162042 (595308), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Лизингодателю как собственнику не надо прибегать к залогу имущества, чтобы возместить возможные потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя банкротом арендуемое имущество не входит в конкурсное рассмотрение.
Но распределение ответственности может быть иным, если арендодатель играет более активную роль в выборе производителя. Статьей 665 ГК РФ предусмотрено, что выбор производителя может осуществляться арендодателем, а в ст. 670 ГК РФ уточняются последствия такого выбора: если арендодатель выбирает производителя, то тем самым он возлагает на себя ответственность перед арендатором за выполнение производителем условий договора купли-продажи. Собственник имущества не несет за него почти никакой ответственности, если в договоре не предусмотрено иное. Статья 667 ГК РФ обязывает арендодателя уведомлять производителя о том, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в аренду определенному лицу, которому он должен его поставить, а не арендодателю, являющемуся по договору покупателем. Все эти особенности лизинга делающие положение производителя не совсем обычным, должны быть ему известны.
При лизинге лизингодатель является юридическим собственником объекта сделки, а пользователь – экономическим собственником, что существенным образом отличается от обычного арендатора. Одна из особенностей лизинга проявляется и в специфических отношениях производителя и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ указано, что лизингополучатель имеет права и несет обязанности, как если бы он был одной из сторон при договоре купли-продажи. Следовательно, на него распространяются положения гражданского законодательства в части для покупателя. Пользователь вправе предъявлять претензии непосредственно производителю по качеству, комплектности имущества, срокам его поставки, но не вправе расторгнуть договор купли-продажи. Он может только ставить вопрос перед лизингодателем о его расторжении и возмещении убытков.
Сложная правовая природа лизинга обусловлена тем, что он объективно находится в пограничной области смежных отношений: поручения, аренды, купли-продажи, товарного кредитования и др.
Действительно, в лизинговом комплексе отношений одним из его компонентов является договор, который используется дважды: первый раз – когда пользователь поручает лизинговой компании закупить для него необходимое имущество, второй – когда лизингодатель поручает пользователю получить имущество и в дальнейшем предъявлять все претензии по его комплектности и качеству непосредственно производителю.
Арендные отношения также непосредственно включаются в лизинговую сделку в качестве обязательного элемента, который в отдельности как составная часть не может с необходимой полнотой характеризовать сложное целое – систему лизинга. Достаточно, например, заметить, что по лизингу пользователь рассчитывается с лизингодателем по принципу не арендной, а кредитной сделки: при случайной гибели объекта не по вине сторон он возмещает всю сумму лизинговых платежей, предусмотренных по договору, т.е. возмещает как бы долг с процентами за пользование кредитом.
Если имущество в силу обстоятельств, за которые наниматель не отвечает, окажется негодным для эксплуатации, обычный арендатор может расторгнуть договор и прекратить выплаты, а по лизингу риск случайной гибели объекта возлагается на пользователя, обязанного произвести все выплаты лизингодателю полностью.
Принципиально отличается правовое положение лизингополучателя и обычного арендатора в части обязанности по осуществлению капитального ремонта объекта сделки.
Закон РФ «О финансовой аренде» указывает на то, что при финансовом лизинге все затраты по содержанию используемого имущества несет лизингополучатель, а в случае аренды по общему правилу противоположная сторона – арендодатель обязан за свой счет производить капитальный ремонт переданного имущества. При нарушении арендодателем этой обязанности арендатор вправе настаивать на расторжении договора и возмещении убытков; требовать соответствующего уменьшения арендной платы; произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы.
При обычной аренде арендодатель несет ответственность перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию объектом, если даже он не знал о них в момент заключения договора, а по лизингу он не отвечает за выявленные недостатки. Ответственность в размере причиненного пользователю ущерба наступает лишь в том случае, когда выбор продавца осуществлял сам лизингодатель либо он, вопреки условиям договора, вмешался в выбор продавца и объекта лизинга. Закон «О финансовой аренде» ограничивает ответственность лизингодателя при условии, что лизингополучатель сам выбирает продавца и потому не может перекладывать результаты своего неудачного выбора на наймодателя, который только должен оплатить сделку.
Существенное отличие лизинга от обычной аренды состоит еще и в том, что чаще всего в пользование передается новое, специально приобретенное для конкретных целей имущество. В ст. 667 ГК указывается на то, что арендодатель обязан уведомить производителя о приобретении имущества именно для передачи в лизинг определенному лицу.
Как правило, производитель обязан поставить имущество прямо пользователю, а не лизингодателю, являющемуся юридическим покупателем. В определенном смысле и арендатор приравнивается к покупателю и решает многие вопросы непосредственно с производителем, например, принимает объект лизинга непосредственно от него. При этом возникает вопрос правового обоснования такой приемки стороной, не участвовавшей в заключении договора купли-продажи, при условии, что не было подписано трехстороннее соглашение. Дело в том, что в договоре купли-продажи предусмотрено, что покупатель поручает выполнение своих обязанностей по принятию продукции лизингополучателю, равно как и предъявление требований о поставке. В результате лизингополучатель вправе требовать от продавца исполнения его обязанностей перед лизингополучателем, как если бы он являлся стороной этого соглашения. Не исключено, что имущество как непригодное не будет принято в эксплуатацию, а значит, отношения аренды в полном объеме не возникнут.
Таким образом, ни один из отдельно взятых традиционных гражданско-правовых договоров не отражает адекватно всего содержания лизинговых отношений. Можно также констатировать, что в России на сегодняшний день действуют два нормативных определения лизинга: собственно лизинга как вида предпринимательской деятельности и договора лизинга как особого подвида договора долгосрочной аренды. Частично дополняя друг друга, оба они тем не менее относятся только к арендным сделкам, называемым «лизингом», когда имущество специально покупается арендодателем и передается в пользование арендатору для предпринимательских целей. Существую арендные сделки, которые, не попадая под несколько «узкое» российское определение лизинга, считались бы лизинговыми во многих странах мира; пример тому – сдача производителем в аренду выпускаемого им имущества. Сделка с имуществом, не пригодным для использования в предпринимательских целях, тоже не может осуществляться на основании договора лизинга.
В Законе РФ «О финансовой аренде» предусмотрено, что в течение срока договора лизинга лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, а также производит все необходимые действия, направленные на поддержание его в рабочем состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт. Лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая страхование своей ответственности перед лизингодателем, а также расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом, если иное не установлено договором лизинга.
Улучшению условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.1995 г. №01–13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных платежей и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.
При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует отметить, что оно предполагает обязательным возврат имущества, ввезенного по лизинговому соглашению, т.е. отождествляет лизинговые и арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает.
Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных актов:
– Федеральный закон №16-ФЗ от 8.02.1998 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».
– Федеральный Закон от 9.10.1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
– инструкция ЦБ РФ от 26.07.1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
– положение ЦБ РФ от 6.10.1997 г. №527 «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней».
Следует отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным в области регламентации вопросов международного лизинга.
6.2 Правовое обеспечение лизинговой деятельности банков
Особо следует сказать о правовом регулировании лизинговой деятельности банков. В Законе «О банковской деятельности» лизинговые операции упоминаются в числе операций, разрешенных банкам и иным кредитным организациям. Поэтому в лицензии любого банка, даже самой простой, записано, что он вправе проводить и лизинговые операции.
Впрочем, говоря о самом Законе «О банковской деятельности», следует заметить, что указанные операции правильнее было бы перенести в 3-ю часть названной статьи Закона, поскольку речь идет о таких операциях, которые не являются специфическими именно для кредитных организаций, т.е. таких, которыми банки и иные кредитные организации могут заниматься наравне с другими хозяйствующими субъектами.
В остальном банки занимаются лизинговым бизнесом на тех же условиях, что и другие участники данного рынка.
Нормативных актов Центрального банка, в которых бы специально рассматривались вопросы лизинга, не существует. Вместе с тем правила учета лизинговых операций в банках имеются – «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», часть II «Характеристика счетов», балансовый счет 608 и внебалансовый счет 915.
6.3 Государственная поддержка развития лизинга
Рыночной программой Правительства РФ предусмотрено развитие реформ и стабилизация российской экономики, где отмечено, что «в России должна быть создана социально-ориентированная, эффективная экономика – конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная». Исходя из этого, ежегодно определяется перечень федеральных целевых программ, которые частично финансируются из федерального бюджета. При этом данные программы разрабатываются на длительный период, а ход их выполнения контролируется Правительством РФ. Как правило, это крупные отраслевые программы, определяющие реализацию намеченной стратегии государства: «повышение конкурентоспособности отечественной продукции», «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», «Развитие и организация конкурентоспособных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду», «Обновление потребительских товаров и повышение конкурентоспособности», «Сертификация метрологии», «Государственная защита станкостроения» и др.
Основой технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, позволяющей поднять производство на качественно новый уровень, обеспечивающий выпуск высококонкурентоспособной продукции, является научно-технический потенциал страны, самоотверженно поддерживаемый учеными страны, поэтому на данном этапе, как никогда, созрела необходимость создания эффективного механизма трансформации результатов их научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, которые обеспечат структурные преобразования как на отдельных промышленных предприятиях, так и экономики в целом.
Для этого необходимо:
– создать и модернизировать инфраструктуру, позволяющую эффективно использовать научные достижения, а также обеспечивающую научно-техническую и инновационную деятельность;
– обеспечить трансформацию результатов научной деятельности в коммерчески эффективные технологии, конкурентоспособную технологию;
– перестроить систему подготовки кадров таким образом, чтобы интеллектуальный потенциал страны обеспечивал не только кадровую основу рыночной экономики, но и технологическую с ее соответствующим развитием.
В свою очередь для реализации научно-технической политики в России следует:
– создать систему программно-целевого планирования исследований и разработок, нацеленную на отраслевые интересы и согласованную с ними;















