74360 (612380), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Современный литературный жанр чиклит сформировался и получил широкую популярность в конце XX – начале XXI столетия. На процесс развития и становления данного литературного направления оказали влияние ряд факторов, включая изменения в социальном сознании, произошедшие на рубеже веков и повлекшие за собой переоценку ценностей и, в частности, формирование нового взгляда на роль и место женщины в современном обществе. Возникновение и утверждение постфеминизма в обществе выразилось в бурном развитии женского литературного творчества. Эти произведения, впоследствии получившие признание среди читательской аудитории, дали толчок развитию чиклита. Родоначальницами этого литературного направления стали Хелен Филдинг и Кэндес Бушнелл, которым удалось максимально реалистично воссоздать жизнь современной женщины со всеми ее превратностями и радостями. Рассуждения об истинном призвании женщины, ее праве на утверждение себя как личности, выборе жизненной позиции отражают основные тенденции в развитии постфеминизма, который имеет значительные расхождения с феминистскими догмами. В первую очередь, следует указать на основные различия феминизма и постфеминизма. Феминистки, подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Для их идеологии был характерен коллективизм, исключавший возможность развития и реализации личностных качеств каждой конкретной женщины. Права женщин рассматривались именно в аспекте коллективного противостояния требованиям мужчин, а не в русле индивидуальной самореализации. Постфеминизм же утверждает индивидуализм, иногда граничащий с эгоизмом и пренебрежением к интересам общества, однако именно постфеминистская концепция подразумевает гармоничное развитие женщины, открывая доступ ко всем сферам современной жизни.
Особое место в истории женской литературы принадлежит британским писательницам, которые заложили фундамент для ее дальнейшего развития. Джейн Остин, Джордж Элиот, сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Мэри Шелли стоят у истоков женской литературы, которая в своем развитии подвергалась влиянию многочисленных внешних факторов, подавлявших и замедлявших ее динамику или же, наоборот, способствовавших ее бурному росту и расширению границ и масштабов. В числе представительниц современной женской британской литературы Сью Таунсенд («Тайный дневник Адриана Моула), Фэй Уэлдон («Жизненная сила», «Ожерелье от Bvlgari»), а также Хелен Филдинг («Дневник Бриджит Джонс»), чье творчество ознаменовало рождение нового литературного жанра – чиклита. Данный термин, который является транскрипцией английского слова chicklit, еще окончательно не утвердился в русском языке, однако в западноевропейском литературоведении активно используется. Слово сhicklit представляет собой сочетание двух основ – chick и literature – и буквально переводится как «литератур для цыпочек», иными словами, литература, создаваемая женщинами для женщин. Альтернативным вариантом является наименование «женская литература», однако оно имеет более размытые границы и может быть неверно интерпретировано. Поэтому в данной курсовой работе употребляется термин «чиклит», наиболее полно отражающий суть рассматриваемого явления.
РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХЕЛЕН ФИЛДИНГ. «ДНЕВНИК БРИДЖИТ ДЖОНС»
2.1 Краткие биографические сведения об авторе
Хелен Филдинг родилась в промышленном городке Морли (графство Йоркшир, Великобритания). Она была вторым ребенком из четырех в семье управляющего мельницей и домохозяйки. Окончила Оксфордский университет, где в колледже Святой Анны изучала английский язык и литературу. Десять лет она проработала на телевидении, на студии BBC, была телепродюсером, затем занималась журналистикой в газете. Тогда же Филдинг начала пробовать свои силы в «большой» литературе, но предложенный ею любовный роман был отвергнут издательством «Mills & Boon». Первая ее книга, сатирическая повесть «Причина успеха», была опубликована в 1994 году. В основу книги лег опыт, почерпнутый автором во время съемок документальных фильмов в Африке. Широкую известность Хелен Филдинг принес роман «Дневник Бриджит Джонс», опубликованный в 1998 году и родившийся из колонки, которую она вела в газете «Индепендент». После шумного успеха книги последовало продолжение — «Бриджит Джонс: грани разумного» (1999), а потом вышла и новая книга, о приключениях новой героини Хелен Филдинг, — «Оливия Джоулз, или Пылкое воображение» (2003). По её книгам были сняты два фильма - Дневник Бриджит Джонс и Бриджит Джонс: грани разумного, сюжет которых был адаптирован Ричардом Кёртисом.
2.2 «Дневник Бриджит Джонс»
Романы о Бриджит Джонс являются наиболее яркими образцами постфеминистской британской литературы. Одна из значимых характеристик постфеминизма – ярое отрицание и неприятие женщинами идей феминизма. Существование феминизма признается как исторический факт, не представляющий практического интереса в современной жизни. Литература постфеминизма прямо или косвенно провозглашает и утверждает именно такой принцип. В романах «Дневник Бриджит Джонс» и «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного» Филдинг излагает и интерпретирует идеи постфеминизма, вкладывая их в уста своей героини и ее подруг. В «Дневнике Бриджит Джонс» упоминается книга Сьюзен Фэлуди «Ответный удар», которую мы уже писали ранее. В диалоге с Марком Дарси Бриджит замечает, что читала произведение Фэлуди, на что ее собеседник отвечает: «Didn’t you find there was rather a lot of special pleading?» («Не находите ли вы, что там слишком много односторонней аргументации?»). Негативная реакция Дарси на книгу «Ответный удар», а также тот факт, что Бриджит на самом деле не читала ее, несмотря на мнимую значимость произведения Фэлуди, прямо свидетельствует о том, что некогда популярная концепция феминизма теперь рассматривается как малозначимая. В произведении прослеживаются постфеминистские идеи, воплощенные в размышлениях главной героини, в диалогах. Так, например: We women are only vulnerable because we are a pioneer generation daring to refuse to compromise in love and relying on our own economic power. In twenty years’ time men won’t even dare start with fuckwittage because we will just laugh in their faces,’ bellowed Sharon. («Мы, женщины, еще очень уязвимы, потому что мы – первое поколение, осмелившееся отказаться от компромиссов между любовью и собственной экономической независимостью. Через каких-то двадцать лет мужчины не посмеют и близко к нам подойти со своим запудриванием, потому что мы будем смеяться им в лицо, - бушевала Шерон). В этой реплике совершенно ясно выступают основные постулаты постфеминизма, а именно стремление успешно сочетать и личную жизнь, и карьерный рост, в то время как феминизм утверждал лишь независимость и «самовластие» женщин, исключая возможность реализоваться как супруга, как мать семейства. Постфеминизм утверждает иные ценности, отвергая принцип игнорирования мужчин, каких-либо отношений с ними. «After all, there is nothing so unattractive to a man as strident feminism» («В конце концов, для мужчины нет ничего более непривлекательного, чем радикальный феминизм»). Таким образом, Хелен Филдинг заявляет о неактуальности, устарелости феминистских взглядов, не соответствующих ни нравам, ни условиям жизни современного общества.
2.3. Система персонажей. Протагонист
Главная героиня романа – тридцатилетняя жительница Лондона Бриджит Джонс. Бриджит не замужем и испытывает определенные комплексы в связи с этим обстоятельством. Ее неудачи в личной жизни – следствие ее неуверенности в себе и зацикленности на малозначимых мелочах. Существует мнение, что психологический возраст Бриджит и ее паспортные данные не соответствуют друг другу. Свидетельства инфантильности Бриджит столь разнообразны, что даже простое перечисление их может утомить: она невежественна и зациклена на своей внешности, ее попытки устроить личную жизнь — это метания девочки-подростка, которой нужен мальчик (не личность, а функция), чтобы выглядеть не хуже подружек , она неряшлива и бесхозяйственна, ее отношения с родителями, особенно ревность к молодящейся матери, - эпизоды из той же (подростковой) серии. Бриджит не лишена положительных качеств: она добра к окружающим, совершенно не мстительна и доверчива. Она не способна на подлости и лишь жалуется на несправедливость своему дневнику, не предпринимая ничего для изменения ситуации к лучшему. Бриджит Джонс – типичный образ среднестатистической современной женщины, живущей в перенаселенном мегаполисе и работающей в одном из миллионов офисов. В какой-то степени ее можно рассматривать как антигероя – Филдинг не утаивает от читателя недостатки Бриджит, более того, она описывает ее как глуповатую, не слишком привлекательную внешне и крайне неуверенную в себе женщину. Но, несмотря на почти полное отсутствие качеств, традиционно приписываемых положительным героям, для читателя очевидно доброе отношение и сочувствие автора к своей героине. Бриджит не отличается от остальных ни силой духа, ни грандиозностью замыслов, ни смелостью. Но именно такая героиня, олицетворяющая многих женщин, воспитанных и живущих в условиях современного общества, и придает роману реалистичность и колорит. Простота и некоторая приземленность образа главной героини делают его ближе читательницам, так как он ассоциируется в сознании с их собственной повседневной жизнью. Посиделки в кафе, бурные беседы со старыми друзьями, обсуждения насущных проблем, попытки наладить отношения с мужчинами, неудачи в личной жизни знакомы почти каждой женщине: и студентке, и сотруднице крупной фирмы, и зрелой женщине с опытом. Идеи постфеминизма, нашедшие отражение в романе «Дневник Бриджит Джонс» подвергаются некоторому сомнению: действительно ли возможно быть успешной и в плане карьеры, и в плане семейной жизни? Героиня романа Бриджит страдает от сомнений и неуверенности в своих силах и пытается забыть о терзающих ее грустных мыслях, периодически напиваясь в барах с друзьями и выкуривая пачки сигарет. Так, например, в начале романа Бриджит рассуждает следующим образом: «Even the most outrageous minxes lose their nerve, wrestling with the first twinges of existential angst: fears of dying alone and being found three weeks later half-eaten by an Alsatian. Stereotypical notions of shelves, spinning wheels and sexual scrapheaps cons ire to make you feel stupid, no matter how much time you spend thinking about Joanna Lumley and Susan Sarandon». («Даже самая неистовая распутница теряет всю свою энергию после первых же приступов экзистенциального страха: она боится, что умрет в одиночестве и через три недели найдут ее хладное тело, наполовину съеденное голодной любимой овчаркой. Стереотипные представления о старых девах, прялках и полной сексуальной непригодности наваливаются исподтишка и заставляют женщину чувствовать себя идиоткой, сколько бы времени она ни проводила в мыслях о Голди Хоун и Сьюзен Сарандон»). В этих размышлениях сквозит горькая ирония, тем не менее, совершенно очевидно, что переживания Бриджит и ее незамужних подруг – следствие выбранной ими жизненной позиции, согласно которой женщина имеет право до определенного момента жить в свое удовольствие и лишь, потом задумываться о замужестве. Доказывая на словах, в первую очередь, свою состоятельность и независимость, и Бриджит, и Шерон, и Джуд чувствуют себя глубоко уязвленными, несколько униженными и обделенными долей женского счастья. Характерный для феминизма призыв к объединению женщин в борьбе за свои права не находит отклика в душе главной героини. Точнее будет сказать, что попытки обрести в так называемой женской солидарности уверенность и спасение от личных проблем не увенчиваются успехом для Бриджит. Индивидуализм героини граничит и практически переходит в стадию замкнутости в своем собственном «я». В продолжение романа Бриджит неоднократно заявляет о том, что ей и ее подругам необходимо выступить против «запудривания мозгов» и поддержать собственный статус независимой и счастливой женщины. Бриджит, Шеззер и Джуд торжественно обещают друг другу и в первую очередь себе, что не позволят более мужчинам унижать их и заставлять страдать. Так, например, в адрес семейных пар Шеззер заявляет: «And because there is more than one bloody way to live: one in four households are single, most of the royal family are single, the nation’s young men have been proved by surveys to be completely unmarriagable, and a s a result there is a whole generation of single girls loke me with their own incomes and homes who have lots of fun and don’t need to wash any one’s else socks» [2, 37]. В традициях феминизма Бриджит отвечает: «Singletons! ..Hurray for Singletons!» [2, 37]. Однако буквально сразу же в дневнике Бриджит следует запись: «Still no word from Daniel. Cannot face thought of entire Sunday stretching ahead with everyone else in the world except me in bed with someone giggling and having sex». Филдинг указывает на то, что попытки главной героини проникнуться идеей феминистского единения безуспешны, поскольку подобная концепция жизни противоречит ее собственным желаниям и моральным нуждам. Стремление Бриджит к хозяйственности является предпосылкой возврата к первоначальной женственности, возрождения исконного понятия о женщине как о хранительнице домашнего очага. Бриджит испытывает легкую зависть к замужней подруге Магде. Главная героиня романа в душе осознает, что не достигла к тридцати годам той зрелости и уверенности в себе, которую обеспечивает стабильный брак и семья. Бриджит мечтает о домашнем уюте, однако ее прельщают не столько обязанности жены и хозяйки, сколько то, что с ними ассоциируется: порядок, безопасность, любовь. Лишенная этих благ, Бриджит Джонс полагает, что семейная жизнь обеспечит их ей.
2.4 Конфликт романа
Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В романе «Дневник Бриджит Джонc» можно выделить два типа конфликта: конфликт психологический и конфликт главной героини с окружающей средой. В основе сюжета, в первую очередь, - конфликт Бриджит Джонс с собственными желаниями и стремлениями, который проявляется в ее противоречивых метаниях от одной жизненной позиции к другой. Так, например, она с радостью провозглашает свободу от мужчин, утверждает радости одинокой жизни, презирая «самодовольных женатиков», но в душе мечтает о замужестве и незатейливых обязанностях супруги и радушной хозяйки. Бриджит с отчаянием и грустью открывает дневнику переживания по поводу собственной неустроенности: “Sometimes I stay at their house, admiring the crisp sheets and many storage jars full of different kinds of pasta, imagining that they are my parents. But when they are together with their married friends I feel as if I have turned into Miss Havisham”. Причина подобного «раздвоения» кроется не в двуличности или лицемерии Бриджит, но душевной и эмоциональной растерянности, отсутствии четких установок и определенности. Определенное влияние на образ мыслей Бриджит оказывают ее друзья. Неудачи в личной жизни не способствуют самоутверждению героини, а приводят к растущему недовольству собой. “Humph. He might have bloody well rung again though. Is probably out with someone thinner…What is wrong with me? I am completely alone. Hate Daniel Cleaver. Am going to have nothing more to do with him. Am going to get weighed”, - пишет Бриджит после неудачного свидания с Дэниэлом Кливером, в которого она долгое время была влюблена. Громкие заявления в духе ярого феминизма, попытки доказать всем и себе собственную состоятельность, проявляющиеся в нелепых выходках и бесперспективных интрижках, являются своеобразной самозащитой, обороной против нападок со стороны мнимых друзей, сочувствующих родственников, чье участие представляет собой замаскированное злорадство. Так, например, необходимость наносить визиты друзьям родителей угнетает Бриджит, поскольку она заранее знает, что ее там ожидает. Притворяясь безразличной к недвусмысленным вопросам «дядюшек и тетушек», главная героиня в душе остро переживает свое одиночество. “Ugh. The last thing on earth I feel physically, emotionally or mentally equipped to do is to drive to Una and Geoffrey Alconbury’s New Year’s Day Turkey Curry Buffet in Grafton Underwood”. Одна из записей дневника Бриджит гласит: “Cannot quite believe I am once again starting a year in a single bed in my parents’ house. It is too humiliating at my age” [2, 10] Совершенно очевидно, что главная героиня не пытается лгать себе самой и притворяться, что ее жизнь удалась. Воспринимая себя как неудачницу, она невольно внушает те же мысли и окружающим, которые видят перед собой лишь глуповатую, неуклюжую женщину с ярко выраженными наклонностями к алкогольной и никотиновой зависимости. Попытки Бриджит создать имидж успешной, деловой и уверенной в себе женщины, как правило, приводят к неудачам и ставят ее в неловкое положение. Так, например, на одной из корпоративных вечеринок она решает наладить деловые контакты, что завершается очередным провалом. “I hung around for a while feeling a total git, then spotted Simon from Marketing. Cunningly pretending I had not intended to join Perpetua’s conversation at all, I bore down purposefully upon Simon, preparing to say, “Simon Barnett!” in the style of Tina Brown…I hovered indecisively then started to sidle away, at which point Simon said in an irritated superior voice (one you, funnily ehough, never hear him use when he is trying to get off with you by the photocopier), “Did you want something, Bridget?” Психологический конфликт, разрушающий главную героиню изнутри, параллельно сопровождается конфликтом с окружающими. Моральное давление со стороны знакомых, не упускающих шанса напомнить Бриджит о ее проблеме, в еще большей степени смущает и приводит ее в замешательство и отчаяние. Вынужденная повиноваться приличиям, установленным в обществе, она не может ответить обидчикам должным образом и чувствует себя побежденной и глубоко униженной. “So, bellowed Cosmo, pouring me a drink. How’s your love-life? Oh no. Why do they do this? Why?” Вечер, который Бриджит проводит с четырьмя супружескими парами, становится для нее настоящей пыткой. Практически каждый из присутствующих стремится уязвить главную героиню, напоминая ей о ее одиночестве и притворно сочувствуя. Один из женатых знакомых не упускает случая задеть Бриджит: “You really ought to hurry up and get sprigged up, you know, old girl”. Учитывая внутренний конфликт главной героини, противопоставление окружающим, можно было бы утверждать, что Бриджит Джонс сродни романтическим героям, метущимся от неразрешимости внутренних противоречий и гордо сносящих нападки общества. Однако такое мнение неверно, так как, в отличие от героев эпохи романтизма, она пытается не бороться и побеждать, а только удержаться на плаву, не дав отчаянию шанса окончательно уничтожить ее. Образ Бриджит Джонс, в первую очередь, интересен своей простотой: отсутствие героических качеств, переживания не слишком высокого духовного порядка, некоторая примитивность образа жизни. Казалось бы, Бриджит Джонс никак не может служить примером для подражания или вдохновения, но факт остается фактом: история среднестатистической жительницы Лондона завоевала любовь миллионов читательниц по всему миру.