60778 (611281), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Первому удару подверглась Рязань. Хан потребовал у рязанских князей «десятой части от всего»: «каждого десятого из князей, десятого из людей и из коней». На что князья гордо ответили: «Когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет». [№ 10, стр.126] Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Битва была очень тяжелой. Пять дней держалась Рязань. [№ 12, стр.75] Но перевес в силах у Батыя был велик, и Рязань пала. Весь город был разрушен и все жители были истреблены.
Ордынцы оставляли за собой только пепелище. Пал Суздаль, Владимир. Батый сжег Москву. За февраль они взяли четырнадцать городов: Ростов, Тверь, Дмитров, Переславль и др. [№ 10, стр.128] После взятия Владимира Батый разбил свое войско на отдельные отряды и поверг разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки были разбиты. В битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович. [№ 10, стр.128] Масса конных войск быстро собиралась в нужном месте для нанесения главного удара. Монголы в считанные дни брали сильно укрепленные города с помощью осадной техники. Такая тактика не дала великому князю времени для сбора сил и позволила монголо-татарам по отдельности громить спешно собранные полки и осаждать города Северо-Восточной Руси.
Монгольские отряды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели жители Торжка храбро защищали свой город. Город пал. Жители, оставшиеся в живых бежали к Новгороду, думая найти там убежище. За ними по пятам гнались монголы и «секли людей, как траву». [№ 10, стр.128 ]. Новгородцы со страхом ожидали их прихода. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.
Батый не пошел на Новгород, очевидно, он испугался весенней распутицы и северных болот, непроходимых для конницы. Природные особенности Новгородской области спасли город от монголо-татарского погрома. Батый повернул на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Захватчики, разделившись на отдельные отряды, прочесывали всю территорию Руси, применяя тактику охотничьей облавы. Наибольшее сопротивление в этот период «облавы» оказал город Козельск. Он держался 7 недель, и выдержал генеральный штурм. Монголы назвали Козельск «злым городом». [№ 8, стр. 125] Батый приказал разрушить город до основания, перепахать землю и засыпать это место солью, чтобы этот город больше никогда бы не возрождался.
На своем пути, Батый уничтожал все, в том числе и деревни, как главную производительную силу на Руси.
Весной 1239 года Батый разгромил южную Русь, осенью – Черниговское княжество. А в следующем 1240 году монголо-татары обратили оружие против Киева.[№ 6, стр.53] После длительной обороны богатый и живописный город был весь разрушен и обращен в груду развалин. По какому-то особенному чуду благодати Божией меньше всех пострадал храм святой Софии. В нем от времени его построения и доныне уцелело на восточной стене, в алтаре, изображение Пресвятой Богородицы. Эта святая икона и доныне известна под названием «Божия Матерь Нерушимая Стена». [№ 12, стр.79].
Монголо-татарское нашествие нанесло большой урон русскому государству. Был нанесен громадный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Массовому разорению подверглись русские города. Упростилось, а порой и исчезли многие ремесла. Десятки тысяч людей были убиты или угнаны в рабство. Разоренные монголо-татарами русские земли были вынуждены признать вассальскую зависимость от Золотой Орды. Постоянная борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставило Монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации, а также более низкий уровень культурно-исторического развития татар. Кроме того, русские земли были непригодны для разведения кочевого скотоводства. Основной смыслом порабощения было получения дани с покоренного народа.
Относительно легкое завоевание Руси монголо-татарами объясняется раздробленностью и разобщенностью русских княжеств, а также превосходством боевого искусства монголов.
§3. Борьба русского народа за независимость
Русь не устояла перед полчищами завоевателей. Разрозненные и малочисленные дружины русских князей не смогли остановить их и защитить свою землю. Вся Русская земля лежала поруганная и разоренная. «Когда мы проезжали по Русской земле, - говорит путешественник Плано Карпани , видевший ее через пять лет после татарского погрома, - то видели бесчисленное множество черепов и костей человеческих в степи. Киев был прежде очень велик и многолюден, а ныне в нем едва ли 200 домов»[№ 8, стр. 127]. Люди, оставшиеся в живых, находились в постоянном страхе, чтобы не попасть в руки врагов! Живые завидовали спокойствию мертвых. Опустошительные походы на Северо-Восточную и Южную Русь в 1237-1238 гг. и 1239-1241 гг. заставили русских князей признать верховную ханскую власть, которая, не заменяя власти русских князей, наложилась на нее сверху. Русь более, чем на 250 лет оказалась под монголо-татарским игом. [№ 7, стр.26]
Двумя основными формами зависимости Руси от Орды была выдача ханами золотого ярлыка на великое княжение и уплата Русью дани – ордынского выхода. Золотой ярлык (вытянутая позолоченная пластинка с округлыми краями и дырочкой) [№ 10, стр.137] означал, что его обладатель становится «старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться, за неповиновение грозила расправа. А сам князь обязывался во всем повиноваться воле хана.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокоренную землю. За последнюю четверть XIII века было организовано 14 подобных походов [№ 6, стр. 57] в русские земли. Поначалу Батый дал золотой ярлык на всю Русь Ярославу Всеволодовичу. После смерти этого князя хан учредил два великих княжения – владимирское и киевское. Но реально наибольшей властью обладал великий князь владимирский. Вокруг ярлыка шла отчаянная борьба, и ханы успешно этим пользовались. Усиливалась раздробленность, междоусобицы, росла злоба князей между собой. Нравы князей и всего русского населения ожесточились. Пренебрежение к человеческой жизни, восточный деспотизм и раболепие перед сильным проникли во все слои русского общества.
«Ордынский выход» равнялся примерно десятой части доходов в Руси. [№ 10, стр.138] Его взимали с каждого хозяйства ханские сборщики – баскаки. От выплаты дани было освобождено только православное духовенство. Сбор ордынского выхода сопровождался насилиями и произволом, часто с заплативших требовали дань вторично, неплательщиков обращали в рабов. Население страдало, а разоренное хозяйство не могло подняться.
В 1257 году [№ 6, стр.58] монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Размер дани - «ордынского выхода» был очень велик. Одина только «царева дань» в пользу хана, которую собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг [№ 6, стр.58] серебра в год. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней [№ 6, стр.58] в пользу татар. Перепись населения отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII века был передан в руки русских князей. [№ 6, стр.58]
В первое время монгольской зависимости русское общество, по-видимому, пребывало в глубокой моральной депрессии. При таком состоянии народа именно Церкви принадлежала ведущая роль в укреплении в людях духовных сил.
Русские княжества делали попытки не подчиняться орде. Однако сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. Понимая это, наиболее дальновидные русские князья – Даниил Галицкий и Александр Невский - предприняли более гибкую политику по отношению к Орде и хану.
В 1250 году [№ 8, стр.130] прислал хан Батый послов своих к Даниилу Галицкому (1221 – 1264 гг. правления) [№ 7, стр.126] с грозным требованием: «Дай Галич!» [№ 8, стр.130] Понимая, что силы неравны, и сражаясь с ханским войском он обрекает свои земли на полное разграбление, Даниил едет в Орду поклониться Батыю и признать его силу. В итоге Галицкие земли входят в Орду на правах автономий. Они сохраняли свою землю, но были зависимы от хана. Благодаря такой мягкой политике, русская земля была спасена от полного разграбления и уничтожения. В результате этого началось медленное восстановление и подъем экономики русских земель на юге. Много потрудился Даниил. Почти вся южная Русь была в его власти. Галицкий сумел не только загладить ужасные следы татарского погрома, но и привести свою землю в цветущее состояние, украсить ее богатыми городами, великолепными зданиями, усилить промышленность и торговлю. Но не исполнилась заветная мечта Галицкого: не смог он освободить свою землю от татарского владычества. В 1264 [№ 8, стр.130-131] году умер Даниил. Галицкая Русь распалась на части и попала под власть чужеземцев.
Понимая, что экономически слабое государство никогда не сможет противостоять опасности с востока и северо-запада, Александр решил дать отпор агрессии рыцарских орденов. Он разбил в 1240 году шведских рыцарей (Невская битва – 15 июля 1240 г.) и в 1242 году крестоносцев Ливонского ордена (Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.) [№ 12, стр.83-86] Александр Невский (1252 – 1263 гг. княжение) [№ 7, стр.126] взял курс на постепенное накопление сил, восстановление и подъем экономики русских земель на севере. Он старался уничтожить следы татарского погрома: строил города, возобновлял храмы, ободрял жителей к занятиям торговлей, промыслами и ремеслами. Александр стремился поддерживать мирные связи с Ордой. Его политику одобряла и русская церковь. Несколько раз Александр был вынужден ездить в Орду сам, чтобы умилостивить хана, разгневанного каким-нибудь князем или неповиновением народа ханским баскакам. При этом ему приходилось иногда долго жить в Орде и переносить много всяких унижений, тягостных для великого князя. В 1262 году [№ 6, стр.141] Александр едет в орду к хану с целью отвести дальнейшее нападение ордынских войск на русскую землю и с целью «отмолить» русских от выполнения одной из самых тяжелых повинностей – участия в военном походе хана. Поездка князя была расценена как подвиг. Возвращаясь домой в 14 ноября 1263 [№ 6, стр. 141] года Александр Невский почувствовал себя дурно и не доехав до Владимира скончался. Митрополит Кирилл объявил о том народу и воскликнул: «Дети мои! Разумейте, что зашло солнце земли русской!» народ отвечал ему возгласами: «Горе нам! Уже погибаем!» - и горько оплакивал любимого князя. [№ 12, стр. 89-90]
Существенную роль в этой борьбе за княжение играла Орда. Перед ней стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Поэтому Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его.
Главными соперниками в борьбе за роль центра объединения стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих княжеств способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока в эти менее доступные для грабительских набегов татар земли крестьян и ремесленников.
«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века все еще считали возможной борьбу с татарами. Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола». Писал В.О. Ключевский. [№ 10, стр.145]
После драматической борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского, закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время Ивана Даниловича Калиты. (брат Юрия, внук Невского).















