129743 (593414), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Согласно точке зрения Х. Людерера и К. Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций (цит. по: 51, с. 119). А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств (цит. по: 52, с. 87). Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте [10].
В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях Э. Фромму удалось выявить следующее [51]:
-
Бегство от родителей.
-
Долженствование (вступление в брак из чувства долга).
-
Одиночество.
-
Следование традиции (инициатива родителей).
-
Любовь.
-
Престиж, поиск материальных благ.
-
Месть.
Мотив «бегство от родителей» означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте [17, с. 89]. Такой брак является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.
Заключение брака по мотивам «должествование» означает, что партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.
Мотив «одиночество» встречался у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы [26].
На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей возникают проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях [33]:
1. Исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.
2. Изучение «нормативных стрессоров» – трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникших при действии факторов, нарушающих жизнь семьи, внезапное тяжелое заболевание и т.д.
Все эти обстоятельства проводят к многочисленным сложным последствиям – проявлениям нарушений в жизни семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой – увеличение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.
Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакции [51, с. 215].
Трудности, которые возникают перед семьей можно разделить на следующие группы:
1. Острые: внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семье и социальном статусе (арест одного из членов семьи, банкротство и т.д.) [50].
2. Хронические: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. [52].
3. Связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности).
4. Связанные с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Примером таких трудностей является необходимость одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком [34].
5. Связанные с этапами жизненного цикла семьи. На первом этапе жизни – это конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы. На втором этапе – это задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства [20]. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам:
-
первый критический период наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами;
-
второй кризис нарастает между 17-м и 25-м годами.
В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат – увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения; в случае второго – связанное с отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни.
6. Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла. Это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов. Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи, бездетность. Отмечаются следующие нарушения: функциональная пустота, трудности адаптации к самому событию [51].
7. Ситуативные воздействия на себя. К этой группе относятся трудности кратковременные, но несущие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Большое значение в психологическом воздействии этих трудностей имеет фактор внезапности, исключительности (легче пережить трудности, касающиеся многих семей), а также ощущение беспомощности [51].
В здоровой семейной структуре существует подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, семейного чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций [18].
Семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Психическая травма – это явление, возникающее при пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности [35, с. 210]. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида – члена семьи [2].
Психическая травма – это психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние [51, с. 317]. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности.
Психотравмирующее переживание – это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости [51, с. 341]. Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.
Исследование неврозов, реактивных расстройств и других формах пограничных нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональная напряженность, а также сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновения индивида с непомерными препятствиями и трудностями [13].
Семейные отношения выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений.
Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств [50]:
1. Ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений личности. События в семье «принимаются близко к сердцу», чем события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т.д.
2. Многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений взаимосвязаны, и попытка внести изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. От данной семейной травмы труднее уйти.
3. Открытость и уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям. В семье индивид доступен к воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются более явно [22].
Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В. выделяют четыре вида семейно-обусловленных травмирующих состояний [51]: состояние глобальной семейной неудовлетворенность, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины.
Охарактеризуем данные состояния.
1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Патогенная ситуация, обуславливающая возникновение данного переживания, т.е. резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида [51, с. 229]. Характер травмирующего влияния неудовлетворенности зависит от степени осознанности данного состояния.
В данном случаи наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами. Иначе проявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»). Супругом выражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди».
2. Семейная тревога.
Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнения, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье [51, с. 245].
3. Семейно – обусловленное непосильное нервно – психическое и физическое напряжение.
Семья участвует в формировании нервно-психического напряжения личности несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей.
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать в создании у индивида внутреннего конфликта прежде всего тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за их выполнение [51, с. 250].
4. Чувство вины, связанное с семьей.
Индивид чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является [49, с. 39].
Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания являются тем фактором, который способствует трансформации нарушения жизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих в семье [48].
1.2 Развод как социально-психологическое явление
Проблема развода находится в связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план [3].
Отечественный социолог Римашевская Н.М. считает, что проблема развода и судьба семьи в переломный момент жизни общества приобретает серьезное значение (цит. по: 36, с. 43). В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [15].
Французский социолог Ф. Приу описала европейскую модель изменения семьи [36]:
1. Увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака.
2. Для большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при намерении завести детей.
3. Пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно увеличивается.
4. Все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.
В России ситуация развода достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой – ранние разводы и частные повторные браки приближают ее к европейской. По мнению российских социологов [15], в России функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, или традиционный, детоцентрический, или современный, супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения сопоставима с европейскими странами, где семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается как партнер со своими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака в этом случае – лишь этап в развитии семьи. Проблема развода в России анализировалась социологами и демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучия брака.













