59671 (611117), страница 4
Текст из файла (страница 4)
11 мая 1918г., в 12 часов дня, коллегия губисполкома явилась в городскую управу, которая в полном составе ожидала большевиков. Представители исполкома объявили, что дума и управа считаются распущенными. Управа была готова к подобному развитию событий и заранее составила текст заявления заранее, в котором выражался протест против насилия и говорилось, что работа городского самоуправления вынужденно прекращается только потому, что «введена вооруженная сила». Городской голова Н.Г. Андреев достал этот акт во время прихода большевиков, но те выбрали ситуацию тактически: не пошли на развитие конфликта, заявили, что вооруженные силы они не введут, и стали явочным порядком знакомиться с делопроизводством управы. Взамен самоуправления образца 1917г. был образован 12городской совет рабочих и красноармейских депутатов во главе с М.С. Богуславским.
27 августа 1918г городской Совет переименовал Мясницкую улицу, на которой прежде располагались враждебные большевикам, дума и управа, в улицу 11 Мая в память о дате их роспуска2.
Попытка воссоздать городское самоуправление прежнего образца наблюдалась в первых числах октября 1919г., при кратковременном режиме белогвардейского генерала А.Г. Шкуро, захватившего Воронеж. 5 октября было решено восстановить работу 13управы, но без думы. В состав управы были включены восемь лиц: заместитель городского головы В.К. Ковалев, четыре прежних члена, работавших при Временном правительстве, - Н.Д. Богданов, А.Н. Крашенинников, Б.В. Седаков и И.Д. Смирнов, а также три члена бывшей думской продовольственной комиссии – С.П. Гнедич, Е.Н. Коровкин, И.Г. Полуэктов1. Развернуть работу эта управа, по сути дела, даже не успела: через две с половиной недели белогвардейцы были выбиты из города частыми красной Армии.
Глава 3. Организация работы городской управы и влияние губернской администрации
3.1 Организация работы управы
Работа управы протекала в тесной и неразрывной связи с работой думы. По статье 76 Городового Положения 1870г., дума с помощью инструкции определяла порядок работы управы и указывала, какие дела подлежат коллегиальному рассмотрению, а какие осуществляются единичными распоряжениями городского головы или отдельных членов управы. Распределение же сфер работы между членами управы происходило по постановлению самой управы. Согласно статье 77, в случае коллективного обсуждения постановления управы выносилось большинством голосов. Как уже указывалось, первая в Воронеже городская управа была избрана думой в 1871. в составе 5 членов. Первым из них был избран член управы, заменяющий городскую голову, - купец И.И. Селиванов, которого считали «правой рукой» городских голов . Кроме исполнения обязанностей головы во время его отлучек, И.И. Селиванов взял на себя постоянные наиболее ответственные поручения, такие как расквартирование воинских частей, контроль за исполнением думских постановлений и некоторых других.
26 июня 1871г. управа приняла первое постановление о распределении обязанностей между остальными четырьмя членами. Купец Э.Ф. Гаусмае стал ведать содержанием всех зданий, принадлежащих городскому самоуправлению, а также мощение улиц и площадей, купец Ф.А. 14Кронстрем – снабжением полицейской и пожарной служб, мещанин С.В. Матасов – водопроводом, торговлей на базарах, очисткой рыночных площадей, сдачей в аренду городских участков под торговлю и иные цели. Наконец, купец П.Н. Болычев взял на себя казначейские обязанности по сбору налогов1.
10 ноября 1871г. городская дума в присутствии 24 гласных утвердила инструкцию для городской управы. Первый раздел определял «порядок занятий в управе», в том числе время её работы и порядок работы канцелярии. Каков должен быть состав канцелярии – этот вопрос дума предоставила решать самой управе. Второй раздел был посвящен 2порядку решения дел». Коллегиальному рассмотрению членов управы подлежали 13 дел, в том числе заключение управой контрактов и договоров подряда, предварительное рассмотрение смет и отчетов управы для внесения в думу, определение оценочного сбора с недвижимых имуществ, составление проектов «обязательных постановлений» думы, разрешение строительства частных зданий и утверждение архитектурных проектов, решение общих вопросов по расквартированию войск, освидетельствование денежных сумм управы, распределение обязанностей между членами управы и др. К единоличным распоряжениям городского головы относилось назначение членов управы для освидетельствования произведенных хозяйственных работ и поставки материалов, для осмотра повреждений в городских зданиях или в уличных покрытиях. Каждый из членов управы имел право вести переписку по своим вопросам, выдавать справки, свидетельствовать своими подписями различные удостоверения и торговые доверенности. Городская дума оговорила также порядок делопроизводства и отчетности управы, приложила к инструкции формы отчетов и журналов управы1.
Характерно, что с течением времени круг обязанностей членов управы расширялся.
Очередное постановление по данному вопросу состоялось в 1873г. в связи с первыми перевыборами членов управы. Троих членов, которых надлежало переизбрать, определил жребий. В итоге выбрали И.И. Селиванова и П.Н. Болычева на те же должности, а вместо Ф.А. Кронстрема избрали купца М.В. Синицына. Вскоре, в том же году, от должности отказался Э.Ф. Гаусман, и его место занял заранее выбранный кандидат – историк, титулярный советник Г.М. 15Веселовский, к которому перешли обязанности Ф.А. Кронстрема и добавилось наблюдение за наружным уличным освещением. Часть обязанностей Э.Ф. Гаусмана – содержание зданий и других сооружений – перешла к М.в. Синицыну, другая часть – мостовые работы – к С.В. Матасову. Ведать рыночной торговлей вместо С.В. Матасова стал М.В. Синицын. Дополнительными обязанностями П.Н. Болычева стало наблюдение за лесными участками, принадлежавшими городу, а также за городскими скверами и садом.
Через два года, в июне 1875 г., уже в следующем выборном 4-летии, произошло новое распределение обязанностей. Вместо прежнего члена С.В. Матасова, срок полномочий которого истек, был выбран купец А.И. Иванов-Шиц. Кроме постоянных поручений члены управы часто имели разовые, так называемые особые поручения.
И в дальнейшем, в течение всего сорока действия положения 1870г., происходили подробные перевыборы и перераспределение обязанностей членов управы с тенденцией к возрастанию общего количества обязанностей (но уже менее важных, чем те, которые были определены в первые годы работы управы).
Нагрузка на каждого члена управы возросла в конце 1877г., когда после смерти П.Н. Болычева на его место не было избрано другого лица, и с тех пор в управе стало четыре члена, не считая городского головы.
Подавляющее большинство членов управы выбиралось из среды активных гласных думы. Это значительно облегчало работу членов управы, которые всегда были в курсе городских дел. Помогало им и делопроизводство, которое велось в канцелярии управы.
3.2 Делопроизводство канцелярии управы
Судя по документам управы, в 1870-1890-х гг. делопроизводство канцелярии подразделялось на четыре стола, причем не по сферам деятельности, а по функциональным признакам: Существовали бухгалтерский, распорядительный, хозяйственный и квартирные столы. Во главе каждого из них стоял столоначальник. Помимо него в столе насчитывалось еще по2-6 служащих.
Бухгалтерский стол занимался выдачей жалованья как рабочим и служащим самоуправления, так и служащим полицейских частей, находившимся на содержании самоуправления. Кроме того, он вел различные другие финансовые дела управы: по взысканию налогов с населения – как в пользу казны, так и в пользу города, по составлению бюджетных смет и финансовых отчетов, по оценке недвижимости имуществ для взимания городского оценочного сбора, по заведению городскими капиталами, по оформлению городских займов и залогов и др.
Распорядительный стол ведал делами о выборах на различнын общественные должности, о службе должностных лиц управы, о почетных гражданах, о воинской повинности горожан, о приговорах мещанского и ремесленного обществ Воронежа, которые подлежали утверждению городской управой, о выдаче свидетельств на содержание гостиниц, постоялых дворов и трактиров и взыскании с них налогов, об учреждении смет и отчетов городского общественного банка, о назначении заседаний в думе, а также все другие дела, связанные с организацией самоуправления или с ведением списков горожан.
В хозяйственном столе велось делопроизводство по постройке, ремонту и текущему содержанию всех сооружений, подведомственных самоуправлению, по страхованию городских имуществ, по устройству и содержанию дорог, мостовых, тротуаров, конно-железной дороги, освещения, водопровода, по содержанию помещений в полицейских отделениях, по заведованию всеми земельными участками, принадлежавшими городу, по содержанию всех городских учебных и благотворительных заведений, театра, сада, скверов и т.д.
Дела квартирного стола сначала были немногочисленными _ это расквартирование воинских частей и удовлетворение их потребностей. Выделение этих дел в отдельный стол свидетельствовало о большей ответственности, которую нес город перед правительством в данном вопросе. Чтобы уравнять количество дел квартирного стола с нагрузкой других столов, в 1880-е гг. в этот стол были переведены дела, уже не связанные с воинским построением. Из распорядительного стола сюда перешли дела по рассмотрению и утверждению архитектурных проектов построек и по составлению ведомостей справочных цен. Таким образом, делопроизводство не придерживалось и разделению по сферам работы членов управы; компетенция каждого их них была шире специализации столов.
В конце 1870-х-1880-хгг. В управе наблюдался численный перевес интеллигенции над купечеством. Это стало возможным благодаря избранию в управу в 1877г. дворянина В.Е. Лофицкого, в 1879г. – «кандидата университета» И.В. Веретенникова, который заменил Г.М. Веселовского.
На рубеже 1870-х и 1880-хгг. Интенсивность работы управы в целом была очень высокой, что соответствовало действиям «партии» интеллигенции для улучшения в социально-хозяйственной сфере. С середины 1880-хгг. И до начала 1890-х гг., в период подавляющего перевеса политики консерваторов, в управе опять преобладало купечество. В это время по два срока отработали купцы М.П. Москалев и С.С. Иноземцев.
В отличие от безвозмездной общественной работы гласных думы, практическая деятельность руководителей управы подлежала оплате. После введения Городового положения 1870г. дума назначила годовое жалованье городскому голове 3 тыс. рублей, а всем остальным членам управы по 1,5 тыс. рублей. Но следует отметить, что расходы на содержание управы значительно увеличивались. Если в 1872г. составляло в совокупности 16,16 тыс. руб., то в 1877г. уже 26,84 за счет надбавок к зарплате и увеличение штата канцелярии. В 1883г. самоуправление возвратилось к первоначальной оплате службы руководителей. Согласно статье 114 Положения 1870г., в случае существования в городе должности городского архитектора он отныне причислялся к составу городской управы. Первым архитектором стал в 1871 г. гражданский инженер М.В. Богданович (1871-1872). После его смерти эту должность в 1872-1879гг занимал Гражданский инженер Д.С. Максимов (1840-1882), а с мая 1879г. гражданский инженер А.П. Багалдин-Таишев (1837-после 1893), работавший до 1883г1. Порядок назначения городского архитектора был следующим: его коллегиально избирала для найма городская управа; затем, после одобрения выбора городской думой, об этом через губернатора оповещался министр внутренних дел для вынесения министерского приказа2. С 1886г. городским архитектором Воронежа был А.М. Баранов (1843- 1911), проработавший в этой должности целых 25 лет.
Каждый из городских архитекторов выполнял несколько обязанностей: во-первых, рассматривал проекты частных построек, во-вторых, в случае необходимости он проектировал здания, постройка которых была запланирована самоуправлением; в-третьих, участвовал в благоустройстве города, определяя наиболее сложные работы по выравниванию, укреплению и мощению улиц и т.д.; в-четвертых, наблюдал за ходом частного и общественного строительства.
28 сентября 1879г. дума приняла принципиальное решение об учреждении постоянной должности санитарного врача. Городской голова А.Н. Аносов пригласил хорошего специалиста, выпускника Медико-хиррургической академии – М.Я. 16Капустине (1847-1920) Уже в декабре он вступил в должность Санитарного врача Воронежа с окладом 2 тыс. руб. в год2. С февраля 1880г. при управе была введена должность городского ветеринарного врача. Как и санитарный он принимался на работу по выбору думы и с одобрения губернской администрации.
С 1875г. в управе работал для ведения судебных дел поверенный города.
Как повлияла реформа 1892г на организацию работы городской управы?
Реформа 1892г. повысила статус членов управы, причислив их к государственным служащим и наделив их правом голоса в думе. Однако в положении 1892г. не появилось каких-либо новых статей, которые могли бы изменить порядок работы этих лиц в управе. Внутренний распорядок управы и перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению её членов, по-прежнему определялся инструкцией думы, а распределение индивидуальных обязанностей членов управы относилось к компетенции управы (статьи 63, 98).
В целом, хорошо прослеживается организация работы городской управы. Постепенно происходит усложнение её структуры и увеличение масштабности её задач. Несомненно положительное влияние в управе оказывали представители интеллигенции. После Февральской революции 1917г. в кризисных социально-экономических условиях стал наблюдаться определенный разлад в работе. Новое самоуправление, избранное по закону Временного правительства, в составе одной управы из-за отсутствия источников финансирования смогло провести, главным образом, только планирование сложной структуры самоуправления.















