1485 (599379), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Увеличение роли вкладов населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты (доля депозитов населения в банковских пассивах увеличится с 19,3% до 21-22%) В противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.
Третье. Национальные интересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой кредитной системы. Именно с национальными приоритетами должна быть связана политика в отношении банков с участием иностранного капитала. Тезис о том, что широкий допуск данных кредитных учреждений на российский рынок банковских услуг усилит конкуренцию и, соответственно, ускорит эффективное развитие отрасли, на наш взгляд, не совсем корректен. Вряд ли можно в данном случае говорить о равноправной конкуренции, так как конкурировать будут не конкретные банки, а стабильность и устойчивость той или иной западной страны с нестабильностью и изменениями в России. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к деятельности иностранных кредитных учреждений.
Четвертое. Исключительное значение для успешного развития российской кредитной системы имеет налаживание адекватного потребностям экономического роста взаимодействия банков с реальным сектором.5
Коммерческие банки, с одной стороны, заинтересованы в кредитовании реального сектора. Это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками. Но с другой стороны здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточной защищенностью банков в отношениях кредитор - заемщик и краткосрочностью пассивов. Банки не могут расширять кредитование, потому что государство не обеспечивает защиту их интересов в случае возникновения проблем с возвращением ссуд.
Еще более сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока в экономике сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.
Пятое. По всей видимости, структура отечественной кредитной системы в части преобладания в ней банковских учреждений не претерпит изменений.
В рамках принятия стратегических решений на настоящий момент Правительство и Банк России не предложили ничего принципиально нового, что могло бы как-то существенно изменить сложившуюся конфигурацию отечественной кредитной системы. Т.н. “Программа Грефа” - программа социально-экономического развития страны до 2010 г. - не содержит, на наш взгляд, сколько-либо кардинальных мер, могущих действительно радикально оздоровить действующую кредитную систему. Этой программой предлагаются меры нормативного характера (усиление надзора, ускорение ликвидации несостоятельных кредитных организаций, изменение видов выдаваемых лицензий и т.п.), которые, в принципе, и так осуществляются Банком России, хотя и достаточно медленно.
Характерно, что предложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышение капитализации банковской системы и развитие новых технологий. Среди них отметим прежде всего осознание необходимости приравнять налогообложение банков к налогообложению предприятий (как по ставкам, так и по составу затрат), а также создание полноценной законодательной базы по электронным документам в России.6
Безусловный интерес представляют “Концептуальные основы развития банковской системы России”, представленные на Х съезде Ассоциации российских банков. Этот документ рассматривает банковскую отрасль как облетающую большим потенциалом самоорганизации. Основное внимание при этом уделяется принципам, в соответствии с которыми государство может развивать банковскую отрасль на основе законов и правительственных решении: многоукладность, равноправная конкуренция, рыночная дисциплина, развитие финансово-экономического федерализма, соответствие кредитно-финансового сектора реальному и другие.
1.2 Развитие системы кредитования в России, основные тенденции.
Элементы системы кредитования — это не навсегда что-то заданное по содержанию, они отражают имеющееся целое, находящееся в стадии развития. Тенденция (позднелат. tendentia — направленность, лат. tendo — направляю) определяется как «направленное развитие какого-либо явления или процесса». При анализе данных явлений или процессов необходимо различать:
• односторонне направленные и противоположные тенденции;
• ведущие тенденции и второстепенные, а также локальные тенденции;
• сходные и различные тенденции для родственных процессов.
Тенденции развития обычно рассматриваются применительно к определенному историческому этапу, так как тенденция - это развитие на определенном отрезке времени. Тенденция, проявляемая как нечто постоянное в развитии, характеризует существенную связь между процессами, становится закономерностью. Поэтому важно понимать, что является тенденцией данного этапа, что неприемлемо для определенного времени и что может существенно видоизменяться при определенных экономических и политических условиях.
Тенденции развития кредитования мы рассматриваем:
1) по отношению к переходной экономике;
2) как целостный процесс, в котором каждый элемент кредитования
развивается в специфических направлениях;
3) как процесс, зависящий от макро- и микроэкономических предпосылок.
В отличие от системы кредитования распределительного хозяйства действующая система отражает процесс трансформации экономики - ее переход к рыночным отношениям. Как во всякой системе, находящейся между прошлым и настоящим, новое содержание продолжает сосуществовать с прежним. Старая система кредитования оказалась разрушенной, новая система должна была быть создана на базе новых ценностей и идей, адекватных рыночной экономике.
В связи с переходом к рыночным отношениям произошла коммерциализация отношений между хозяйствующими субъектами. Целевая ориентация в цепочке «банк-кредитор — предприятие-заемщик» сместилась в сторону прибыли. При этом наблюдались общее падение объема производства и уменьшение объема инвестиций, высокие темпы инфляции, разрушение прежних хозяйственных связей. Под влиянием макро- и микроэкономических факторов увеличивалось число убыточных предприятий.7
К сожалению, на первых порах это не помешало российским коммерческим банкам упростить порядок выдачи кредита. Доверительные отношения между банком и заемщиком в начале 90-х годов стали преобладающими. Кредитная документация, предоставляемая в банк, анализировалась слабо, довольно распространенными были так называемые дружеские кредиты. Бесспорно, все это отразилось на динамике и структуре кредитных вложений банков, которая отражена на приложении 1.
Как показывает приложение 1, за период с 1980-го по 1990 г. с некоторыми интервалами происходило снижение размера кредита. Это особенно стало заметно в период с 1985-го по 1990 г., когда кредитные вложения в нефинансовый сектор экономики снизились с 0,52 до 0,18 трлн руб., или почти в 3 раза. Согласно расчетам, в те годы кредиты в днях к ВВП снизились в 2 раза. В последующем можно было наблюдать аналогичную картину Кредиты в днях к ВВП с 1991-го по 1994 г. снизились более чем в 2,5 раза.
С 1 января 1997 г. кредитные вложения коммерческих банков в ценах соответствующих лет к 1 января 2006 г. существенно возросли (приложение 2). Согласно представленной диаграмме кредитные вложения в период с 1997 по 2006 гг. увеличились в 17 раз. Несколько иная картина складывается, если на динамику размера кредитов взглянуть не с позиции цен соответствующих лет, а в реальном выражении (приложение 2).
Как показывают данные приложения 3 за период с 1 января 1998 г. По 1 января 2006 г. доля кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, в совокупных активах кредитных организаций увеличилась на 12,6%. Таким образом, можно утверждать, что вслед за тенденцией к существенному сокращению объемов кредита, наблюдавшейся в период с 1980-го по 1990 г., в начале 90-х годов обозначилась тенденция к росту кредитных вложений. Кредит при этом оставался незначительным источником формирования оборотных средств предприятий. Если в дореформенный период доля кредита как источника формирования оборотных средств организаций в разные годы была на уровне 40—50%, то в последующие годы эта доля существенно снизилась. К примеру, в 1997 г. удельный вес кредита как источника формирования оборотного капитала был на уровне 7—8%, или в 5—6 раз меньше, чем в начале — середине 80-х годов. Подавляющая доля приходилась на кредиторскую, в том числе просроченную, задолженность. Не без основания можно заключить, что на протяжении 90-х годов кредит постепенно терял свою роль в развитии экономики. Организации, испытывающие острую потребность в платежах, переходили на альтернативные формы финансирования, в том числе посредством невыполнения своих платежных обязательств перед контрагентами. В целом опосредование кредитом процесса создания валового внутреннего продукта неуклонно снижалось. В последующие годы положение стало выравниваться: наблюдалось некоторое повышение доли кредита как источника формирования оборотных средств предприятий до уровня 23% в 2001 г., правда, это в 2 раза меньше, чем в начале — середине 80-х годов; общая картина снижения роли кредита продолжала сохраняться.
С 1986 г. отношение размера кредитов к ВВП неуклонно снижалось. Особенно заметным это снижение стало в 1989—1990 гг., когда участие кредита сократилось почти в 2 раза, всего же за период с 1980-го по 1997 г. отношение кредитов к ВВП уменьшилось в 6 раз.
Столь значительное сокращение кредита в опосредовании создания ВВП в основном было связано с кризисными явлениями в российской экономике, когда сжатие кредита стало естественным процессом и отражало как уменьшение ресурсной базы российских кредитных учреждений, так и возрастание рисков потерь от кредитных операций. На протяжении десятилетия число убыточных организаций в общей численности хозяйствующих субъектов находилось на уровне 40 - 50% Так, в сентябре 1998 г. в целом по стране действовало 48,9% убыточных хозяйственных субъектов, в том числе в промышленности - 50,1%, на транспорте — 59,2%.8 Естественно, эти организации были исключены из числа субъектов кредитования. В январе — августе 2005 г. удельный вес убыточных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. сократился и составил 37,2%, а по итогам 2007 г. - 34,5%. Быстрый рост стоимостных объемов реализации позволил предприятиям выйти на более высокие уровни рентабельности. Сальдированный финансовый результат в промышленности по итогам января — октября 2007 г. более чем на 63% превысил значение соответствующего периода предыдущего года. Следствием этого, а также роста ресурсной базы коммерческих банков явилось увеличение отношения кредитов к ВВП за период с 2000 по 2007 гг. в 2,2 раза.9
Немаловажен и размер платы за кредит. К примеру, в 1995 г. основные ставки по кредитам составили 320,3%, в 1996 г. — 146,8% годовых, в то время как рентабельность продукции организаций составляла соответственно 15,8 и 4,8% Естественно, при таком разрыве говорить о широком использовании кредитов не приходилось, кредит был слишком дорогим.
Нетрудно заметить, что процентная ставка с 1 января 2000 г.по1 января 2008 г. продолжала быть довольно высокой, она колебалась по кредитам до 30 дней от 21,1 до 49,5%, по кредитам от 31 до 90 дней — от 36,4 до 54,4%, по кредитам от 91 до 180 дней — от 33,9 до 51,4%, по кредитам от 181 дня до 1 года — от 29 до 46,5%. В тот же период довольно существенной была и ставка рефинансирования; к примеру, в середине 2000 г. она была на уровне 60% и лишь к ноябрю 2008 г.сократилась до 25% годовых. К концу 2000 г. процентная ставка продолжала оставаться высокой.
К ноябрю 2008 г. процентные ставки по ряду российских коммерческих банков колебались в зависимости от срока от 17 до 80% — по кредитам в рублях и от 10 до 80% — по кредитам в валюте. Более низкой была плата за кредит, взыскиваемая Международным промышленным банком, где кредиты в рублях от 1 месяца до 1 года и выше стоили от 17 до 27% годовых, а кредиты в валюте на эти же сроки — от 10 до 19% годовых, что наиболее приемлемо для российских клиентов. Крайне дорогой была плата за кредит, взыскиваемая рядом других коммерческих банков, где за рублевые кредиты на срок от 1 месяца до 1 года и выше взыскивали от 40 до 90% годовых, а за валютные кредиты в пределах тех же сроков — от 20 до 80% годовых. Наиболее типичной ставкой по кредитам в рублях в пределах 6 месяцев была ставка 25—30% годовых, а по валютным кредитам в пределах этого же срока — 15— 20% годовых, что, естественно, было довольно дорого. К концу 2003 г. процентная ставка по кредитам предприятиям несколько снизилась и составила 15%. Привлечение кредитов при такой ставке было рентабельно для предприятий, на которые приходилось 50% промышленного производства.10