28228 (603841), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Следует заметить, что в момент разработки статута автономного сообщества, как такового, еще не существует.
Взаимоотношения автономных статутов с другими автономными законами строятся на принципе иерархичности.
Статут, как любая юридическая норма, подчиняется конституции, поэтому их взаимоотношения основываются на принципе иерархии, также следует подчеркнуть сотрудничество между статутом и конституцией. Это появляется в том, что последняя не конкретизирует распределение полномочий. Доктрина и конституционная юриспруденция называет подобные нормы «блоком конституционности». Многие ученые определяют сумму конституции и статутов как «тотальную конституцию».
§2 Органы государственной власти автономий
Согласно Конституции Испании статутами автономий предусматривается следующая институциональная организация:
-
законодательное собрание, избираемое путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства;
-
глава исполнительной власти (председатель правительства);
-
правительственный совет, выполняющий исполнительные и административные функции;
Парламент автономной области занимает одно из ведущих мест в системе органов власти и управления. Парламент – это сравнительно новое явление, так как в истории страны только в годы второй республики существовал подобный орган в Каталонии.
Парламент автономной области – однопалатный орган, во главе которого стоит президиум (mesa), которым руководит председатель, избираемый депутатами. Представительный орган располагает своим собственным регламентом, уставом его персонала и собственным бюджетом. Статуты в отношении парламентов устанавливает две формы их работы – пленарную и в комиссиях.
Согласно Конституции Испании он избирается путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства, сроком на 4 года. Он гарантирует представительство различных районов территории. Избирательный округ, как правило, провинция. Депутаты парламента пользуются парламентским иммунитетом, мандат депутата автономий области не является императивным.
Компетенция парламента автономной области традиционна для представительного учреждения автономной области с той существенной поправкой, что действует в масштабе одной автономной области. Выделим некоторые особенности парламента:
-
право законодательной инициативы принадлежит каждому депутата парламента (ст.27 п.4 Статута Басков, ст.32 п.6 Статута Каталонии и т.д), тогда как в кортесах - это делает группы депутатов или парламентские группы;
-
может делегировать право принятия актов, имеющих силу закона, правительству;
-
уполномочен назначать сенатора, представляющих область в Сенате, а также избирает (или назначает) главу правительства автономной области;
-
контроль за деятельностью правительства осуществляется с помощью вопросов (ruegos), запросов (preguntas), интерпелляций и резолюций порицания (mocion) в рамках пленума и комиссий парламента;
Глава исполнительной власти занимает в системе органов региональных сообществ ведущее место. Он избирается15 из членов парламента области и назначается на пост королем. По существу он является единоличным носителем власти.16
Президент руководит правительственным советом, является высшим должностным лицом в автономном сообществе и представителем государства в нем.
В сфере его компетенции следует выделить его полномочия в области законодательства: принимает участие в реализации права законодательной инициативы, статутами он уполномочен обнародовать законы, принятые в парламенте регионального сообщества, на что отводится двухнедельный срок.
За президентом остается последнее слово при определении задач правительства и выборе средств и методов их выполнения. Глава правительства единолично назначает и смещает всех членов правительства. Некоторые статуты закрепляют за ним право делегировать ряд своих полномочий любому советнику (consejerо), однако не оговариваются условия при которых такая передача может произойти. У него есть также такое полномочие как инициатива созыва чрезвычайной сессии парламента, но иногда она представлена в статуте как инициатива правительства.
Как указано в ряде статутов, «правительство – это коллегиальный орган управления с исполнительными и административными функциями» 17. Называется этот орган чаще всего правительством, но встречаются и иные наименования: исполнительный совет в Каталонии или совет (junte) в Андалусии. Самое интересное, что статуты уделяют мало внимания определению структуры, компетенции и формы деятельности исполнительного органа, отсылая к специальным законам о правительствах, которые должны быть изданы в автономных областях. Однако в статутах встречаются положения, касающиеся места пребывания правительства, например, «Резиденция (Исполнительного) Совета находится в городе Барселоне, а его органы, службы и подчиненные подразделения могут размещаться в разных населенных пунктах Каталонии, исходя из принципов децентрализации, деконцентрации и координации функции».18
Правительство формируется президентом (глава исполнительной власти автономии), который единолично назначает и смещает советников (члены правительства), что, как я уже упомянула, доказывает единоличный характер власти президента. Число советников (consejeros) колеблется от 10 до 15.
Следует заметить, что в компетенцию правительства входит широкий круг вопросов, зафиксированных в различных актах, начиная от Конституции и статутов, заканчивая специальными законами об органах исполнительной власти в сообществах. Здесь мы можем выделить право законодательной инициативы, осуществляемое в форме подачи в президиум парламента проектов, также оно может выступать с инициативой реформы статута. Очень важно выделить, что в целях поддержания безопасности в областях расширенной автономии могут быть созданы свои полицейские формирования, командования которыми возлагается на правительство. В отдельных статутах регулируется допустимость введения общегосударственных полицейских формирований на территории области. Например, «в Статуте Страны Басков правительство уполномочено обратиться к центральным органам власти с требованием ввести на свою территорию подразделения государственной полиции».19
Я считаю, что также стоит уделить небольшое внимание муниципалитетам и выяснять каким образом происходит управление на данной территории и какими органами оно осуществляется.
Органами муниципалитета являются алькальд, пленум муниципального совета (el Ayuntamiento en Pleno) и муниципальная комиссия правительства. Муниципальной совет осуществляет свою юрисдикцию над муниципалитетом и имеет характер корпорации публичного права. Советник избираются жителями муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Алькальды избираются советниками или жителями муниципалитета. Алькальд является одновременно главой администрации, председателем муниципального совета и по отношению к центральной власти является делегатом Правительства.
§3 Компетенция автономий. Отношение сотрудничества с центром и между собой
Одним из спорных вопросов при разработке Конституции Испании и Автономных статутов, на мой взгляд, является вопрос о разграничении предметов ведения между центральной властью и автономными образованиями, так как от того какой объем прав, свобод и функций получает регион порой зависит стабильность социальной обстановки в стране.
Роль Конституции состоит в основном в перечислении полномочий, которые изначально находятся в исключительной деятельности государства (ст. 149 КИ), а также полномочий, которые могут относиться к ведению автономного сообщества (ст. 148 КИ).
Стоит заметить, что для некоторых автономий, полномочия, не отнесенные к их ведению изначально, могут быть приняты сообществами через пять лет после принятия его статута (автономии «медленного пути»). Полномочия, не принятые автономными сообществами в их статутах, остаются в ведении государства.
Конституцией закреплено, что автономии могут участвовать в процессе нормотворчество, так как за Сенатом20 закреплено право законодательной инициативы. Собрания автономных сообществ могут обращаться к Правительству с просьбой о выдвижении законопроектов, а также представлять в Президиум Конгресса законодательные предложения. Сенат имеет право накладывать вето на принятый Конгрессом законопроект.
Согласно Конституции Испании региональные сообщества обладают финансовой автономией в целях развития и для ведения дел своей компетенции, в соответствии с принципами координации финансовой деятельности с государственным казначейством и принципом солидарности всех испанцев. Автономные сообщества могут действовать в качестве представителей или советников государства в сборах, расходовании и упразднении государственных налогов в соответствии с законами и статутами. Некоторые сборы с 2002 года, например, за потребление электроэнергии или регистрации транспортных средств, полностью переданы регионам.
Отношения между автономными сообществами строятся на основе кооперации и солидарности. Статуты автономных областей могут устанавливать условия, принципы и порядок заключения соглашений между автономными сообществами для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг, так же как и порядок уведомления об этом Генеральных кортесов. Во всех остальных случаях соглашения о сотрудничестве между автономиями разрешается Генеральными кортесами. С 1996 года по 2002 год было подписано 12 соглашений, причем большинство из них касаются сооружений инфраструктуры.
Также существуют такие схемы сотрудничества, которые выходят за рамки Конституции. Например, Риохе было предложено принять участие в неком еврорегионе, в состав которого вошли бы исключительно испанские регионы.21
Характерной особенностью Испанской Конституции является то, что в ней не упоминается о принципе сотрудничества между центром и автономными сообществами. Это объясняется тем, что Конституция создавалась в «атмосфере поиска консенсуса всех демократических сил».22
Существует некоторая ассиметрия в предоставлении полномочий автономиям, так как в начале процесса децентрализации каждое автономное сообщество получило свой определенный набор полномочий, вследствие этого государство стало обладать разными полномочиями на территориях автономных сообществ. Например, в ведение государства входит регулирование брачных отношений в тех автономных сообществах, которые не обладают полномочиями в этой области. Но что делать, когда тяжело разграничить предмет ведения? В этом случае государство и автономное сообщество обращаются в Конституционный суд, который может определить, в чей компетенции находится то или иное полномочие (ст. 60 – 72 ВЗКС).
Эластичность системы распределения полномочий позволило удовлетворить различные требования территорий в отношении самоуправления. Так возникли два основных типа автономных сообществ, отличающиеся уровнем полномочий.
Система распределения полномочий, на мой взгляд, динамична, так как посредством реформы статута автономии возможно изменение полномочий различных автономных сообществ, но процесс расширения полномочий ограничивается содержанием статьи 149 КИ.
Кроме того, в силу динамичности существует возможность расширить круг полномочий одного автономного округа или нескольких, не изменяя статут. Например, статья 150 КИ пункты 1 и 2: «Государство, посредством принятия конституционного закона, может передавать или делегировать автономным сообществам осуществления полномочий, относящиеся к предметам государственного ведения». Таким образом, расширение полномочий автономий происходит также путем принятия соответствующих законов государством. Исходя из этого каждое сообщество имеет возможность выходить за рамки полномочий, указанных в статье 148 КИ.
Согласно статье 149 КИ, за государством закрепляется исключительные полномочия в сфере международных отношений. «Но из этого не надо делать вывод о том, что всякая деятельность, имеющая международную проекцию, должна относиться к компетенции центральных властей».23
С момента вступления Испании в Евросоюз, все более актуальной становилась тема расширения автономных сообществ в коммунитарной политике страны. В Брюсселе стали открываться офисы автономных сообществ на постоянной основе, а также в составе постоянного представительства Испании при ЕС действует Совет по вопросам автономий.
Конституционный суд Испании в 1998 году поддержал решение баскского правительства о создании департамента по делам правительства, юстиции и автономного развития, предусматривавший открытие банковского офиса интересов при ЕС, указав, что «для надлежащего исполнения своих полномочий автономное сообщество вправе осуществлять определенные виды деятельности не только на своей территории, но и за пределами национальных границ Испании».24 С тех пор все 17 испанских автономий имеют право на открытие своих «посольств» в бельгийской столице, 11 из которых воспользовались таким правом.
Целью представительства автономных сообществ в Брюсселе заключается в налаживании отношении с иными региональными представительствами и другими странами ЕС, а также ведение дел связанные с ЕС: согласование общих проектов, поиск партнеров в осуществлении проектов, поиск институциональной поддержки. Исполнение уложений Европейского союза вменяются в компетенцию автономных сообществ в областях, которые приняты каждым из них.
Стоит сказать, что международная деятельность автономных сообществ не ограничивается рамками ЕС: многие автономные сообщества самостоятельно, без участия центра развивают внешнеэкономические связи. В частности, с начала 90-х годов Галисия ведет успешное экономическое и культурное сотрудничество с Кубой, несмотря на то, что межгосударственные отношении Испании и Кубы в этот период переживали значительные трудности. Андалусия неизменно проявляет большой интерес к развитию экономических связей с арабскими странами.