэтому для краткости такие базы данных будем называть базами прецедентов.
На изучении прецедентов строится древнее и вечное информационное производство — воспитание, образование и обучение людей. Прецеденты являются основой информационного производства, в котором участвуют наиболее интеллектуально развитые люди. На прецедентах развивается искусство — информационное производство, в котором заняты творчески одаренные люди.
Момент согласования с прецедентами нового информационного продукта, предлагаемого одним из участников информационного производства, является решающим моментом в управлении всем информационным производством. Его эффективность, безусловно, зависит от качества предлагаемых новых информационных продуктов, но оценить это качество без достаточно полной базы прецедентов невозможно.
Применительно к сфере конструкторских разработок можно утверждать, что при наличии базы прецедентов в технологию действий разработчика должны включаться стадия поиска прецедентов предлагаемых решений или, говоря языком специалистов в области информационного обеспечения, стадия поиска и интерпретации аналогов предлагаемых решений. В результате разработчик может сам оценить варианты предлагаемых им решений, выбрать лучшее, с его точки зрения, провести необходимое, по его мнению, согласование со смежниками и представить свое решение на утверждение в соответствии с регламентом общей технологии собственного информационного производства.
Процедура согласования предлагаемых решений со смежниками присутствует во всяком производстве нового информационного продукта, а не только в разработках каких-либо изделий. Чрезвычайно ответственна эта процедура в производстве законодательных и/или нормативных актов в органах государственного управления. Поэтому важный интерес представляет процедура выявления особенностей взаимодействия субъектов в момент согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами. При формулировании этих особенностей нужно исходить из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта — будь то произведение искусства, научное открытие, новое техническое решение или декларация о доходах. Поэтому в своем продукте он старается сделать максимально заметными положительные стороны своей деятельности и скрыть отрицательные. При этом все субъекты информационного производства, представляющие на согласование с прецедентами (и таким образом обобществляющие) свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возможностей. Из этого следует, что управление сложным информационным производством предполагает введение жесткой технологической дисциплины, обеспечивающей необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноту информации, отчуждаемой в общественное пользование от субъекта информационного производства.
Необходимую полноту отчуждения невозможно обеспечить без общественного принуждения — отсюда следует первый принцип управления информацией: «Полнота отчуждения общественно необходимой информации от субъектов информационного производства достигается только средствами принуждения». Этот принцип распространяется не только на производимую информацию, но и на информацию, являющуюся для этого производства сырьем, подлежащим обработке, ибо в рамках всего общественного информационного производства каждая производимая информация является сырьем или предметом труда для каких-либо других производителей информации.
Если первый принцип управления информацией нацелен на принудительное преодоление субъектами информационных производств нежелания отдавать информацию, то второй принцип — на принудительное преодоление субъектами информационного производства нежелания использовать все прецеденты при согласовании своего продукта. Как известно, при согласовании предлагаемого решения у его автора далеко не всегда возникает желание представить свой продукт на фоне имеющихся подобной информации и прецедентов. Это явление характерно как для разработчиков новых изделий, так и для представителей науки, торговли (реклама), государственных учреждений (местничество и лоббирование), шоу-бизнеса и многих других информационных производств. Такие продукты информационного производства, как плагиаты, слухи, дезинформация, клевета, мошенничество, коррупция и другие, являются следствием неполноты или даже искажения состава прецедентов, на фоне которых демонстрируется предлагаемый информационный продукт.
Подобное обстоятельство доставляет не меньше забот, чем трудность отчуждения информации, еще и потому, что с ростом объемов общественного производства обеспечить полное и достоверное согласование информационных продуктов с прецедентами нелегко из-за значительного объема баз прецедентов. В связи с этим обвинить разработчика какого-либо решения в неполном и/или некорректном согласовании с прецедентами по злому умыслу нередко практически невозможно. Отсюда следует второй принцип управления информацией: «Качество согласования предлагаемого информационного продукта обеспечивается полнотой базы прецедентов, доступной производителю этого продукта, и эффективностью принуждения производителя проводить согласование с достаточной полнотой и достоверностью».
На рубеже 1930-х годов, когда коррупция государственных чиновников в США достигла неслыханных размеров и фактически каждый деловой человек стремился урвать свой кусок криминальными или близкими к ним способами, президент Ф. Рузвельт взял курс на государственное управление общественным информационным производством. Вскоре после прихода в Белый дом им были приняты билли «О честной конкуренции» и «Честном чиновнике», которые и определили дальнейшую политику государства в управлении информацией. Эти билли устанавливали презумпцию открытости информации о результатах деятельности всех субъектов общества, и прежде всего государственных учреждений, обязанность всех отчуждать обществу необходимую для его нормального развития информацию, строгую ответственность каждого за несоблюдение этой обязанности. При реализации этих биллей Рузвельт и последующие президенты США руководствовались демократическими принципами разделения власти и функций хозяйствующих субъектов.
Известный принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции России и постелено завоевывает и расширяет свои позиции.
Принцип разделения функций хозяйствующих субъектов требует максимальной независимости субъектов, которые осуществляют в каком-либо проекте функции финансирующего проект заказчика, подрядчика, который выполняет предусмотренные проектом работы, а также аудитора, который проверяет ход работ по проекту. Очевидно, нарушение этого принципа позволяет скрывать информацию о возможном сговоре участников проекта, что, в свою очередь, приводит к обману государства и/или участников, задействованных в проекте или заинтересованных в реализации этого проекта. Принцип разделения функций хозяйствующих субъектов в демократических странах не обсуждается, но любое замеченное нарушение этого принципа вызывает бурную реакцию общества. Заметить такое нарушение можно только при наличии достаточно полной и доступной информации о всех действиях хозяйствующих субъектов общества. Конечно, наличие подобной информации само по себе не искоренит коррупцию и другие антиобщественные явления в области экономики. Большие объемы массивов информации, отражающей хозяйственную деятельность, а также сложность взаимодействия между хозяйствующими субъектами всегда оставляют лазейки для различного рода криминальных сделок, однако по мере развития информационных технологий сама процедура сговора усложняется и, кроме того, возрастают возможности для его обнаружения.
В настоящее время в России принцип разделения функций хозяйствующих субъектов не защищен законодательно и нарушается повсеместно, прежде всего там, где на проекты расходуются государственные средства или средства простых граждан. Поэтому одной из важнейших мер сейчас является незамедлительное законодательное закрепление в экономике в целом и в материальном и информационном общественных производствах в частности принципа разделения функций, согласно которому «в каждом общественном проекте функции заказчика, подрядчика и аудитора должны выполняться тремя различными, максимально независимыми друг от друга субъектами».
Реализация этого принципа в информационном производстве потребует от каждой организации максимального разделения функций заказчика информационного продукта, его производителя и субъекта, осуществляющего контроль за полнотой согласования продукта с прецедентами и степенью отчуждения этого продукта.
В информационном производстве должен действовать еще один важный принцип, устанавливающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления, а также правила пользования этой обобществленной информацией. Человек, хотя и является продуктом общества, в своих действиях не может быть абсолютно открытым. Развитие демократического общества позволило выработать нормы, направленные на максимальную защиту личной тайны при использовании отчужденной от человека информации. В общественном информационном производстве должны вводиться ограничения на использование отчуждаемой информации, то есть информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайну.