73037-1 (595967), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Значительную проблему представляет дезинтеграция экономического пространства Российской Федерации. Объем товарообмена регионов снизился существенно больше, чем объемы производства. Значительно сократился межрегиональный пассажирооборот, что является признаком дезинтеграции единого пространства страны. Неконтролируемое и нерегулируемое государством повышение тарифов на электроэнергию, связь, транспортные перевозки привело к ослаблению многих прежних экономических связей, а зачастую и к их вытеснению внешнеэкономическими. Хотя с точки зрения краткосрочной экономической выгоды для регионов такие связи были более выгодны, в целом для страны с учетом долгосрочных стратегических, геополитических интересов подобные внешнеэкономические связи могут представлять значительную угрозу для национальной экономической безопасности.
В рыночных условиях экономическая интеграция территорий основана на взаимной долгосрочной заинтересованности в стабильных, надежных экономических связях, в широком рынке сбыта. Возможность преодоления дезинтеграционных тенденций в основном связана с возобновлением экономического роста, с созданием вертикально интегрированных компаний, с проведением политики регулирования тарифов естественных монополий. Преодоление негативных тенденций и совершенствование территориального управления может осуществляться только под воздействием целенаправленной политики государства. Саморазрешение накопившихся проблем с помощью “невидимой руки рынка”, или “иностранных инвестиций” невозможно.
Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает приграничным территориям определенные экономические преимущества, но также создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, миграцией, предотвращением контрабанды и др.
При включении России в процесс экономической глобализации должна быть решена основная задача — максимизация положительного эффекта при нейтрализации негативных последствий для территорий. Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. В этой связи особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России.
Более сбалансированному развитию страны способствовала бы модернизация и расширение внутренней транспортной инфраструктуры. Транспортные грузопотоки во многом формируют размещение производительных сил на территории. Не случайно на постсоветском пространстве развернулась ожесточенная борьба между ведущими державами мира за контроль над существующими грузопотоками и право формирования новых транспортных путей. Как пишет Н.Н. Моисеев, “самый короткий, быстрый и дешевый путь, связывающий Тихоокеанский и Атлантический регионы, лежит через Россию. Переоценить этот фактор нельзя... А Северный морской путь в два раза сократит дорогу из Европы в Японию и Китай. Он не только в два раза короче, но и в 1,6 раза дешевле других путей”. Но если создание и развитие этих путей очень дорого, то уже сейчас Россия может с минимальными затратами значительно укрепить свое геополитическое и геоэкономическое положение, развивая южный транспортный коридор: грузы из Индийского океана разгружаются в портах Ирана, далее железной дорогой через Иран, затем паромом через Каспийское море, далее через Волгу или внутренние железные дороги России, затем — на морской транспорт в Санкт-Петербурге или транзит в Европу через территорию союзной Белоруссии. Доставка контейнерных грузов из Азии в Европу таким путем в 1,5 раза быстрее и дешевле, чем через Средиземное море. Развитие этого пути позволит нашей стране компенсировать фактическую потерю традиционного для России транспортного коридора через Черное море.
Для России роль трансконтинентальных и других международных магистралей не может ограничиться только ролью транзитного пути, а должна воздействовать на развитие экономики, включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей.
Геостратегические интересы будут играть важную роль во многих направлениях эволюции экономического пространства России, особенно в развитии приграничных и приморских территорий. В ряде случаев придется поступиться краткосрочными экономическими преимуществами в пользу долгосрочных национальных интересов и экономической безопасности.
Приграничные регионы в Российской Федерации, имеющей самую протяженную в мире границу с шестнадцатью приграничными странами, играют важную роль в обеспечении безопасности и международной кооперации. Помимо протяженных сухопутных границ Российская Федерация имеет значительное морское приграничное пространство, охватывающее внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвекционные морские районы. Для России проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающего шельфа имеют огромное экономическое значение.
В интересах усиления экономического единства страны пограничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, ориентированные исключительно на внешнеэкономические рынки, они должны быть экономически тесно интегрированы с внутренними регионами России.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия возрастет интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к ее малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения. Необходимо учитывать их значимость при разработке системы территориального управления.
Главными внутренними проблемами стратегии территориального развития России на федеральном уровне являются:
— развитие общедоступных транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем на новой технической базе, обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства;
— регулирование миграционных потоков с учетом потребностей экономики (достижение, в первую очередь, стабилизации населения Севера, стимулирование заселения южной части Дальнего Востока и ряда приграничных территорий).
Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но при этом не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения наиболее приоритетной сферой для федеральных инвестиций является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может и должен определять стратегию и направления развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.
Необходимо создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции страны. Решению этой задачи способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежной, кредитной, платежно-расчетной систем.
Для поддержания и стимулирования процессов интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Это подтверждает практика льготных тарифов (до 50% скидки) на перевозки топлива, рыбы и некоторых других грузов на Дальний Восток и с Дальнего Востока. Без льготных тарифов на дальние перевозки внутри страны обеспечить необходимой уровень экономической интеграции не удастся.
В связи с реформированием МПС сужается сфера государственного регулирования железнодорожных тарифов. Однако естественная монополия на дальние и сверхдальние перевозки массовых грузов в значительной мере сохранится (особенно в широтном направлении, где нет водных путей, а в азиатской части и конкурентоспособных автодорог). Поэтому сохранится необходимость регулирования транспортных тарифов. Аналогичные проблемы существуют при регулировании тарифов на электроэнергию, особенно в периферийных районах.
Необходимо завершить процесс создания правовых основ экономических взаимоотношений центра и субъектов Федерации, оказывать содействие развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития территорий.
При оказании федеральной финансовой помощи тем или иным территориям необходимо руководствоваться следующими подходами:
— использование нормативных методов при определении объективно необходимых, минимальных бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;
— наличие и реализация в проблемных районах программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;
— повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;
— обязательное долевое участие субъектов Российской Федерации в реализации федеральных программ и проектов с целью повышения их заинтересованности в конечном результате;
— оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи субъектам Федерации.
Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. При этом государственную поддержку поставок энергоносителей и продовольствия на Север нужно осуществлять дифференцированно, с учетом значительных различий в объемах собственных доходов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждой северной территории. Особое внимание необходимо уделить обеспечению экологической безопасности в Арктике. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.
Эффективность развития единого экономического пространства страны в значительной мере зависит от скоординированности функционирования всех административно-территориальных структур и государственного регулирования социально-экономических процессов.
В условиях, когда процесс разграничения предметов ведения между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не завершен, органы государственной власти на всех уровнях вынуждены искать новые организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем. Среди таких форм можно отметить ассоциации экономического взаимодействия, а также созданные на основании Указа Президента РФ Федеральные округа. Деятельность подобных структур в целом эффективна, но с точки зрения научного управления имеет резервы улучшения и нуждается в научном анализе и осмыслении. Кроме того, возникла необходимость выработки целостной модели территориального управления.
Потребность в таком подходе объясняется и тем, что федеральные органы власти пока не нашли должных форм экономического взаимодействия с регионами через ассоциации. Не определены до конца функции и задачи Федеральных округов, а также механизмы их взаимодействия с другими органами власти.
Образование и функционирование надрегиональных органов 'управления народным хозяйством страны связано с большими трудностями, вызванными не только кризисным состоянием экономики всей страны, но и недостаточной проработкой многих методологических, теоретических и практических вопросов их формирования и деятельности. Эти недостатки наглядно проявились в деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Среди наиболее важных нерешенных вопросов является создание единой инфраструктуры, критерии формирования, взаимодействия с федеральным Центром, создание оптимальной организационной структуры управления, принципы специализации регионов, стратегическое планирование и др.
Чтобы регламентировать деятельность подобных образований необходимо сформулировать основы территориального управления. В виду обширности поставленной цели и наличия множества часто взаимоисключающих подходов за основу может быть принята оценка с позиции экономической безопасности страны.
Специалисты отмечают, что процесс формирования крупных рыночных структур находится сейчас на начальной стадии и сопровождается поиском оптимальных вариантов организации. На уровне субъектов Федерации идет объективный естественный процесс консолидации административно-территориальных субъектов хозяйствования. Впоследствии эти структуры могут послужить основой укрупненных звеньев административно-территориального устройства России, если их деятельность окажется более эффективной по сравнению с существующей системой территориального управления.
Ассоциации экономического взаимодействия и федеральные округа в настоящее время выполняют роль необходимых связующих звеньев в организации территориального управления страной. Их деятельность способствует решению многих задач: рациональному размещению производительных сил и развитию оптимальной территориальной специализации, развитию межрегиональной инфраструктуры, обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, формированию и поддержанию функционирования единого правого и экономического пространства страны.