93354 (613005), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психической состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК РФ). Назначается лицам, страдающим тяжелыми формами психического расстройства, совершившим особо опасные деяния. Для указанных лиц характерны постоянный характер психического расстройства, склонность к неоднократному совершению опасных деяний. В силу необходимости предупреждения совершения ими новых деяний, а равно обеспечения их собственной безопасности названные лица требуют усиленной охраны и постоянного интенсивного медицинского наблюдения. В этих стационарах организуются специальные отделы охраны не только для наружной охраны больниц, но и для надзора за поведением этих лиц внутри помещений с использованием средств сигнализации и дополнительного контроля.
Решение вопросов о невменяемости, применении принудительных мер медицинского характера, а также определение типа больницы относится к компетенции суда. Осуществление принудительных мер медицинского характера возложено на психиатрические учреждения органов здравоохранения (данное положение изложено в ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г.). Они же определяют больницу, где лицо должно проходить лечение. Вид принудительных мер медицинского характера назначает суд, учитывая при этом заключение судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы. Заключение экспертизы не является для суда обязательным, как и любое доказательство, оно подлежит проверке и оценке, однако несогласие с выводом экспертов должно быть мотивировано (ст. ст. 80, 88 УПК РФ). В действующем УК произошла дальнейшая дифференциация принудительных мер медицинского характера, в частности впервые закон предусматривает (п. "а" ч. 1 ст. 99 УК) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, т.е. меру, не связанную с помещением лица в психиатрический стационар. Критерием назначения судом конкретного вида принудительного лечения служит, прежде всего, психическое состояние лица, степень его опасности для себя, окружающих, возможность совершения иного общественно опасного деяния. Наряду с психическим состоянием лица, характером совершенного им общественно опасного деяния нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер. Лечение определяется состоянием больного, диагнозом заболевания, а не видом принудительных мер медицинского характера. Принудительное лечение применяется лишь в случае признания лица виновным в совершении преступления обвинительным приговором, постановленным с назначением наказания16. Если лицо, совершило преступление, но освобождено, от уголовной ответственности, принудительное лечение не применяется.
3. Порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера
Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным кодексами и иными законами. Назначая принудительные меры медицинского характера, суд не определяет его сроков. Меры медицинского характера применяются до полного излечения лица. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом.
В качестве оснований судебного рассмотрения указанных вопросов выступает представление администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Лицо, к которому применяются принудительные меры медицинского характера, подлежит периодическому освидетельствованию в целях наблюдения за ходом его лечения, оценки степени его опасности, а также для изменения в случае необходимости вида принудительных мер медицинского характера либо прекращения или продления принудительного лечения17. Освидетельствование проводится комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в 6 месяцев. Если комиссия придет к выводу об отсутствии оснований для прекращения применения принудительных мер медицинского характера или изменения их вида, она представляет в суд заключение о продлении применения таких мер. Первое освидетельствование производится по истечении 6 месяцев с начала лечения. Если лечение продляется, то в последующем продление производится судом ежегодно. В УК Федеральным законом от 20.03.2001 внесены изменения, касающиеся положения о том, что освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от установленных в законе сроков, с учетом психического состояния лица, по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника через администрацию учреждения. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.
Если в процессе применения принудительных мер медицинского характера произойдет существенное изменение в состоянии здоровья больного, которое даст основание для изменения вида или отмены принудительных мер медицинского характера, освидетельствование лица должно быть произведено независимо от истечения каких бы то ни было сроков 18.
На основании заключения комиссии врачей-психиатров суд может изменить вид принудительных мер медицинского характера как в сторону усиления интенсивности наблюдения, так и в сторону его ослабления. При изменении вида принудительных мер медицинского характера учитывается только состояние здоровья лица и его опасность для себя и окружающих. Поведение лица может учитываться лишь как симптом заболевания, позволяющий судить о состоянии здоровья и прогнозах поведения. Практика показывает, что улучшение психического состояния психически больного позволяет врачам-психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специализированного типа в стационар общего типа, а возможно, и использовании перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния - наоборот19.
Наиболее ярким показателем прекращения применения принудительного лечения является выздоровление, хотя чаще психиатры имеют дело с улучшением клинического состояния, а нередко его ухудшением, но результатом является уменьшение опасности этих лиц. В этом случае администрация учреждения, где проводится принудительное лечение, направляет представление в суд о прекращении применения принудительных мер медицинского характера. Под выздоровлением понимается стойкое улучшение состояния здоровья, вследствие которого лицо вновь обретает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими20.
Если лицо совершило общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, оно не несет за него ответственности даже в случае выздоровления. В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.
4. Принудительные меры медицинского характера, соединённые с исполнением наказания
Согласно ч. 2 ст. 99 УК принудительные меры медицинского характера могут быть соединены с исполнением наказания в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Принудительное лечение им назначается только в том случае, если судом постановляется обвинительный приговор с назначением наказания. Во всех других случаях, в том числе и при вынесении обвинительного приговора с освобождением лица от наказания, принудительное лечение не может быть применено. Основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, изложены в ст. 22 УК. К ним относятся неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица устанавливается судебно – психиатрической экспертизой, в заключении которой также должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему мер принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать своё решение21. В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского характера – амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатр22а. Стало быть, их направление в психиатрические стационары в порядке, предусмотренном ст. 101 УК РФ, исключается. Такое принудительное лечение зависит от вида наказания. Согласно ст. 18 УИК к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера применяются учреждениями, исполняющими указанными видами наказания. В отношении же лиц, приговорённых к иным видам наказания, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется в учреждения органов здравоохранения по месту жительства больного. При изменении психического состояния осуждённого, требующего стационарного лечения, его помещение в психиатрический стационар или иное лечебное заведение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК РФ). Из этого следует, что такое лечение не носит характера принудительной меры, а осуществляется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Осужденные к лишению свободы помещаются в подобных случаях в психиатрические стационары, являющиеся видом исправительных учреждений, входящих в уголовно – исполнительную систему Минюста России23. Течение срока наказания при этом не прерывается. Госпитализация лиц, приговорённых к наказаниям, не связанным с арестом, ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также засчитывается в срок отбывания наказания. Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного не по решению суда, а в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении24. Изменение и продление данной принудительной меры судом в отличие от иных медицинского характера (ст. 102 УК РФ) кодексом не предусмотрено. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединённой с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей – психиатров.
Заключение
В уголовном законе не дано определение принудительных мер медицинского характера, поэтому этот пробел восполняется в юридической литературе. УК раскрывает основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, а также порядок продления, изменения и прекращения таких мер, но даёт понятия принудительных мер медицинского характера. Выполняя курсовую работу, мне встретилось много толкований по данному вопросу, Более ёмкое и детальное понятие выделяет С. С. Щербаков. По его мнению принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц25.
Резюмируя изложенный материал, можно отметить следующее:
Принудительное лечение – это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты общества от действий лиц, страдающих психическими расстройствами.
Основаниями для применения принудительных мер медицинского характера могут быть: совершение лицом деяния, предусмотренного особенной частью УК РФ в состоянии невменяемости; в случае последующего психического расстройства, лица, совершившего указанное деяние; совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающими вменяемости; совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера установлены уголовным законом, а их исполнение определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. Эта регламентация носит самый общий характер. Она детализируется в нормативных актах, регулирующих деятельность органов здравоохранения26.
Психиатрическая помощь больным, нуждающимся в мерах медицинского характера, оказывается в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и другими нормативными правовыми актами.