13786-1 (595816), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Следовательно, не преследуя цели обеспечения лидерства в снижении себестоимости и/или дифференциации продукции на всем рынке, фирма, основываясь на рыночных тенденциях, достигает данных результатов в целевом сегменте. Имея низкую себестоимость продукции или предлагая большой выбор продукции для конкретного, например, географически обоснованного сегмента, фирма защищает себя от противодействий со стороны фирм, использующие другие стратегии конкуренции. (Приложение 3).
Практика бизнеса показывает, что стратегию сегментирования используют в основном фирмы, выпускающие дифференцированную продукцию. Попытки обслужить весь рынок для таких фирм часто становятся причиной больших издержек на продвижение товаров. Стратегии же ориентации на определенный сегмент (сегменты) рынка может привести к высокой прибыли, если продукция полностью отвечает требованиям и желаниям потребителей выбранного сегмента. При этом большие издержки, которые несет фирма при выпуске дифференцированной продукции для определенного сегмента рынка, могут быть возмещены за счет экономии в продвижении товаров на рынок и высокой их привлекательности для обслуживаемых потребителей.
Стратегия внедрения новшеств. [1, c.116]
Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо доказывает, что абсолютное большинство монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Современные лидеры в автомобильной, авиационной, электротехнической и электронной промышленности возникли из небольших "пионерских" фирм. Последние десятилетия подтвердили эту закономерность в области производства компьютерной техники, разработки программного обеспечения, создания специальных видов вооружения. И, несмотря на то, что научные исследования в небольших объемах ведутся на крупных фирмах, большинство известных современных открытий являются результатом деятельности небольших и,, как правило, неизвестных фирм.
Фирмы, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредотачивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации фирмы, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель – определить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала (Приложение 4).По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако, в большинстве случаев (80 из 100) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин.
Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе. И, тем не менее, заманчивые перспективы быть единоличным лидером на рынке не останавливают многие фирмы в финансировании и материальной поддержке проектов такого рода.
Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка.
Наличие платежеспособного спроса на конкретный вид продукции лишь в теории автоматически создает его предложение. На практике большинство фирм не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю. В отличие от них, фирмы, реализующие стратегию немедленного реагирования на потребности рынка, нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных областях бизнеса. Основной принцип поведения – выбор и реализация проектов, наиболее рентабельных в текущих рыночных условиях. Фирмы, ставящие на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации своего производства (Приложение 5).
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что выбор стратегии в наибольшей степени соответствующей особенностям фирмы и тенденциям развитиям рыночной ситуации включает ряд процедур:
оценку преимуществ стратегии и ее рисков;
анализ соответствия рыночных условий, требуемых для реализации стратегии, реальной ситуации на рынке;
анализ соответствия особенностей организации производства и управления на фирме предъявляемым требованиям.
Фирма, имеющая ярко выраженный основной вид деятельности, как правило, реализует его с помощью одной из представленных выше базовых стратегий конкуренции. однако, это не означает невозможность или опасность следованиям двум или более стратегиям. Более того, анализ практики показывает, что большинство современных фирм, имеющих широкую номенклатуру выпускаемой продукции и/или различные сферы бизнеса, одновременно использует несколько подходов для различных групп товаров, регионов или периодов своего развития. Главный критерий выбора стратегии – адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. И в этом смысле базовые стратегии конкуренции являются принципиальной, общеэкономической основой, на которой строятся практические действия конкурентов.
§3 Стратегическая конкурентоспособность и экономика России.
Межстрановое сравнение конкурентоспособности, проведенное UNIDO по таким критериям производственного предпринимательства, как капитал, технология, труд, сырьевые ресурсы, менеджмент, рыночная структура, показывает, что наивысший балл имеют США – 9,27 (из10), далее следуют страны Евросоюза - в среднем 8,83, Юго-Восточной Азии – 6,00. Россия имеет 4,16 балла, опережая всех только по запасам сырьевых ресурсов. [Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. – М.: ЮНИТИ, 2000]
Всемирный экономический форум (г. Лозанна) ежегодно проводит оценку фактической конкурентоспособности стран по 145 критериям. В 2000 г. Среди 59 оцениваемых стран Россия находится на 55-м месте (США – на 1-м, Китай – на 41-м). оценка фактической конкурентоспособности стран осуществлялась по следующим направлениям:
общие экономические показатели по ВВП;
система образования;
наука и технологии;
политика;
судебно-правовая система;
коррупция. преступность;
свобода бизнеса;
финансы и инвестиции;
налоги;
таможенная система;
конкурентная среда;
маркетинговая деятельность;
стандартизация;
информационное обеспечение управления;
охрана окружающей среды;
производственная инфраструктура;
социальная инфраструктура;
организация труда и заработной платы;
менеджмент;
уровень жизни населения.
Россия входит в первую десятку стран только по двум критериям конкурентоспособности: запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. дол. США, 1-е место) и средней продолжительности школьного образования (10,5, 1-е место). По большинству критериев конкурентоспособности Россия находится среди развивающихся стран.
Критерии конкурентоспособности стран, предложенные всемирным экономическим форумом, охватывает большинство аспектов состояния и уровня развития стран. Среди этих критериев хотелось бы видеть еще такие показатели, как качество (конкурентоспособность) товаров, эффективность использования ресурсов, износ основных фондов, качество высшего образования, инновационная активность предприятий, средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала, качество жизни и др.
Россия еще не преступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. Утечка умов, старение человеческого потенциала и основных фондов, инновационной активности предприятий, ухудшение многих других показателей свидетельствует прежде всего о том, что в стране еще не прониклись идеей повышения конкурентоспособности различных объектов.
Необходимо стандартизировать термины в области управления конкурентоспособностью. Как известно, в настоящее время стандартизированы на международном уровне термины и понятия в области метрологии, статистики, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, охраны окружающей среды и др. Это позволяет сэкономить огромные средства за счет внедрения в стандарты последних эффективных достижений науки техники, приводит к гармонизации национальных стандартов, обеспечению глобальной взаимозаменяемости техники и др.
К стандартизации терминов и понятий в области управления конкурентоспособностью не приступили, ИСО к международной стандартизации приступила не сверху, с целого – конкурентоспособности, а с ее компонентов. В следствии этого в учебной и деловой литературе понятия "конкурентоспособность", "конкуренция", "конкурентные преимущества", "формы и методы конкуренции", "принципы управления конкурентоспособностью" и др. рассматриваются в каждом конкретном случае слишком изолировано, индивидуально, эксклюзивно. Сформулируем некоторые понятия.
Сначала необходимо анализировать факторы (критерии) фактической конкурентоспособности, потом – прогнозировать стратегическую конкурентоспособность объекта. В настоящее время рассчитывается только фактическая конкурентоспособность. Стратегическая конкурентоспособность объекта прогнозируется на основе частных прогнозов факторов (критериев) конкурентоспособности.
Стратегическая конкурентоспособность – это потенциальная способность объекта или субъекта управления конкурировать в будущем на конкретных рынках, обеспечиваемая снижением проявления стратегических неконкурентоспособных факторов и усилением проявления стратегических эксклюзивных конкурентных преимуществ объекта (субъекта) на основе проведения комплексной стратегической диагностики объекта или субъекта, параметров рынка и конкурентов, разработки стратегии.
В качестве объектов и субъектов стратегической конкурентоспособности могут быть документы, персонал, технология, система управления, продукция, услуга, предприятие (организация), отрасль, регион, страна. [14, c.34]
Факторы конкурентоспособности следует подразделять на статичные и динамичные. Например, к статичным факторам конкурентоспособности товара мы относим его качество, цену, качество сервиса и эксплуатационные затраты (для сложной техники). К динамичным факторам, характерным для любых объектов, относим качество управления, единичными параметрами которого являются: факторы времени, синергичность, адаптивность, мобильность, организационность, научная обоснованность, число анализируемых и применяемых законов, научных подходов, принципов, методов и др. Факторы конкурентоспособности для каждого объекта должны быть индивидуальны, а конкурентные преимущества – эксклюзивны.
Главным факторов (критерием) обеспечения стратегической конкурентоспособности любых объектов является качество. Так, для товара факторами конкурентоспособности (со стороны качества) являются качество товара, качество его сервиса, качество управления. Для предприятия факторами конкурентоспособности, характеризующими качество, являются качество входящей и исходящей документации и информации, качество подготовки специалистов, качество оборудования, качество технологий, качество внешней среды и др.
Экономические законы рыночных отношений, законы организации, научные подходы и принципы следует рассматривать в их совокупности и взаимосвязях. Для повышения качества принимаемого решения, обоснованности инвестиционных и инновационных проектов необходимо анализировать механизм действия следующих экономических законов функционирования рыночных отношений: закона зависимости между предложением и спросом, закона возвышающихся потребностей, закона возрастания дополнительных затрат, закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, закона эффекта масштаба и эффекта опыта, закона экономии времени, закона конкуренции и др.
В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, в статике, без увязки с их будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя.
Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, рассматривать процесс в динамике, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в движении, за весь жизненный цикл товара. Тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда, который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта.
Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:
(ПТ+ЖТ+БТ)/Пс min (оптимум), где ПТ – затраты прошлого овеществленного труда на производство или потребление товара; ЖТ – затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии этого жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд); БТ – затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара; Пс – суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя (интегральный показатель качества).
Сумма прошлого, живого и будущего труда – это совокупный труд за жизненный цикл товара. Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд будет равен будущему труду (основные виды труда равны нулю), т.е. к исследованиям еще не приступили, никаких затрат еще не понесли. После утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд будет равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты, полезность свою он исчерпал. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на прошлый и живой труд.
Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения "узких мест" в ресурсоемкости товара. Например, по автомобилю массового производства незначительны затраты на стратегический маркетинг и НИОКР (0,3% от совокупных затрат), что не позволяет тщательно отрабатывать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого совокупные затраты на эксплуатацию и ремонты автомобиля за 10 лет примерно в 20 раз больше затрат на его создание. Такая картина наблюдается по большинству изделий отечественного машиностроения. Будем надеяться, что жесткая конкуренция в будущем вынудит отечественных товаропроизводителей правильно расставлять приоритеты и больше уделять вниманию формированию стратегий.
К законам организации, которые следует анализировать и применять, относятся законы композиции, синергии, пропорциональности, упорядоченности, единства анализа и синтеза, самосохранения и др.
Необходимо создать правовую базу управления конкурентоспособностью. Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды. Качество этой работы на всех уровнях управления очень низкое. До настоящего времени отсутствуют федеральные законы "О конкурентоспособности", "Об инновационной деятельности", "О промышленности" и др. Нормативные акты федерального уровня по повышению качества подготовки специалистов как основы обеспечения конкурентоспособности различных объектов до настоящего времени реализуют американскую гуманитарную систему подготовки, разработанную для условий отлаженных рыночных отношений богатой Америки.
Прогнозирование стратегической конкурентоспособности России
В настоящее время международные организации не прогнозируют конкурентоспособность стран и не пользуются термином "стратегическая конкурентоспособность". В методику расчета фактической конкурентоспособности стран ВЭФ включено 145 критериев. Большинство из них берется из официальных источников международной и национальной статистики. Однако критерии конкурентоспособности стран ВЭФ не структурированы, они не охватывают все аспекты, характеризующие уровень развития страны. С применением системного, комплексного, воспроизводственно – эволюционного и нормативного подходов разработана эксклюзивная методика оценки и прогнозирования конкурентоспособности стран. [14, c.42]
Ниже приведены результаты практического применения этой методики. В таблице 1 приведен прогноз стратегической конкурентоспособности России на 2020г. На рис. 6 приведен многоугольник конкурентоспособности США и России в 2000г. Поскольку в многоугольнике факторы конкурентоспособности отложены без учета их значимости, то многоугольник можно использовать только для иллюстрации.
Таблица 1.
Прогноз стратегической конкурентоспособности России на 2020г.
Показатели (факторы) конкурентоспособности страны | Значимость показателя (весомость) | Показатель в 2000 г. (факт) | Возможный показатель на 2020 г. |
1. Расходы из госбюджета на НИОКР, % ВВП (бюджет должен быть увеличен раз в 10) | 0,15 | 0,40 | 6,0 |
2. Расходы из госбюджета в развитие человека (образование, здравоохранение, социальную сферу), % ВПП | 0,15 | 0,60 (на образование) | 8,0 (все направления) |
3. Степень рыночных преобразований в стране, % | 0,12 | 25 | 90 |
4. ВВП на душу населения, тыс. дол США | 0,08 | 3,9 | 20,0 |
5. Средняя продолжительность жизни, лет | 0,10 | 66 | 72 |
6. Показатель эффективности использования ресурсов (по сравнению с Японией, принятой за единицу) | 0,10 | 0,33 | 0,60 |
7. Экспорт, % ВВП | 0,05 | 1,0 | 5,0 |
8. Индекс развития человеческого потенциала, место в мире | 0,05 | 70 | 25 |
9. Место страны в мире по запасам природных ресурсов | 0,05 | 1 | 1 |
10. Качество жизни населения страны (по методике ЮНЕСКО), место в мире | 0,15 | 71 | 30 |
Итого | ∑ 1,0 | - | - |
Уровень конкурентоспособности России | - | 0,30 (55-е место) | 0,80 (25-е место) |
Уровень конкурентоспособности США в 2000 г. равнялся 0,87 (России – 0,30) и они находились на 1-м месте (Россия – на 55-м месте из 59 оцениваемых ВЭФ стран). [14, c.43]