12546-1 (602952), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Денежное обращение и банковское дело
Государственная денежная единица – зимбабвийский доллар, эмиссию которого осуществляет государственный центральный банк – Резервный банк Зимбабве. На протяжении 1990-х годов его обменный курс изменялся в соответствии с динамикой курса конвертируемых валют.
Государственный бюджет
На протяжении 1980–1990-х годов государственные расходы, как правило, превышали доходную часть бюджета, и бюджетный дефицит покрывался преимущественно за счет внутренних займов. В 1997–1998 сумма поступлений от налогов и пошлин достигла 50 млн., а расходная часть бюджета составила 63 млн. зимбабвийских долл.
Главные статьи расходной части бюджета – образование (20%), оборона (8%), здравоохранение (5%) и сельское хозяйство (2%). Выплата по государственным долгам составляла 34% объема национального бюджета. В 1996 сумма общей задолженности Зимбабве превысила 5 млрд. долл.
Общество
Профессиональные объединения
Правительство ввело в действие законы, устанавливающие минимум заработной платы, регулирующие максимальную прибавку к жалованью высокооплачиваемым работникам и ставящие под правительственный контроль процедуру увольнения промышленных рабочих и домашней прислуги. В стране сильно развито профсоюзное движение, во главе которого стоит Конгресс профсоюзов Зимбабве.
Положение женщин
Женщины представлены на всех уровнях государственной службы, однако на протяжении 1990-х годов положение женщин в зимбабвийском обществе не претерпело существенных изменений. Большинство женщин по-прежнему трудится на земле, выращивает продовольственные культуры и заботится о своих больших семьях.
Социальное обеспечение
За годы независимости была значительно расширена система здравоохранения. Среди достижений национального здравоохранения – снижение младенческой смертности с 100 на 1000 новорожденных до 49, увеличение продолжительности жизни с 45 лет в 1960 до 61 года в 1990, хотя впоследствии она снизилась до 49 лет в результате сокращения правительством ассигнований на бесплатную медицинскую помощь и эпидемии СПИДа. Каждую неделю жертвами СПИДа становятся 700 зимбабвийцев, а число ВИЧ-инфицированных в стране составляет ок. 1,5 млн. человек.
Культура
Образование
После 1980 правительство значительно расширило систему начального (семилетнее – с 7 до 14 лет) и среднего образования (шестилетнее – с 14 до 20 лет). Начальное образование стало бесплатным, а с 1987 – обязательным. За годы независимости число начальных школ удвоилось. Значительные государственные субсидии были выделены на развитие системы среднего образования – число средних школ возросло со 177 в 1980 до 1512 в 1990. В каждом районе страны есть по крайней мере одна средняя школа. К концу 1980-х годов почти каждый ребенок соответствующего возраста посещал начальную школу, и почти 60% юных зимбабвийцев учились в средней школе. В 1994 в начальных школах обучались 2,5 млн. детей. Число учащихся средних школ увеличилась с 73,5 тыс. в 1979 до более 700 тыс. в 1994.
Высшее образование можно получить в университете Зимбабве в Хараре, где в 1998 учились 10 тыс. студентов. Гораздо меньшее число студентов проходили курс обучения в Национальном научно-технологическом университете в Булавайо и частном Африканском университете в Мутаре, который субсидируется религиозными организациями. 20 тыс. студентов обучаются в технических колледжах, 16 тыс. – в педагогических и 1 тыс. – в сельскохозяйственных.
Средства массовой информации
Правительство контролирует радио и телевидение через государственную радиовещательную корпорацию. Радиопередачи ведутся на английском и местных языках: чишона, синдебеле, каланга, венда, тонга и чева. Под контролем государства находится также ряд ежедневных и воскресных газет. Это «Геральд», которая вместе с «Санди мейл» выходит в Хараре, «Кроникл», издающаяся в Булавайо, и «Маника пост», выходящая в Мутаре. Среди влиятельных независимых еженедельных изданий, выходящих в Хараре, можно назвать «Файнэншнл газетт», «Индепендент», «Санди стандард», «Миррор», «Пиплз войс», «Экспресс» и «Квайедза» (на языке чишона).
Библиотеки и музеи
Лишь крупные города располагают собственными библиотеками. В Хараре находятся Национальный архив и Национальная картинная галерея, Археологический музей международного значения открыт в Булавайо.
История
Предки говорящего на языке чишона населения жили на территории современного Зимбабве по крайней мере тысячу лет назад. Несколько веков назад они возвели многочисленные величественные каменные сооружения, руины которых сохранились до сих пор. Наибольшее впечатление производят 12 групп каменных строений на площади 40 га на гранитном утесе и в нижележащей долине – комплекс Большой Зимбабве к юго-востоку от Масвинго. Особенно поражает вид двух строений. Одно из них – расположенное в долине замкнутое сооружение эллиптической формы длиной 245 м и высотой 9,8 м. Его мощные стены сложены из необработанного камня. Выше расположено то, что можно назвать акрополем, с комплексом переходов и многочисленными помещениями, сохранившими следы выплавки золота и сложной дренажной системы. Все плиты соединены без применения цементирующего материала. По-видимому, расцвет Большого Зимбабве как ритуального и торгового центра приходился на 14–15 вв. Однако наиболее древняя часть развалин датируется 8–9 вв., когда Зимбабве мог быть столицей государства Гуруусва. В 12–13 вв. Гуруусва торговало с городами на побережье Восточной Африки.
Комплекс Зимбабве сохранял важное значение до начала 19 в. Однако к 1450 главный административный центр переместился к северу, в столицу государства Мономотапа. Его правители придавали большое значение возделыванию земель вдоль р.Замбези, а начиная с 16 в. установились отношения с португальцами, которые покупали у Мономотапы золото и другие товары. Стремясь подчинить себе это государство, португальцы поддерживали одного из претендентов на престол, в частности, первого правителя из династии Чангамире. В начале 17 в. экономическое влияние Мономотапы во внутренних районах стало ослабевать, и в 1630 португальцам удалось посадить на трон претендента, полностью покорного их воле. Во время его правления в страну прибыло много португальских священнослужителей и поселенцев. В конце 17 в. наследники марионеточного правителя неоднократно и безуспешно пытались выдворить европейцев и боролись с португальскими поселенцами. Португальское вторжение в конце 16 в. завершилось крушением государства Мономотапы.
После португальцев первым пришлым народом, бросившим вызов местным правителям, были воинственные ндебеле. В начале 1820-х годов их вождь Чака одержал полную победу в борьбе соперничавших кланов Зулуленда. Моселекатсе, один из военачальников Чаки, воспользовался ситуацией и решил стать независимым правителем. Вместе с преданными ему ндебеле Моселекатсе двинулся на север, переправился через р.Вааль и в течение продолжительного времени управлял территорией, расположенной между реками Вааль и Лимпопо. Лучше вооруженные и более искусные в военном деле по сравнению с соседями, ндебеле совершали опустошительные набеги на соседние области, и, возможно, именно это обстоятельство побудило африканеров из Капской колонии перейти через р.Вааль и вступить в борьбу с ндебеле. Потерпев несколько поражений от африканеров и надеясь найти более спокойное место, Моселекатсе в 1837 увел своих подданных, численность которых заметно пополнилась за счет покоренного населения, дальше на север. Они обосновались в районе гор Матопо на территории нынешнего Зимбабве, и их столицей стал Иньяти, а затем – Булавайо. В течение нескольких лет воины ндебеле захватили большую часть юго-западного Зимбабве. Они превратили шона в своих данников и совершали дальние набеги в разных направлениях, захватывая скот и другое имущество.
Ндебеле создали государство завоевателей. Когда в 1870 Лобенгула, сын Моселекатсе, стал правителем, он унаследовал от отца централизованную структуру племенной организации, нацеленную на войны и грабежи. Это было одним из самых мощных государств на территории между р.Лимпопо и оз. Виктория.
В 1889 борьба европейских держав за колониальный раздел Африки подступила к границам государства Лобенгулы. Чтобы получить доступ к эксплуатации недр этой страны и устранить соперников (немцев, португальцев и африканеров из Республики Трансвааль), эмиссары Сесила Родса из Кимберли сумели получить от Лобенгулы ограниченную концессию на разработку полезных ископаемых. Созданная Родсом «Бритиш Саут Африка компани» (БСАК) получила от английской королевы хартию, по которой компании предоставлялись неограниченные права на эксплуатацию земель в этом районе. В 1890, несмотря на протесты Лобенгулы, Родс направил в его страну колонну белых «первопроходцев». Под предводительством Линдера Старра Джеймсона, друга и представителя Родса, они пересекли территорию современной Ботсваны и, обойдя стороной земли ндебеле, вторглись в отдаленный район, где жили шона. Там белые основали форт Солсбери (ныне Хараре). После этого участники похода, к которым присоединились и другие белые из Южной Африки, стали силой захватывать земли у шона. На этих землях они выращивали кукурузу, строили новые укрепления и поселения из хижин с глинобитными стенами и тростниковыми крышами, которые затем выросли в крупные города.
Вскоре выяснилось, что почвы непригодны для интенсивного земледелия и скотоводства, да и затраты на жизнь слишком велики, поскольку привычные потребительские товары приходилось завозить за 1600 км по труднопроходимым дорогам из Южной Африки. Кроме того, золота оказалось гораздо меньше, чем предполагалось.
В то же время земли ндебеле ассоциировались у белых переселенцев с тучными пастбищами и богатыми месторождениями золота, что не могло не вызывать у ндебеле опасений за свое будущее. После ряда инцидентов на условной границе между владениями ндебеле и белых Джеймсон спровоцировал нападение африканцев на белых. В последовавшей за этими событиями короткой и ожесточенной войне 1893 ндебеле потерпели поражение.
Условия мира, навязанные побежденным, резко расходились с заверениями Джеймсона, которые он дал вождям ндебеле после их капитуляции.
В начале 1896, когда значительная часть полицейских сил БСАК отправилась на юг для участия в рейде Джеймсона на Йоханнесбург, ндебеле подняли восстание. Сотни белых были убиты, а оставшиеся в живых забаррикадировались в главных городах. Несколько позже в том же году, после того как белые контратаковали ндебеле, на севере восстали шона. Несмотря на яростное сопротивление, в 1896 были разбиты ндебеле, а в 1897 – шона. С 1898 все захваченные территории были объявлены протекторатом, теоретически находящимся под властью английской короны. В действительности власть Великобритании была чисто номинальной, а истинным хозяином Южной Родезии стала БСАК.
Компания продолжала управлять Южной Родезией (такое название было официально принято в 1897) вплоть до 1923. Белые поселенцы получили большие полномочия в управлении после того, как на проведенном годом ранее референдуме высказались против присоединения Южной Родезии к Южно-Африканскому Союзу. Белые добывали золото, в небольших количествах медь, асбест и уголь, выращивали табак и кукурузу, строили школы, больницы и железные дороги; в стране появились первые автомобильные дороги с твердым покрытием. Однако пользоваться всеми этими достижениями цивилизации могли только сами белые. В 1923–1953 у власти находились консервативные правительства, которые не допускали и мысли о предоставлении африканцам политических прав.
Камнем преткновения оставался земельный вопрос. В стране сохранялись созданные во времена колонизации резерваты для африканцев, но на протяжении ряда лет все другие земли подлежали свободной купле-продаже. В соответствии с рекомендациями в 1925 комиссии Морриса Картера и положениями «Закона о распределении земли» 1930 была создана «белая» зона, где покупать землю имели право только белые поселенцы. Африканцам запрещалось жить в т.н. поселенческих районах. В городах им разрешалось жить у своих белых работодателей, но без семьи либо в т.н. «локациях». Работавшие по найму африканцы были вынуждены периодически преодолевать значительные расстояния между городами, где они работали, и резерватами, где оставались их семьи. В 1930 примерно 50 тыс. белых поселенцев принадлежала половина пахотных земель, а второй половиной владели ок. 1 млн. африканцев. По мере роста населения нагрузка на малоплодородные и плохо обеспеченные пресной водой земли в перенаселенных резерватах увеличивалась и достигла критического уровня.
Архитектором «белой» Родезии считается Годфри Хиггинс (впоследствии лорд Малверн), премьер-министр в 1933–1953, который разработал и осуществил план раздельного развития двух расовых общин Южной Родезии и призывал к сегрегации африканцев. В 1936 правительство Хиггинса ужесточило законы, регулировавшие перемещение африканцев за пределами резерватов. Теперь каждый взрослый мужчина-африканец был обязан всегда иметь при себе регистрационное удостоверение, на котором чиновники проставляли записи об уплате налогов и фиксировали заключение и расторжение контрактов с белыми работодателями.
В 1920–1940-е годы африканцы протестовали против их экономической и политической дискриминации через местные ассоциации социального обеспечения, африканские дискуссионные клубы и религиозные секты, отколовшиеся от христианской церкви. В 1930–1940-е годы появились первые политические организации африканцев.
Лишь после 1953, когда была создана Федерация Родезии и Ньясаленда, включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, африканцы получили возможность создать национальную политическую организацию. Городская молодежная лига, образованная в 1956 в Солсбери, в 1957 трансформировалась в Африканский национальный конгресс (АНК). Во главе этой политической организации стояли бывший служащий системы социального обеспечения Джошуа Нкомо, Джордж Ньяндоро и Джеймс Роберт Чикерема. Однако в начале 1959, когда АНК стал завоевывать симпатии и поддержку большинства африканского населения, власти запретили его деятельность. В последующие годы появился ряд других политических группировок во главе с Нкомо – Национально-демократическая партия, запрещенная в 1961, Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ), запрещенный в 1962, и Народный попечительский совет, который постигла та же участь в 1964. В 1963, после того как многие образованные шона стали выражать недовольство руководством Нкомо, ЗАПУ раскололось, и из него выделился Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) во главе со священником Ндабининги Ситоле.
















