85646 (589850), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Таким образом, академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Игра, по своему содержанию связанная с обучением, помогает учащимся концентрировать внимание на учебной задаче, решение которой в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и минимальными волевыми усилиями, что позволяет высвободить творческий потенциал обучаемых.
1.2. Дидактическая игра и ее значение в развитии мотивационной сферы познания деятельности
Сущность дидактической игры заключается в том, что ученики решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность.
Повышение интереса к игровому обучению вызвано следующими ее педагогическими возможностями: во-первых, игра способствует развитию мотивации познавательной деятельности, во-вторых, она носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности, в-третьих, вовлечение учащихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адаптивных качеств личности к реальной жизни. В четвертых, методически правильно организованная дидактическая игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений и навыков [9,182].
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другой урок…[8,45-49].
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка [1,69-72].
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды мотивации познавательной деятельности [11,56].
Игра- это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности [2,78].
Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение- это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца 16 столетия. Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтесори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е г.г.- в период либерализации общественной жизни- начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л.Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеалогизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов—Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.
Многие исследователи игры неоднократно с болью констатировали, что «являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную «прописку» ни на уроках, ни в дообразовательной работе» [23,26-36].
Исследуя игровую деятельность на уроке, Л. П. Борозова тоже проводила опрос учителей по данной проблеме, в результате которого было выявлено, что 68% учителей проводят игры на уроках не более 3 раз в год. Но это совсем не оптимистичный результат, потому что три игры за целый год- это «капля в море» по сравнению с потребностями игры в обучении [23,27-29].
Естественно, возникает вопрос, почему учителя редко используют игру на уроках? Анализ проведенного интервьюирования и анкетирования многих учителей математики выявил некоторые причины такого явления. Во-первых, на данный момент существует мало дидактических игр по математике. Многие из описанных в литературе игр неизвестны большинству учителей. А те, что известны, на практике оказываются неинтересными для учащихся или слишком сложными в исполнении: одни требуют трудоемкой подготовки (что-то печатать, рисовать, оформлять), другие по времени не укладываются в урок, плохо сочетаются с программным материалом либо решают задачи урока неэффективно. У учителя и так каждая минута на счету, а в игре есть балластовое, с точки зрения процесса познания, чисто игровое время. В привычном комбинированном уроке каждый вопрос, а то и каждое слово относится к теме урока, а игра заставляет учебный материал работать на саму себя. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного. Другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания - зачастую остаются без игровой деятельности. Следующий блок проблем связан с отсутствием традиции применения игр в процессе обучения. Например, многие игры шумные: учителя, работающие в соседних кабинетах, «не поймут», придет кто-либо из администрации «проблем не оберешься», «дай детям немножко пошуметь, потом не успокоишь». Организация игр - отдельная проблема, это не то же самое, что организовать урок. Проведению игр не учат в педагогических вузах, об этом не так много написано. Но причин, конечно же, гораздо больше.
Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы [5,46-56].
Еще одна важная причина заключается в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение в чистом виде. Но учение может и должно органично вписаться в спектр деятельности ребенка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью. Учителя, не применяющего игру на уроках, можно понять, но проблемы, связанные с «игровой дистрофией» в средней школе, поддаются решению. Для этого необходимы, наряду со всеми другими, игры, которые просты, непродолжительны по времени, не требуют сложного оформления и оборудования, которые действенно и успешно решают педагогические задачи урока. То есть, нужны игры, которые облегчают работу учителя, явятся своего рода « палочкой- выручалочкой» [21,41-52].
Во-вторых, необходима методика организации игр, которая поможет решить дисциплинарные вопросы и сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным в образовательном плане.
Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке математики, необходимо понять, что же такое игра вообще, что есть игра дидактическая. Теоретический анализ философской и психологической литературы позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков, можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделять наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
-деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психологические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
-условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» (К.С.Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто») но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна: в ней отражена какая-то конкретная условная ситуация и ставится конкретный вопрос, ответ на который явится решением этой ситуации. Но эта не игра, хотя она может стать игрой, если условия задачи, например, будут настолько увлекательны для школьника, что он не будет воспринимать ее как задачу, решая ее, он прежде всего играет, а потом уже учится. Хороший пример упоминает исследователь игры Ф.И.Фрадкина: «Учительница математики объявила: «Девочки, у нас организуется математический кружок. Кто хочет записаться?»- мы переглянулись и подумали: «Наверное, это будет самый скучный кружок. Чем будут заниматься юные математики? Решать по учебнику задачи и примеры? «Не думаю, чтобы вы там скучали» сказала она (учительница - Л.П.).«Давайте для пробы решим древнегреческую задачу «Жизнь Диофанта». Учительница прочла нам условие задачи, которое было выбито на надгробном памятнике ученого математика Древней Греции. Мы долго думали, но все – таки расшифровали надгробную надпись. Мы так заинтересовались этим, что стали просить у Людмилы Владимировны еще и еще задач: «А вы приходите на занятие математического кружка, там и будете решать»,- сказала учительница. Ясно, что привлекла девочек фабула предложенной им задачи, им пришлось как путникам, к которым обращена надпись на гробнице, «расшифровать» ее» [13,45-49].
Занимательная подача условий задачи превратила ее в ролевую игру. Таким образом, мотивационная деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Мотивационная деятельность в игре – не цель, а средство. А вот занимательность- цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков. Возвращаясь к сравнению игры и учения, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости, если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой [3,69].
Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не «забавность», «развлекательность» или «состоятельность»). В забавности или развлекательности есть элемент отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» - содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Как создается игра, какова ее структура?
Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным «содержимым» и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение. Предположим, два человека кидают друг другу мяч. Это упражнение, но если обставить это упражнение условностями, оно станет игрой. То есть вы протягиваете между игроками сетку, оговаривайте правила подсчета очков - и простое упражнение превращается в спортивную игру, условный компонент без деятельностного проявляется, когда мы воспринимаем произведения искусства.
Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если материал, или какая – то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента. Упражнения и задачи из школьных учебников - это не игра, так как детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательности придается большее значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.