58530 (610806), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Этот подход был положен в основу дальнейшей политики США в отношении Северной и Южной Кореи.
В то же время, продолжая попытки склонить Южную Корею к серьезным переговорам с КНДР, США делали некоторые авансы и в сторону КНДР. Когда в январе 1972 г. в японской газете "Йомиури симбун" было опубликовано интервью Ким Ир Сена, в котором он фактически заявил, что вывод войск может быть осуществлен лишь после того, как Север и Юг заключат мирное соглашение и договорятся о взаимном ненападении, государственный секретарь У. Роджерс в марте 1972 года заявил, что КНДР внесена в список государств, с которыми "правительство Соединенных Штатов хочет улучшить свои отношения".
Однако даже такое незначительное изменение американской позиции вызвало резкий протест южнокорейских должностных лиц.29 июля, т.е. за несколько дней до опубликования "Совместного заявления Севера и Юга", они потребовали от США объяснений, "почему государственный секретарь У. Роджерс… нарушил традицию и назвал Северную Корею так, как она сама себя называет?".
США в это время уделяли мало внимания корейской проблеме. Вашингтон отреагировал на изменение южнокорейской позиции лишь заявлением У. Роджерса от 20 июля 1973 года о решительной американской поддержке предложения Сеула об одновременном вступлении в ООН Северной и Южной Кореи.
США не проявляли должного интереса и к письму, направленному в марте 1974г. ВНС КНДР конгрессу США после того, как КНДР отвергла предложения президента Пак Чжон Хи о заключении так называемого пакта о ненападении. В письме Верховное народное собрание предлагало прямые переговоры между США и КНДР о заключении мирного соглашения, которое могло бы заменить собой Соглашении о перемирии.
США отклонили инициативу КНДР. Представитель госдепартамента заявил, что США "продолжают считать, что корейская проблема должна быть разрешена двумя корейскими сторонами". 1
Новая позиция США в корейском вопросе. Направления политики Форда
После ухода в отставку Р. Никсона проблемы, связанные с Кореей, встали перед новым президентом США Дж. Фордом.
Требовалось поддержать пошатнувшийся из-за постоянных репрессий престиж южнокорейского режима, укрепить его внешнеполитические позиции в соревновании с КНДР. Наконец, администрации Форда нужно было вырабатывать новую позицию США по корейской проблеме, соответствовавшую изменениям во взаимоотношениях держав на Дальнем Востоке.
Усложняла положение Дж. Форда позиция конгресса и борьба мнений в самой администрации. В конгрессе сенатор Ф. Черч внес поправку к законопроекту о помощи иностранным государствам, которая предусматривала сокращение американской военной помощи Южной Корее из-за "безжалостной ликвидации гражданских свобод". "Она может втянуть США "в новую войну: либо из-за того, что Северная Корея может не устоять перед искушением напасть на Юг в результате проявления массового недовольства (в Южной Корее) режимом Пака, либо из-за того, что южнокорейцы сами поднимутся на борьбу против собственного правительства".
Южная Корея оставалась главным элементом региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. Поэтому любая попытка ослабить поддержку режиму Пака "лишь подорвет стабильность Южной Кореи, которая, в свою очередь, лишь вызовет ослабление оборонительных позиций США в Корее и Японии".
В сентябре 1974 года Дж. Форд принял решение посетить Южную Корею с официальным визитом, но при условии, что Пак Чжон Хи предпримет шаги по ослаблению репрессивных мер против своих политических противников. Представители администрации оправдывали визит как необходимый шаг, чтобы продемонстрировать Северной Корее, что США, несмотря на недовольство диктаторской политикой Пака, будут по-прежнему помогать Южной Корее в обеспечении ее безопасности.
Была и другая причина. Американская дипломатия, с тревогой следившая за ухудшением японо-южнокорейских отношений, прилагала усилия к тому, чтобы помирить своих союзников. Президент, по-видимому, рассчитывал, что в ходе поездки (а перед Сеулом он должен был посетить Токио) ему удастся покончить с междоусобицей и убедить японские политические круги не предпринимать резких шагов в направлении признания КНДР и придерживаться более согласованной с Вашингтоном линии в политике в Корее.
Вместе с тем во время визита в Сеул была оглашена новая позиция американской администрации по вопросу признания КНДР, получившая впоследствии название "перекрестного признания". Заместитель государственного секретаря по делам Дальнего Востока и Тихого океана Ф. Хабиб заявил, что "США признают Северную Корею, если Советский Союз и Китай первыми предпримут аналогичный шаг в отношении Южной Кореи". США, таким образом, подтвердили, что в своей политике они исходят из факта существования двух корейских государств.
Предметом показного беспокойства США и Японии, подогревавшегося западной печатью, стал визит президента КНДР Ким Ир Сена в Пекин во второй половине апреля 1975г., Газета "Нью-Йорк таймс", например, предостерегала, ссылаясь на "северокорейские источники" в Токио, что Ким Ир Сен якобы собирается попросить Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая нанести "окончательный удар по американцам" после Индокитая.
Положение американской администрации в конце апреля - июне 1975г. было сложным. Страна только что "покончила" с вьетнамской авантюрой, и перспектива оказаться вовлеченной в новую авантюру ее явно не устраивала. Опасаясь за свой престиж как союзника, который и так пострадал после того, как США "бросили на произвол судьбы" марионеточный южновьетнамский режим, администрация была вынуждена подчеркивать верность США своим обязательствам по американо-южнокорейскому договору, тем самым повышая уровень своей вовлеченности.
В этой ситуации администрация Форда пошла по пути публичного подтверждения верности обязательствам США перед Южной Кореей.
Наконец,20 июня министр обороны США Дж. Шлесинджер сделал заявление о возможности использования ядерного оружия в случае нападения на Южную Корею со стороны КНДР.
В то же время, явно опасаясь серьезного обострения обстановки в Корее по вине сеульского режима, администрация Форда на всякий случай высказывала "опасения", что конгресс США может попытаться сократить военную помощь Южной Корее и уровень обязательств по обороне, заставив администрацию вывести часть контингента американских войск, если президент Пак Чжон Хи будет по-прежнему проводить жестокую линию во внутренней политике.
В Вашингтоне в начале лета 1975 г. Совет национальной безопасности преступил к пересмотру американской политики в Корее. После анализа, проведенного Советом, политика США стала осуществляться в трех основных направлениях: подтверждение американских обязательств оборонять Южную Корею; новый раунд обсуждения с Южной Кореей вопроса о выводе американских войск; поддержка совместно с союзниками Южной Кореи в ООН и выработка предложений по стабилизации обстановки в Корее.
Таким образом, в первой половине 70-х годов правящие круги США были вынуждены частично пересмотреть свою политику. Ее требовалось привести в соответствие с менявшимися международно-политическими условиями, сдвигами в отношениях между двумя корейскими сторонами. В то же время возможность кризисного развития событий на Корейском полуострове внушала опасения США и Японии, заставляла искать пути к некоторому ослаблению напряженности и стабилизации обстановке в этом регионе. США и Япония явно рассчитывали, что более стабильная ситуация на полуострове, основанная на закреплении сложившегося положения вещей, будет содействовать укреплению военных, экономических и политических позиций Южной Кореи в противовес КНДР. Это отвечало общим интересам союзников.
Постоянные трения в этот период возникали также в отношениях США с сеульским режимом. Спекулируя на "угрозе с Севера", Южная Корея противилась сокращению американского военного присутствия, добивалась от США компенсации частичного вывода войск увеличением военной помощи и содействием в модернизации южнокорейских вооруженных сил. Американскую администрацию не устраивало, что Сеул, в обеспечении безопасности которого США вкладывали огромные средства, все чаще позволяет себе игнорировать мнение и требования Вашингтона, не только отказывается реагировать на критику в адрес жесткого авторитарного правления Пак Чжон Хи, но и еще больше усиливает репрессивную внутреннюю политику, чреватую опасностями серьезного внутриполитического кризиса.
Тем не менее, несмотря на противоречия, весной 1975г. под воздействием усилившейся напряженности, связанной с событиями в Индокитае, а также благодаря нажиму США союзники сумели на некоторое время отложить в сторону свои разногласия и возвратиться к более тесному внешнеполитическому сотрудничеству. Его результатом стала совместная подготовка США, Японии и Южной Кореи к дебатам по корейскому вопросу в ООН, выработка и согласование предложений по корейской проблеме, выдвинутых Соединенными Штатами на сессии Генеральной Ассамблеи ООН осенью 1975 года и по необходимости учитывавших наметившуюся в первой половине 70-х годов тенденцию к разрядке напряженности и стабилизации обстановки в Корее.
Таким образом, общим итогом воздействия новых международно-политических условий, важнейшим фактором формирования которых была разрядка, стало ослабление напряженности и некоторая стабилизация обстановки на Корейском полуострове в первой половине 70-х годов. 2
2. "Корейский кризис" 1976 г.
Пересмотр плана вывода американских войск из Южной Кореи
18 августа солдаты американской и южнокорейской армий без согласования с северокорейской стороной попытались спилить дерево вблизи южнокорейского контрольно-пропускного пункта в зоне перемирия в Пханмунчжоме. Представители КНДР выразили протест, но американо-южнокорейская сторона не пожелала урегулировать проблему мирным путем. Произошло столкновение, в результате которого были убиты два американских и тяжело ранен южнокорейский военнослужащий.
Администрация Форда драматизировала это событие и попытались придать ему характер международного кризиса.
США готовили демонстрацию военной мощи. С военных баз в США и на Окинаве в Южную Корею перебрасывались эскадрильи американской тактической авиации. Наконец, через несколько дней после инцидента под прикрытием висевших в воздухе американских вертолетов большая группа американских солдат вошла в демилитаризованную зону и спилила злополучное дерево.
В связи с событиями в демилитаризованной зоне представитель КНДР зачитал от имени Верховного главнокомандующего вооруженными силами КНДР заявление, в котором инцидент был назван "достойным сожаления" и содержался призыв к принятию мер, не допускающих повторения подобных инцидентов в будущем.
В ответ в США были опубликованы два заявления. В первом говорилось, что выраженное представителем КНДР "сожаление" представляет собой "двусмысленное представление того, что они (представители КНДР.) поступают несправедливо", и что США не принимают его, "поскольку в нем не содержится признания жестокого и преднамеренного убийства двух американцев".
В целом в период "корейского кризиса" в августе 1976г. администрация Дж. Форда постаралась показать решительность и оперативность своих действий, умение организовать демонстрацию военной мощи, результативно воспользоваться ею, проявить необходимую гибкость (в подходе к КНДР.) и одновременно последовательность. Кроме того, президенту Форду удалось заставить своего соперника Дж. Картера сманеврировать во время избирательной кампании и поддержать действия администрации.
Дж. Картер поставил вопрос о выводе американских войск из Южной Кореи достаточно определенно, и в ходе кампании изменения коснулись лишь сроков: от "в течение пяти лет" к "в течение определенного периода".
И все же, одобрив действия президента Форда, Дж. Картер, развивая наступление на своего противника, продолжал отстаивать свою идею о выводе американских войск из Южной Кореи.
Ни администрации Никсона, ни администрации Форда за годы их пребывания у власти так и не удалось решить этот вопрос. Привязывая полный вывод войск к переговорам между Северной и Южной Кореей, они фактически откладывали его на неопределенный срок.
Формально отказ правительства Форда от вывода войск обосновывался необходимостью поддержания стабильности в Корее. На деле же его нерешительность в значительной мере объяснялась деятельностью сеульского лобби в США. Чтобы одолеть эту силу, требовалось взять на себя долю ответственности за незаконные действия предшественников, чего администрация Форда явно не хотела делать.
Напротив, свободный от наслоений прошлого, Дж. Картер, резко поставив вопрос о выводе войск из Южной Кореи, начал открыто критиковать сеульский режим за его репрессивную внутреннюю политику и подавление оппозиции. Он не только не подчеркивал "стратегическую ценность Южной Кореи для США и Японии", затушевывая авторитарный характер правления президента Пак Чжон Хи, а наоборот, указывал на необходимость "дать ясно понять южнокорейскому правительству, что его политика подавления оппозиции несовместима с представлениями нашего народа и подрывает там наши обязательства".
Следует признать, что задуманный Дж. Картером вывод войск из Южной Кореи отнюдь не был простой пропагандистской внешнеполитической кампанией, а явился серьезным и тщательно подготавливавшимся шагом во внешней политике США.
План вывода американских войск из Южной Кореи, согласованный с союзниками и утвержденный президентом Картером, натолкнулся на сопротивление конгресса США. Палата представителей 25 апреля отклонила поправку, призывавшую к сокращению вооруженных сил США на 50 тыс. человек.
Дж. Картеру пришлось маневрировать.21 апреля президент США отдал распоряжение приостановить вывод войск.
Пересмотр плана вывода войск означал явную уступку конгрессу. Сроки вывода становились крайне неопределенными, уже ничего не говорилось о его завершении к 1982 году. В течение 1978г. США усилили свои ВВС в Южной Корее. Примерно на 20% увеличилась численность их личного состава, возросло количество боевых самолетов. В августе 1978 г. президент Картер добился одобрения конгрессом программы военной помощи Сеулу в размере 1 млрд.167 млн. долл. США также подтвердили свою готовность оказать помощь Южной Корее в развитии военной промышленности.
Наконец, 7ноября 1978г. начало действовать Командование объединенными силами США и Южной Кореи (КОС).
Предусматривалось, что КОС станет временным механизмом для осуществления постепенной передачи оперативного управления южнокорейскими войсками национальному командованию.
Опасения оказаться втянутыми в конфликтную ситуацию в Корее, подобную вьетнамской, и в связи с этим определенная заинтересованность США в поддержании стабильной обстановки на Корейском полуострове сохранялись на всем протяжении 70-х годов. Это, однако, нисколько не означало отказа руководящих кругов этих держав от основной цели их стратегии - всемерного усиления военных, экономических и политических позиций Южной Кореи в ее противостоянии КНДР. 3
3. США - Южная Корея: период "зрелого партнерства"
Развитие американо-южнокорейского сотрудничества
Развитие японо-южнокорейского экономического сотрудничества и выгодно и невыгодно Америке. С одной стороны, оно содействует укреплению позиций капиталистической системы в целом, снимая при этом с США бремя экономической помощи и позволяя им направить ресурсы в другие, в данный момент более важные в стратегическом отношении районы мира, помогает Южной Корее создать высокоразвитую экономику, в рамках которой возрастут потенциальные возможности для крупного американского бизнеса. Но с другой стороны, США сталкиваются с серьезным усилением экономических и политических позиций Японии, своего основного капиталистического конкурента в Южной Корее.