73697 (612246), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В романе «Возвращение» (1931) Ремарк говорит о судьбах «потерянного поколения» по окончании войны.
Главный герой романа Эрнст Брикхольц продолжает линию Пауля Боймера, главного героя романа «На Западном фронте без перемен». Герои романа «Возвращение» не приемлют реваншистской юнкерской демагогии, они постигли связь милитаризма с ажиотажем наживы. Но их возмущение войной и сознание, что солдаты всех армий воевали за интересы капитала, носит слишком общий характер.
Когда реакционный рейхсвер, собранный из офицеров, вчерашних фронтовиков, расстрелял безоружных рабочих, также бывших фронтовиков, героям романа пришлось расстаться со своими иллюзиями «солдатской дружбы». Они поняли, что бывших воинов разделяет социальное неравенство и разница интересов. Но даже столкновение с военизированным молодежным отрядом, будущими фашистскими силами, не вызывает в них желания включиться в активную борьбу. Утверждение жизни в труде, вложенное в уста Эрнста, в своей основе гуманистично и вместе с тем пассивно.
Роман «Три товарища» (1938) тематически примыкает к антивоенной дилогии, но сюжетно самостоятелен.
Жизнь, думы, настроения его героя Роберта Лакампа подытоживают концепцию Ремарка о судьбах «маленького человека». Роберта Лакампа, Кестнера и Ленца связывает не просто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы. Они не гнушаются никаким трудом, не стыдятся бедности; они одиноки, бесприютны, но сохранили под налетом цинического равнодушия душевную чуткость и доброту. Острее, чем ранние герои Ремарка, они ненавидят толстосумов и ханжей. Они пробовали отстаивать передовые взгляды, но после реакционного путча 20-го года, когда арестовали Кестнера и Ленца, больше не борются. Труд и дружба скрашивают их жизнь, но порой они чувствуют себя разбитыми и опустошенными и заливают свое смятение вином.
Невеселое существование трех друзей озарилось любовью Роберта к Пат. Старые друзья Роберта окружают влюбленных вниманием и заботой. Без колебаний продает Кестнер автомобиль, чтобы Пат могла лечиться. Хотя Пат безнадежно больна, друзья до конца борются за ее жизнь. Ремарк великолепно показал силу настоящего чувства.
Наряду с утверждением радости любви и дружбы в роман вошла поэтизация труда. Труд для героев романа не тяжелая, бессмысленная обязанность, они отдаются ему всем сердцем. В этом прославлении любви, дружбы и труда — своеобразие и обаяние романа, причина его успеха у читателей.
С начала второй мировой войны главным героем Ремарка стал антифашист. Обличение фашизма и борьба с ним — основная тема романов «Обломки кораблекрушения» (1941), «Люби ближнего своего» (1941).
В романе «Триумфальная арка» (1945—1946) Ремарк рисует жизнь немецких беженцев и общую политическую обстановку во Франции накануне второй мировой войны.
В лице немецкого эмигранта-антифашиста Равика Ремарк создал своего положительного героя. Это человек благородной души, волевой, мужественный и стойкий. Пытки и концлагерь не убили в нем воли к жизни. Бежав из лагеря, он сражался против фашизма в Испании. В Париже ему приходится жить под чужой фамилией. Дельцы от медицины эксплуатируют талант Равика и его бедственное положение, они строят свою популярность и богатство на его успехах хирурга, а ему выплачивают гроши. Но Равик не только проявляет исключительное упорство, отстаивая свое право на жизнь и на любимую профессию. Он в этих невероятных условиях сохраняет доброту и чуткость, любовь к людям и стремление им помочь.
Как главную цель жизни он ставит перед собой убийство гестаповца Хааке, палача, загубившего многих людей. В этом деянии Равик смутно ощущает свой общественный долг, и оттого успокоение наполняет его, когда этот свой долг он выполнил.
Но Равик ведет свою борьбу в одиночку, он не ищет связи с антифашистской организацией, свое законное презрение к буржуазным партиям он распространяет на любую партию и организацию. В этом проявляется характерный для героев Ремарка индивидуализм, их изолированность от большой, коллективной борьбы. С другой стороны, в этом романе не ощущается обычного пессимизма. Равика в конце романа, когда началась война, вместе с другими немецкими эмигрантами задерживают для отправки в концентрационный лагерь. Захватив свои хирургические инструменты, он спокойно едет в машине, утешая плачущих, потрясенных людей. Он думает о жизни, о той маленькой пользе, которую сможет принести людям.
В последний раз Равик видит перед собой Триумфальную арку, со статуей Нике, богини победы. Триумфальная арка давно стала для него символом Парижа. Он задумывается, покинет ли Нике Париж.
Важную роль в раскрытии характеров у Ремарка играет профессия героев и их отношение к ней. Герои Ремарка — люди, которые находятся в конфликте со средой и обществом, но всегда горячо любят свою профессию и в совершенстве ею владеют. Равик всего себя вкладывает в каждую операцию.
В романе много сатирических страниц, посвященных французским реакционерам разных толков, а также благодушным и аполитичным буржуа. Это они виноваты в трагедии Франции и Европы.
Антифашистской борьбе внутри Германии и восстанию в концлагере посвящен роман «Искра жизни» (1952).
В романе «Время жить и время умирать» (1956) Ремарк ставит вопрос об ответственности немецкого народа. Немецкие солдаты разделяют вину и позор фашизма. Писатель говорит и о наличии антифашистского подполья. Солдат-коммунист Иммерман, направленный из концлагеря на советский фронт, мужественно просвещает одураченного, но не испорченного фашизмом Гребера. Симпатии вызывает учитель Польман, он ведет в тылу антифашистскую работу, укрывает от гестапо еврея Глезера и сохраняет твердое убеждение, что «еще не существовало такой тирании, которой бы не пришел конец». Зло, сотворенное фашизмом, требует расплаты — такова главная идея романа. Но для этого мало пассивной критики, разговоров. Общение с передовыми людьми и любовь к Элизабет, дочери погибшего антифашиста, морально очищают Гребера. Он задумывается о степени своей вины. Он приходит к пониманию, что пассивность, слепое выполнение приказов являются прямым соучастием в преступлении фашистов. Он начинает действовать и бороться в одиночку на свой риск (убивает эсэсовца, выпускает из плена русских партизан), но эти первые его шаги оборваны смертью. Однако мрачный, трагический финал смягчается верой автора в будущее Германии, которое в какой-то мере воплощено в Элизабет, ожидающей ребенка.
В пьесе «Последняя остановка» (1957) писатель обратился к последнему дню войны на улицах Берлина. Антифашистский пафос в этом произведении сочетается с гражданским оптимизмом. Фашистские застенки не сломили моральный дух антифашистов — немца Росса и еврея Коха. Кох погибает, бросая вызов фашистам. Росс полон решимости бороться. Гуманизм проявляется в суровой справедливости — для обеспечения счастья людей надо решительно судить фашистов. Радостная развязка пьесы не похожа на обычные концовки Ремарка.
Боль за человека, психологическое мастерство — таковы сильные стороны творчества Ремарка. Он владеет искусством наделять своих героев, вплоть до эпизодических персонажей, живыми характерами. Сюжеты Ремарка драматичны, каждая деталь быта, окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев.
Положительные взгляды Э. М. Ремарка сводятся к осуждению войны и фашизма во имя любви к людям, живущим своим трудом. Главное достоинство творчества Э. М. Ремарка — его гуманность.
3 Война в произведениях Генриха и Томаса Манна
В 1933 г., после фашистского переворота, Г. Манн был вынужден покинуть Германию. Фашисты сжигали на площадях его книги, он был исключен из рядов Германской академии художеств, лишен германского гражданства. Сначала он поселился на короткое время в Праге, затем переехал во Францию.
Г. Манн активно включается в борьбу против фашизма, он выступает на международных антифашистских конгрессах и митингах. Он — председатель Комитета немецкого народного фронта в Париже, старается собрать воедино антифашистские силы.
Особенно растет и развивается талант Г. Манна как публициста-художника. Он пишет ряд статей и книг антифашистского характера. Мы видим, как еще в начале XX в. Г. Манн сатирически изобразил в «Верноподданном» и «Учителе Унрате» людей, подготовивших почву для фашизма. Теперь он нападает на этот строй и его главарей, нападает с исключительной остротой и высоким искусством художника. Г. Манн прибегает к разнообразным приемам, например к созданию портретов-характеристик. Так, в 1933 г. в Амстердаме вышло публицистическое произведение Г. Манна «Ненависть» с приложением «Сцены из нацистской жизни». Г. Манн дает образы кровожадных фашистских главарей Гитлера, Геринга, Геббельса.
В дальнейшем, в других публицистических работах («Настанет день», «Мужество» и др.), Г. Манн дал в противовес фашистским заправилам замечательные образы борцов против фашизма. Это Эрнст Тельман, Рудольф Клаус, Эдгар Андрэ. С особенной любовью Г. Манн рисует Эдгара Андрэ, простого рабочего, который боролся против фашизма и погиб в фашистском застенке, но не сдался. «Эти люди не отступят от своего пути»,— писал Г. Манн.
Среди крупнейших западноевропейских писателей XX в. Томас Манн занимает одно из первых мест. Великий национальный художник, тесно связанный с социально-политическим развитием Германии на рубеже двух столетий, вобравший в себя все богатство европейской культуры первой половины XX в., он в то же время пережил и выразил в своем творчестве кризис философской мысли и литературы эпохи империализма.
Томас Манн, младший брат Генриха Манна, родился в г. Любеке. В Мюнхене, вращаясь в кругах артистической и художественной богемы, Томас начал писать свои ранние новеллы. Поездка вместе с Генрихом в Италию, где оба брата прожили около двух лет, сыграла большую роль в формировании литературных вкусов Томаса Манна. Живя очень уединенно в маленьком, почти полностью сохранившем средневековый облик городке Палестрина, Томас Манн не только знакомился с творениями итальянского Возрождения. Он углубился в изучение классиков русской и скандинавской литературы, что в значительной мере повлияло на замысел его социального романа «Будденброки».
Возвратившись в Мюнхен, Томас стал сотрудничать в радикально-сатирическом журнале «Симплициссимус», где в 1896— 1898 гг. появились его новеллы. Сборник этих новелл под названием «Маленький господин Фридеман» (1897) положил начало его литературной известности, а опубликованный в 1901 г. роман «Будденброки» поставил молодого писателя в ряды крупных немецких художников слова.
10 февраля 1933 г., непосредственно, после того как фашисты захватили власть в свои руки, Томас Манн читал в Веймаре перед чрезвычайно симпатизировавшей ему публикой свою статью «Страдания и величие Рихарда Вагнера», в которой он очищал наследие Вагнера от фашистских фальсификаций.
Уже на следующий день Манн налегке, с небольшим чемоданом отправился читать лекцию в Амстердам, Брюссель, Париж, и с этого момента и началась его эмиграция. В ноябре он переехал в Швейцарию, оттуда — в Чехословакию, откуда вынужден был бежать в США. Только после окончательного разгрома Третьего рейха возвратился Томас Манн уже в преклонном возрасте в Европу и побывал на своей родине.
К итоговому произведению своей художественной деятельности Томас Манн пришел в 1947 г. Это «Доктор Фаустус». Жизнь немецкого композитора, рассказанная его другом,— величайшее реалистическое произведение писателя, плод его многолетних раздумий.
В обширной статье «История доктора Фаустуса. Роман одного романа» (1949) Манн постепенно, шаг за шагом вводит нас в свою творческую лабораторию.
Он прямо заявляет, что «восстанавливает историю «Фаустуса» в нерасторжимой связи с натиском и сумятицей внешних событий, которая выпала ей в удел». Томас Манн дает в этой статье календарную хронику этих событий, которые составляют исторический фон романа.
Замысел романа, как об этом пишет сам автор, продиктован желанием «написать книгу о Германии, о ее прошлом и будущем». Манн неоднократно подчеркивает, что в его роман внесено много документального: мемуары Игоря Стравинского, встречи и беседы с композитором Шенбергом, привнесение в биографию героя целого ряда моментов из жизни Ницше и многое другое.
В романе передается трагическая история «грешного» музыканта, гениального композитора Адриана Цеверкюна, осознавшего антигуманность своего искусства, оторванного от народа, опустошенного, несущего болезнь и смерть всем, кто к нему приобщится.
Поставив в центре романа трагедию музыканта, пришедшего к убеждению, что его музыка служит лишь извращенным эстетским вкусам избранного меньшинства, писатель расширяет проблему кризиса музыки до пределов кризиса всего искусства.
Но, изображая кризис современного искусства, писатель выражает уверенность в том, что возможен и иной путь для искусства. Это будет прорыв в будущее, к человеку. Но этот «прорыв» можно будет осуществить только в иных общественных условиях. Томас Манн приходит к выводу, что только при социализме, который обеспечит людям лучшую жизнь, справедливость в распределении жизненных благ, возможно появление подлинно человеческого искусства, несущего человечеству радость бытия.
Жизнеописание грешного музыканта Адриана Леверкюна ведется от лица друга его юности, профессора философии Серенуса Цейтблома. Начало жизнеописания датировано 27 мая 1943 г., т. е. именно тем днем, когда Томас Манн приступил к работе над «Доктором Фаустусом». Это далеко не случайное хронологическое совпадение позволяет в значительной степени отождествить образ рассказчика с личностью самого писателя.
Повествуя о жизни своего гениального друга, Цейтблом последовательно проводит читателя через все важнейшие этапы исторического развития Германии XX в., остановившись на пороге разгрома гитлеризма. Таким образом, художественное развитие Леверкюна не только органически связано с развитием искусства эпохи империализма, но и со всеобщими историческими процессами. Из тиши своего маленького кабинета в провинциальном городке на Изааре профессор Цейтблом неустанно, тревожно следит за тем, как рушится колосс на глиняных ногах. На поверку выявляется, что обманчива даже тишина кабинета: ученый трудится под оглушительный треск барабанов военных маршей, извергающихся из радиорепродуктора. Варварская какофония звуков прерывается радостным визгом по поводу бомбардировки Одессы и потопления пассажирских пароходов Англии и Бразилии, приказом фюрера «стоять на смерть на Днепре».
Цейтблом не разделяет восторга фашистов. С удивительной тонкостью рисует автор эволюцию мировоззрения Цейтблома. Тихий и скромный человек, отличный семьянин, ученый с академической складкой, он считал себя наследником культуры немецких гурланистов. За несогласие с рейхом в вопросах расистской политики он был отстранен от преподавания в университете. Его сыновья, усердно служившие фюреру на гражданском и военном поприще, избегали встречаться с крамольным отцом, и вокруг Цейтблома образовалась пустота. Эту пустоту он заполняет работой над книгой, которую даже не надеется опубликовать в условиях гитлеровской Германии9.
Страницы жизни Адриана Леверкюна Цейтблом перемежает публицистическими отступлениями, в которых он дает хронику военных событий и свои горестные комментарии по этому поводу. Чем ближе катастрофа, ожидающая Германию, тем более гневными становятся обличения старого ученого. Если в начале второй мировой войны он еще не разбирался в ее существе и даже гордился фронтовыми успехами немецкой армии, то теперь перед ним разверзлась бездна падения, куда фашистские варвары завели его народ: он не может сдержать чувства удовлетворения, что вот-вот произойдет «круговая атака миллионов превосходно оснащенных солдат на нашу европейскую твердыню, или лучше сказать на нашу тюрьму, или лучше сказать — на наш сумасшедший дом».















