16956-1 (611418), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Новый Большой Каменный мост, возведен в 1938 г. Его длина с подходами составляет 497 метров, ширина -- 40. Речной пролет перекрыт стальными арками с надарочными строениями клепаной конструкции, пр .езжая и пешеходная части моста проложены по монолитной железобетонной плите. Боковые пролеты находятся над набережными Москвы-реки и отделаны крупными блоками, стилизованными под необработанный камень (техника руста). Интересны перила моста, сделанные из литых чугунных решеток с изображением советского герба Москвы.
Крымский мост -- единственный висячий мост в Москве. Его длина с подходами -- 671 метр, ширина -- 33 метра. Пролетные строения выполнены из стальных элементов висячей конструкции, а речной пролет подвешен к перекинутым через пилоны (клепаные стальные столбы) цепям.
Крымский мост был открыт в 1938 г. к празднику 1-ого мая и завершил первый этап благоустройства набережных, согласно Генеральному плану.
Важным событием явилось проведение в Москве сельскохозяйствнных выставок. Первая их них, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка была проведена в 1923 г. На ней были представлены все основные сельскохозяйственные и промышленные районы Союза. Но гораздо более значимым было открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, поскольку она задумывалась не как выставка "на один раз", а как постоянный архитектурно-планировочный комплекс.
Решение о ее создании было принято в августе 1938 г. на сессии Верховного Совета СССР. Основной задачей этого было отображение достижений сельского хозяйства республик и областей Союза. АвторЕ.м генерального плана выставки был архитектор В.К. Олтаржевский.
"Осенью 1938 г. в районе подмосковного села Останкина началось строительство крупнейшего в мире выставочного комплекса с территорией свыше 140 га, на которой разместилось более 250 различных выс тавочных зданий. Сотни тысяч квадратных метров отводились под посевы и насаждения, призвенные отобразить многообразие растениеводства в СССР.
Эмблемой выставки стала скульптурная композиция -- тракторист и колхозница с высоко поднятым снопом -- установленная на 52-метровом пилоне Главного павильона. В архитектурный ансамбль выставки кроме павильонов и опытных участков входили также парк с тенистыми аллеями, просторные площади, пруды, сельскохозяйственные постройки и др." "Экспозиция строилась по отраслевому (механизЕ ция, сельское хозяйство, животноводство и др.) и по территориальному принципам (союзные и автономные республики, отдельные природные зоны)."
Открытие выставки состоялось 1 августа 1939 г. Всего за первые три месяца работы ее посетило свыше 3,5 млн. человек. В 1939-1941 гг. в ВСХВ участвовали более 20000 колхозов и совхозов, 15000 животноводчески х ферм, 498 МТС. В 1941 г. на ВСХВ появились два новых павильона, "представлявших" республики Прибалтики: Литву, Латвию и Эстонию, а также Молдавскую республику.
Сельскохозяйственнык выставки стали первыми в своем роде (до этого в Москве сельскохозяйственных выставок не проводилось), можно сказать -- экспериментами, но экспериментами удачными. Они наглядно продемонстрировали развитие сельского хозяйства в России накануне Великой Отечественной войны, а в том, что они вообще была создана, четко видна одна из главных социалистических идей: труд -- это почетно. (Сейчас такие установки все чаще высмеивают, но лично я не вижу в них ничего смешного или непрвильного.)
Для того, чтобы закончить начатую тему, мне придется опять забежать вперед и обратиться к высотным домам, построенным в конце 40-х - начале 50-х, так как это имеет непосредственное отношение к св язи социалистической идеологии c обликом Москвы.
Высотные здания в просторечии, как правило, называют сталинскими высотками. Всего их семь (новое здание МГУ на Воробьевых горах, здание Министерства иностранных дел и Министерства внешней т .рговли СССР на Смоленской площади, гостиницы "Ленинградская" и "Украина", административно-жилое здание на Лермонтовской площади и жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной, и построены они по единому градостроительному замыслу согласно специальному постановлению Совета Министров СССР от 1947 года. В каждом здании от 26 до 32 этажей.
Даже неспециалист видит, что основа всех семи одинакова: высокое здание ярусного типа, переходящее в остроконечную башню, которая несколько напоминает кремлевские, и два примыкающие к нему крыла, более короткие, широкие, и без башни. Все здание стремится вверх, благодаря чему при больших размерах создается эффект стройности и легкости силуэта. Но нас в данном случае будет интересовать не архитектура "высоток", а их идеологическая подоплека, их косвенное предназначение. Примеры из мировой истории подтверждают, что каждый самодержец, самовластитель или даже тиран старается создать какой-то архитектурный символ, который бы в сознании народа ассоциировался с ним даже после его смерти. В России таким символом традиционно был Кремль. Но чем больше временной промежуток от времени постройки Кремля до времени деятельности конкретного правителя, тем слабее становится эта ассоциация. Петр I и следовавшие за ним императоры ассоциировались вообще не с Москвой, а с Петербургом. Ну, а ассоциация Кремля со Сталиным вообще была чисто внешней, и cж никак не сохранилась бы так долго, как того хотелось.
Поэтому "Кремль должен каким-то образом иметь продолжение в окружающем городском пространстве, надо было визуально связать центр, сердце страны и города, с самим городом, с его жилыми кварта +ами. Эту роль... и выполнили "высотки".
Если посмотреть на Кремль в плане, то это -- неправильный пятиугольник, отороченный по всем углам разными по рисунку, но едиными по стилю башнями. По двум же самым длинным сторонам (той, что вдо ль набережной, и той, что вдоль Александровского сада) ярче других ровно по центру выделяются еще две башни -- Тайницкая и Троицкая; эти семь могучих красавиц и определяют визуально архитекту `ную пульсацию политического центра страны. И чтобы этот сердечный ритм ощущался зрительно всюду, то есть и в удалении от Кремля, возник как бы большой круг архитектурного "кровообращения" -- Qадовое кольцо, для чего пришлось вырубить сады и освободить место для наглядной пульсации в автомобильных траекториях (автомобильный поток способствует визуальному соединению высотных башен друг с другом и их выходу внутрь кольца -- к Кремлю), а образ главных семи кремлевских башен возникает повторно в семи "высотках", разбросанных по периметру кольца и замыкающих тогда весь г `омадный город в конце проспекта в колоссе -- башне университета, построенного в том же стиле".
Конечно, это только теория, и степень ее вероятности спорна. Но высотные дома по-прежнему зовутся "сталинскими". Недавно с "высоток" стали снимать пятиконечные звезды, заменяя их двуглавыми ор лами. (Хороший символ: с башен "настоящего" Кремля снимают орлов, устанавливают звезды, с башен "копии" снимают звезды, заменяя их орлами). Царские гербы на "высотках" смотрятся нелепо, а некотор ых даже раздражают. Получается, что в сознании человека происходит наложение друг на друга двух несовместимых понятий: сталинская высотка и царский орел. Сознание отвергает всякую возможность такого смешения.
5. Просвещение и культура.
В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию).
В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" под лозунгом "Каждый грамотный обучи неграмотного". Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предпри oтиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения. Более того, Москва постепенно становилась городом сплошной грамотности. В 1920-1928 гг. было обучено грамоте более 46 тыс. человек, а к 1929 г. еще 70 тыс. продолжили учебу, так что к 1936 году неграмотнос ть в Москве была ликвидирована.
Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией "коммунистического воспитания", т.е. социалистические идеология и ценности должны была "усваиваться" ребенком с самых ранних лет.
Если говорить о дошкольном воспитании, то в 1912 г. в Москве было всего 12 детских садов, из них только 2 бесплатных, для детей рабочих. А в 1940 г. их стало уже 1044, и посещало их свыше 73 тыс. детей. Аналогично расширялась сеть школ, количество которых достигло в 1940 689-ти, а число учащихся тогда же превышало 600 тыс. человек.
Много внимания уделялось повышению качества образования. "При Московском отделе народного образования (МОНО) из состава опытных педагогов были созданы специальные предметные комиссии и научно-методическая секция. К началу 1920/21 г. они разработали учебный план для школ I ступени, а к началу 1921/22 г. составили и помогли издать учебные программы для всех школ Москвы и Московской губе `нии."
Постановление "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети" был принят в 1925 г., а осуществлен этот план был в 1930/31 учебном году. Подобный ему план об обязательнЕ.м 7-летнем образовании был выполнен к 1937 г. И то, и другое в столице было сделано раньше, чем по всей стране.
13 мая 1932 г. МГК ВКП(б) и Мосгорисполком приняли два постановления: "О повышении уровня общеобразовательных знаний и политической подготовке учащихся" и "О введении в Москве десятилетнего обра зования". Кроме того, было принято постановление-оговорка "Об учителе", предписывавшее организацию подготовки и материальное обеспечение учителей. Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 -- Городской педагогический институт.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народ -ого хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина, Нефтяной институт им. И.М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Oромышленная, Транспортная, Плановая т.д.
В целом "к 1941 г. Москва стала одним из крупнейших центров подготовки кадров для всей страны." В вузах к тому времени обучалось 95 тыс. студентов, в техникумах -- 38 тысяч.
Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лабаратория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.
В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физ ике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.
От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открыл aя Институт К.Маркса и Ф.Энгельса, а еще через три года -- Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.
Вообще идейное ввоспитание молодежи, (я бы даже сказала -- идеологическая атака), имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной "лестнице", /роходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открыватся учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В.И. Ленина и Музея революции СССР, при Инсти туте К.Маркса и Ф.Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К.Маркса и Ф.Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяютсяч новыми, старое мировоззрение -- новым, старые святые -- -овыми.
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две сторны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи, которых в столице находилось множество.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частныыми, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомоом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы. В дореволюционной Москве крупных массовых библиотек было всего 16, а в 1940 г. уже 768. Книжный фонд в это же время превысил 11 млн. томов.