138906 (598732), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Подобная политика привела к тому, что люди перестали замечать в монашестве нечто особенное, отличное от жизни в миру, и уже не видели смысла принимать постриг. Данную мысль подтверждает статистика, которая четко показывает, что до середины XX века Доминиканский орден переживал подъем, который не был остановлен даже существенными количественными потерями, связанными с политическими катастрофами.
В 1910 г. доминиканцы были изгнаны из Мексики. В период гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) погибли генеральный магистр ордена, Бонавентура Гарсия де Пердес, и с ним свыше 80 доминиканцев. Во время II мировой войны погибло свыше 100 доминиканских капелланов (некоторые доминиканцы воевали в качестве обычных солдат; например, известный доминиканский богослов ХХ в. Ив Конгар, уже находясь в ордене, был призван в армию в 1939 г. и в течение 5 лет был немецким военнопленным.). Доминиканцы подверглись гонениям в странах Восточной Европы в период установления там коммунистических режимов. В 1960-61 гг. в Заире погибло 30 доминиканцевhttp://www.bogoslov.ru/text/304258.html - _ftn19.
Однако, в 1910 г. в мире насчитывалось 4472 доминиканских монаха, в 1926 г. - 5342, в 1940 г. - 7023, в 1967 г. - 10085.
В 1998 г. их стало 6487 человек и это несмотря на то, что мире были благоприятные для развития условия. В 2007 г. в мире насчитывалось уже 6077 доминиканцев.
Негативные изменения коснулись и центрального стержня монашеской жизни - общины. «В некоторых случаях создается впечатление, что монашеская община утратила значимость в глазах монахов и монахинь и, возможно, не является больше тем идеалом, которому надлежит следовать».
Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни выделяет несколько аспектов, непосредственно повлиявших в ХХ веке на монашескую жизнь вообще и на монашескую общину в частности. Это:
а) Движения за политическое и социальное освобождение
б) Отстаивание личной свободы и прав человека
в) Выдвижение на первый план женщины
г) Бурное развитие коммуникаций
д) Потребительство и гедонизм.
Эти факторы привели к существенным изменениям в жизни орденов. Вопросы социальной помощи, образования и здравоохранения, ради которых и было образовано в XIX-XX вв. абсолютное большинство орденов, взяло на себя государство. Таким образом, многие общины были лишены стимула к существованию и не имеют больше юридического права на существование в силу утраты своей актуальности.
Те же социальные вопросы (помощь бедным, наркоманам, беженцам, инвалидам, разного рода больным) вынудили многие ордена изменить свой традиционный облик, поскольку их руководство посчитало его плохо приспособленным для встречи лицом к лицу с новым положением вещей.
Секулярное восприятие трудовой деятельности, воцарившееся в Западной Европе, привело к тому, что совместный труд перестал восприниматься как общинообразующий элемент, а стал рассматриваться как препятствие к апостольской деятельности орденов.
II Ватиканский собор предложил орденам новую концепцию личности, которая «восстанавливала» ценность отдельного монаха и его инициатив. Это привело к тому, что теперь настоятель общины не вправе требовать от отдельно взятого монаха чего-то, что не прописано в уставе ордена или в правилах жизни общины. Начал работать закон «разрешено все, что не запрещено». К примеру, настоятель не может запретить курить члену общины, если запрет на курение не прописан в правилах и не мешает существованию других братьев. Принуждение к отказу от курения в данном случае будет рассматриваться как ущемление личности.
Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни отмечает также, что совместное богослужение и, особенно, служение Литургии часов стало средством улучшения монашеской жизни и «оживило молитву немалого количества общин». Однако, после II Ватикана в монашеских орденах наблюдается уменьшение числа священников.
Причиной уменьшения количества рукоположенных монахов послужила нездоровая обстановка, которая сложилась во многих монастырях Западной Европы (особенно это было характерно для Германии и Австрии) к моменту созыва II Ватиканского собора. Дело в том, что к 60-м годам ХХ века во многих консервативных монастырях братия делилась по принципу имения/неимения священного сана.
Те из, монахов, кто был облечен саном священника, занимались исключительно совершением богослужений и научными изысканиями. Вся хозяйственная, бытовая сторона жизни обители была возложена на простых монахов, которые в принципе не посещали богослужений из-за нехватки времени и для которых специально составлялись краткие молитвенные правила, которые они исполняли в перерывах между работами.
Нерукоположенные монахи не только заботились о самых основных аспектах жизни монастыря (кухня, уборка помещений, уход за хозяйством), но также должны были полностью освободить рукоположенную братию от каких-либо бытовых забот. Например, иеромонаху достаточно было лишь выставить свои грязные ботинки вечером за дверь, чтобы утром найти их на том же месте, но уже вычищенными.
«Уравниловка», иногда искусственная, которую провел II Ватиканский собор, понизив статус священника и сделав его исключительно совершителем богослужения, привела к тому, что иеромонахи, оказавшиеся в равных с остальной братией условиях, оказались к этим условиям неприспособленными и совершенно беспомощными в хозяйственно-бытовом плане.
День францисканцев и доминиканцев начинается в 6 часов утра. Если при монастыре находится семинария, то подъем осуществляется в 5.30 (в связи с большей занятостью братьев, которые часто являются преподавателями).
В 6.30 все братья собираются на утреннее богослужение. Обычно это Утреня. Месса служится каждый день, но в зависимости от периода года - утром или вечером.
По окончании богослужения следует завтрак и братья выходят на послушания. Послушания могут быть различными, их виды могут зависеть от статуса и географического расположения монастыря.
Далее следует так называемый «час чтения». Час чтения - это время для индивидуальных молитв или размышлений братьев. Многие используют его для занятий наукой.
Обед в 13.30
После обеда францисканцы и доминиканцы снова занимаются исполнением послушаний.
В 18.30 наступает время так называемых «Вечерних размышлений.
В 19.30 все члены монастыря собираются на вечерню.
Ужин в 20.00
После ужина служится повечерие
Снова индивидуальная молитва.
Отход ко сну происходит в 23.00 или 00.00
По пятницам совершается адорация.
Свободное время братья посвящают чтению, научной деятельности, игре на музыкальных инструментах.
Францисканцы и доминиканцы постятся в течение года раз в неделю - по пятницам они отказываются от мяса. В Адвент (Рождественский пост) и в Великий пост они постятся два раза в неделю - обычно к пятнице присоединяется среда. Плюс к этому происходит отказ от различных развлечений - музыки, художественной литературы, просмотра кинофильмов и т.п.
Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины, 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».
На Восьмом регулярном синоде епископов в 1990 году было впервые открыто поставлено под вопрос сохранение целибата – безбрачия католических священников. Однако в 1992 году папа подтвердил в апостольском послании, что отхода от этой нормы не будет. Еще раз об этом он заявил в послании ко всем священникам в апреле 1995 года.
Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 году взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962–1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994).
В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников.
В энциклике Эвангелиум витэ (Евангелие жизни, 1995) папа причислил аборт к прямому и добровольному убийству невинных людей. Он призвал к развитию новой «культуры жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты.
Католическая церковь при папе Бенедикте XVI
Консерватором и реакционером Ратцингер прослыл во время преподавания в Тюбингене (заметим, в городе со старыми протестантскими традициями), когда резко осудил студенческие беспорядки 1968 года. Но в Мюнстере (в городе с богатой религиозной историей) о нем шла слава реформатора Церкви, сыгравшего большую роль на Втором Ватиканском соборе.
В 1986 году он сурово осудил гомосексуализм и однополые браки. В 2004 году он заклеймил «радикальный феминизм» как идеологию, которая подрывает основы семьи и данные Богом различия между мужчиной и женщиной. Ратцингер резко выступает против разводов, браков гомосексуалистов, клонирования - в защиту ценности жизни и недопустимости абортов. Его позиция по ряду вопросов стала официальной позицией Ватикана.
Незадолго до своего избрания главой Ватикана в Германии вышла в свет книга Ратцингера, в которой он предлагает консервативный путь развития Церкви, «возращение к истокам» и считает европейское христианство спасением для цивилизации на континенте.
Новый понтифик, в частности, недоволен так называемым «мультикультурализмом» - смешением разных культур, которое наблюдается сейчас в разных странах Европы.
Католицизм в лице немецкого теолога Майстера Экхарта в XIII веке проанализировал различие между двумя способами существования - обладанием и бытием. Выдающийся мыслитель считал, что институт частной собственности оправдан лишь в том случае, если он не служит эгоистическим целям, а способствует удовлетворению всеобщего благосостояния.
Многие мыслители средневековья, писавшие после Абеляра, Аквинского и Экхарта о христианской этике (Антонин Флорентийский, Бернард Сиенский и некоторые другие), относились к росткам капитализма с неизменным сочувствием.
Таким образом, уже средние века подготавливали почву для того в целом благосклонного отношения к предпринимательству, которое характеризует современную католическую церковь.
Современная католическая церковь рассматривает труд и капитал как две необходимые и нерасторжимые стороны экономики, которые никоим образом нельзя противопоставлять друг другу. «Основа деловой экономики - свобода человека, осуществляемая в экономической сфере так же, как во многих других», замечает Иоанн Павел II.
Католическая церковь подтверждает роль прибыли в предпринимательстве, признавая ее законность.
Бизнес, являющийся источником благ, требует знаний, умения, но требует не только этого. С точки зрения католичества, он требует добродетельного, нравственного отношения к своему делу. Католическая церковь не противопоставляет рынок морали.
Современная христианская теология считает, что человек призван «соработать Творцу», не сомневаясь в Его воле. Призывая к совершенству, католическая церковь благословляет все виды человеческой активности, направленные на служение людям. В хозяйственной деятельности такое служение сопряжено с удовлетворением потребностей людей, что, по сути, является основой рыночных отношений.
Первоисточником всякого блага является действие Бога, который сотворил и землю, и человека, и дал человеку землю, чтобы тот владел ею, трудясь на ней, и пользовался плодами ее. Но земля не даст плодов, если человек не ответит особым образом на этот дар Божий, другими словами, если он не будет трудиться. Вот как Папа Иоанн Павел II выражает отношение христиан к земле и труду на ней: «Используя разум, осуществляя свободу, человек трудом подчиняет себе землю и обращает ее в удобное обиталище. Так присваивает он часть земли - именно ту часть, какую приобрел работою; отсюда и берется личная, индивидуальная собственность».
Этим, по существу, и определяется отношение современной католической церкви к активной предприимчивой личности и предпринимательской деятельности.
Для современного католицизма характерен модернизм (II Ватиканский собор провозгласил политику «аджорнаменто»). При этом изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, вместо которого возникает развиваемое официальной "теологией культуры" понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении. "Теология культуры" является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под эгидой ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана.