175322 (596037), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Не так давно (лет 10 назад) все металлургические предприятия России могли работать с любым покупателем по заказу от 1 вагона. Когда действовала система Госснаба СССР, то через металлобазы тот же Мечел, например, производил отгрузку даже 100 кг круга разовому клиенту. Сегодня нет Госснаба, и 100 кг продукции – экзотика. Однако службы сбыта нигде не сократили; как правило, они только выросли, да еще и оснастились современной техникой. Но по каким-то причинам продать разовым образом потребителю один вагон металла они уже не могут. Видимо, в некоторых случаях система дилерства для производителя является просто механизмом перераспределения своих доходов.
В группе производителей и их дочерних структур сегодня находятся производители, не относящиеся к гигантам черной металлургии, те, кто не может себе позволить легко расстаться с частью собственной рентабельности, давая значительные скидки (например, производители труб), и те, чья продукция крупным дилерам просто неинтересна по причине ее специфики или сложности оптовых перепродаж (например, производители метизов). Иногда продажи в этой группе осуществляются через аффилированную структуру с целью либо проведения определенной торговой политики, либо оптимизации налогообложения.
К продавцам украинского железа часто относят фирмы со значительными финансовыми возможностями, спецификой деятельности которых является использование той или иной схемы ухода от оплаты НДС при продаже украинского металлопроката, у которого входящего НДС нет. Иногда в этой группе работают компании, которым просто не хватило места в первой группе. Бизнес их достаточно непростой, так как постоянно приходится заключать договоренности с железной дорогой по тарифу. Если ты не дочерняя структура украинской фирмы, то непросто контролировать ситуацию с украинским производителем по срокам поставки. Судиться с украинской стороной сложно.
Большинство этих продавцов всегда держит в уме мысль, что государство простым росчерком пера может прервать этот бизнес, изменив порядок расчетов по НДС, например, вернувшись к прежней схеме взимания его при растаможивании груза. Поэтому сегодня эти продавцы имеют в своей торговле долю и российского металла. И если с украинским металлом возникнут проблемы, они, без сомнения, заденут интересы продавцов российского металла прежде всего в группах первой и следующей.
Небольшие фирмы-продавцы - это фирмы, не имеющие значительного оборотного капитала, иногда занимающиеся продажей не только металлопродукции. Схемы получения металла такими компаниями у производителей часто «непрозрачны», обычно весьма разнообразны, нередко бывают разовыми, постоянный ассортимент к продаже предлагается не всегда. Перспективная стратегия развития у таких фирм часто отсутствует – просто, к сожалению, не на чем (в материальном плане) ее строить, и работа сводится к бесконечному решению тактических вопросов о поставке металла и удовлетворении спроса клиентов. Иногда такие фирмы перекупают металл у вышеперечисленных групп продавцов, главное для них – не упустить «живого» клиента.
К посредникам, как правило, относят продавцов категории «премиум». Задача их сложна. Покупая металлопродукцию у вышеперечисленных групп продавцов, надо суметь продать ее еще раз оптом. Но тем не менее такие продавцы работают и со своей непростой задачей справляются.
Отметим, как осуществляются расчеты за поставки металлопродукции. За последнее время проблем с нарушением взаимных обязательств стало намного меньше. Конкуренция на оптовом рынке весьма обострилась. Дефицит металла на внутреннем рынке, который имелся буквально год назад, сменился избыточным предложением. Поэтому вариант расчетов со 100%-ной предоплатой, что раньше было нормой, сегодня используется гораздо реже. Как правило, все вышеперечисленные типы торговцев продают металл с оплатой по факту отгрузки или получения или с отсрочкой платежа обычно на 5-10 дней.
Сегодня на оптовом рынке сложилась атмосфера доверия, многие поставщики поставляют металл без предоплаты просто по телефонному звонку, не занимая свое время подписанием спецификаций и протоколов цен.
Рассмотрим этап розничной продажи металлопродукции.
Металл получен, привезен на склад, далее начинается самое сложное: надо его продать. На металлоцентрах один вагон проката в среднем расходится по 50-60 клиентам (включая частников). В этом заключается одна из главных проблем работы региональных металлоцентров. Клиенты, покупающие мелкооптовые партии металла (15-20 т) одного-двух наименований, как правило, едут за 400-600 км в Москву на оптовые склады дилеров. За счет полученной от производителя скидки дилер может продавать металл практически по оптовой цене даже мелким оптом, что дает ему возможность снимать с регионального рынка в радиусе примерно 600 км от Москвы сливки (с мелкооптовых покупателей), не тратя средства на развитие складского хозяйства в регионах. Хотя справедливости ради заметим, что сегодня часть этой скидки иногда достается и розничным продавцам, через механизм отсрочки платежа. Кроме того, данная ситуация способствует появлению в регионах большого количества мелких продавцов, весь бизнес которых сводится к перевозке машинами металла из Москвы. Все это замедляет оборачиваемость, которая при классическом подходе к металлоторговле (купил вагон – продал в розницу) составляет не менее 3-4 месяцев. По этой причине региональная розничная торговля становится дорогим удовольствием. Поэтому наценка на мелкую (до тонны) розницу составляет примерно 20-25% к оптовой закупочной цене.
Для нормальной работы в таких условиях существуют два основных направления: это постоянное поддержание на складах широкого ассортимента металлопродукции, диверсификация работы металлоцентра за счет развития сервисных услуг для клиентов.
На ассортименте нет смысла останавливаться подробно, с ним все достаточно понятно. Что касается диверсификации, сегодня развиваются следующие новые направления:
- продажа товаров сопутствующего ассортимента;
- переработка металлолома;
- сбор макулатуры;
- предоставление услуг;
- небольшие профильные производства;
- сервис для клиентов.
При продаже товаров сопутствующего (строительного) ассортимента, остатки которых постоянно поддерживаются, вагонными нормами закупаются ДВП, ДСП, фанера, стекло, рубероид и т.п. Более мелкими партиями – абразивные материалы, карбид, прочие товары. Дополнительный ассортимент привлекает новых клиентов и создает рентабельность выше, чем при продаже металлопродукции. Но в денежном выражении емкость этого рынка несопоставима с рынком металлопродукции, т.е. прожить на нем при условии содержания складского хозяйства нереально. Однако как приработок для металлоцентра в регионах это совсем неплохо, тем более что не требует дополнительных затрат (т.к. вся инфраструктура уже имеется). Этот ассортимент позволяет содержать магазины стройматериалов, в которых к тому же хорошо продаются метизы, крепеж, скобяные изделия, инструмент.
Переработка металлолома на порядок более интересна, поскольку: дополнительные затраты на организацию этого процесса невелики, так как основа (кран, бетонная площадка, железнодорожный путь, рабочая сила) имеется; доход сравним с доходом от основной деятельности (реализации металлопродукции).
Более мелкий приработок – сбор макулатуры. При сдаче ее на рубероидные заводы сквозная рентабельность при продаже рубероида может достигать 100%. Дополнительных затрат тоже практически никаких. А со сбором макулатуры очень помогают упомянутые выше магазины.
Услуги - это, например, резка в размер (газовая, на отрезном абразивном станке, гильотина, комбинированные ножницы). Плюс небольшие цеха услуг: изготовление под заказ металлоконструкций.
При небольшом профильном производстве, например, могут действовать следующие варианты:
- производство сетки рабицы – экономия на себестоимости изготовления и транспортных расходах (из вагона проволоки получается 4-5 вагонов сетки);
- производство сгонов, бочат;
- кузница: производство скоб, ломов, гвоздодеров и проч. Работает также на цех услуг;
- деревообрабатывающее производство: от бревна до дверей, рам, погонажа и паркета. Оно работает на расширение ассортимента магазинов для увеличения их привлекательности. Кроме того, поскольку деревообрабатывающее производство находится на территории металлосклада, для сбыта его продукции не требуется создавать собственную сеть.
Все эти направления не так велики в общем объеме продаж, но, получая с них дополнительный доход, металлоцентр может поддерживать более низкую торговую наценку при продаже металлопродукции, привлекать ею дополнительных покупателей (за счет возможности более широкой комплектации). При этом не требуется значительных дополнительных затрат и просто более полно используются имеющиеся на базах производственные мощности.
Рассмотрим последнее направление – сервис для клиентов. Часть дополнительного сервиса уже описана выше, это постоянный широкий ассортимент, новые товарные направления, оказание услуг. Кроме того, это быстрота обслуживания (весь процесс компьтеризирован) – металлопрокат грузят одновременно несколько кранов; одно местонахождение товара и выписываемых счетов; обладание всех металлоцентров резервным электропитанием на случай его планового и внепланового отключения; доставка металла клиенту, эстетика.
Таким образом, региональным металлоцентрам для развития достаточно хотя бы изменения по двум позициям. От производителей – беспроблемная работа сбытовых структур заводов-производителей: от 1 вагона продукции одного наименования и снижение оптовых скидок на внутреннем рынке до величины 3-5% максимум. От властей – закрытие «украинской дыры» по НДС [48].
1.2 Понятие учета производства
Производственный учет, истоки его возникновения в экономический литературе связывают с развитием теорий основного производства. Уже в XVIII веке различные направления экономических наук широко использовали теоретические основы производства в их связи с кругооборотом хозяйственных средств, что впоследствии позволило создать и развить научные направления балансоведения. Методические вопросы учета производственного процесса, в большей степени связывали с технологическими и отраслевыми особенностями производств. Крупные промышленные объединения и компании, стремясь повысить эффективность и результативность собственного производства, внедряли различные механизмы внутреннего хозяйственного расчета, организовывали производственные бухгалтерии, в задачи которых вменялись: расчет затрат, формируемых себестоимость выпускаемой продукции, определение затрат по местам их возникновения (по центрам затрат и центрам ответственности), нормирование затрат и т.д.
Российский бухгалтерский учет в XX веке активно использовался для внедрения хозрасчетных отношений на производственных предприятиях. Наработанная богатейшая практика: лимитирования затрат; использования прогрессивных норм и расценок; составление локальных смет затрат по производственным подразделениям; введение внутренних методов расчета между подразделениями; использование нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и элементов этого метода; и др., - не потеряла своего актуального значения и в рыночных условиях. Однако, целостной системы производственного учета в методическом смысле до настоящего времени не создано.
Российские ученые в большей степени склоняются к тому, что те задачи учета, которые связаны с расчетом себестоимости и определением маржинальной прибыли, - относятся к задачам управленческого учета. Понимание системы управленческого учета по-разному толкуется, для его реализации предлагается обширный методический инструментарий, включающий не только методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, но и организацию системы внутреннего контроля и внутренней отчетности, элементы текущего и стратегического планирования затрат, использование элементов нормирования, бюджетирования и т.д.
Такие подходы трудно оспаривать, но в одной учетной системе использовать весь перечисленный инструментарий одновременно невозможно на практике и сложно систематизировать в едином методическом направлении. Понятно, что рыночная среда, в которой каждая организация испытывает свои сложности конкуренции и выживания, влияет на определение конкретного круга управленческих задач. Для разных организаций набор таких задач может быть отличным. Поэтому для развития и повышения эффективности управления отдельно взятой организации возникает необходимость формировать свою систему управленческого учета. Если же задачи управления сужены до управления конкретными процессами производства, то система информации, формируемая для обеспечения управления, очерчивается рамками производственного учета. В этом смысле, производственный учет рассматривается в данной теме исследования.
В широком понимании производственный учет - это информационная система, имеющая свои области использования показателей организации, формируемых в бухгалтерском учете, оперативном учете, маркетинговых расчетах, стратегическом планировании и прогнозировании. Но в каждой области есть свои особенности, под влиянием которых видоизменяются параметры названных показателей, если речь идет о производственном процессе. Таких подходов, систематизированных до уровня учета производственного процесса применительно к специфическим сферам - переработки металлопродукции, - в отечественной науке нет.
В экономической литературе часто встречается отождествление понятий "управленческий" и "производственный" учет. Исторически сложилось, что производственный учет (его разновидность - учет, основанный на принципах хозяйственного расчета) является предшественником управленческого учета. Основная цель производственного учета - определение затрат на производство. Объектами производственного учета являются учет издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам затрат и центрам ответственности. Производственный учет дает информацию для расчета себестоимости единицы продукции, приходящейся на нее прибыли, а также уровня рентабельности.
Под термином "управленческий учет" часто понимается учет и контроль затрат и доходов, связанных с основной деятельностью. В связи с этим между терминами "учет затрат" (издержек) и "управленческий учет" практически ставится знак равенства. Такой подход может быть приемлем для мелких предприятий. На средних и крупных предприятиях круг проблем, которые решаются с помощью управленческого учета значительно шире, как и само понятие "издержки".
Следует отметить, что учет и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации является простейшей формой организации управления коммерческой структурой. В настоящее время следует руководствоваться требованиями финансовой и налоговой оптимизации деятельности, учитывать особенности технологии производства, которые, как правило, влияют на формирование конечного результата и на организацию производственного учета.