35086 (587769), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В ГК РК дается следующее определение имущества: "к имущественным благам и правам (имущество) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работа, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество" (п. 2 ст. 115).
Исходя из текста статьи ГК РК и вышеизложенного материала, можно предложить следующую структуру имущества:
вещи (включая деньги и ценные бумаги);
работы и услуги;
интеллектуальная собственность;
имущественные права (права требования);
обязанности (долги).
Понимая под вещами предметы внешнего материального мира, нельзя забывать о том, что вещь становится вещью в юридическом смысле только, если ее рассматривать в системе социальных связей. Ценность вещи определяется не ее физическими свойствами, а тем, насколько эти физические свойства отвечают потребностям человеческого общества, пользуются данными вещами. Нельзя поэтому признать правильными утверждения о наличии отношений между человеком и вещью2. Отношения возникают не между человеком и вещью, а между людьми по поводу вещи3.
1.2 Признаки вещного права
На основании изложенного можно выявить основные признаки вещных прав:
1. Вещные права являются имущественными правами в отличие от личных неимущественных. Это - объединяет вещные права с обязательственными и с правами на интеллектуальную собственность;
2. Вещные права возникают относительно индивидуально-определенной вещи, в отличие от обязательственных прав и прав интеллектуальной собственности, которые связаны с так называемым "бестелесным имуществом". В то же время необходимо учитывать, что в отношении вещей возникают и обязательственные отношения. В отношении вещей, определяемых родовыми признаками, вещные отношения возникнуть не могут, возникают только обязательственные права.
"Объект абсолютного права всегда является индивидуально -определенным. В частности, это относится к вещным правам, в том числе и к праву собственности. Если вещь не может быть индивидуализирована, то в связи с ней возникают только обязательственное, но не вещное правоотношение"1.
3. Вещные права являются абсолютными правами, что объединяет их с правами интеллектуальной собственности, и отличает от обязательственных прав. Обладателю вещных прав противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав.
Я полагаю, что существуют вещные относительные отношения (между участниками общей собственности, между государством и предприятием, обладающим имуществом на праве хозяйственного ведения и т. п.). Однако эта группа отношений немногочисленна, точно очерчена и не влияет на характер подавляющего большинства вещных прав. Она касается не "внешних", а "внутренних" отношений участников вещных правоотношений.
-
Из этого признака вытекает следующий: абсолютный характер защиты вещных прав, т. е. защита от всех и каждого, кто посягнет на вещное право. Отсюда и наличие специфических средств защиты вещных прав с помощью особых вещно-правовых исков.
-
Признаком вещных прав можно считать установление их законом. В отличие от обязательственных прав, которые могут возникать и в случаях, не предусмотренных законодательством (ст. 380 ГК), вещные права должны быть закреплены законом (п. 1 ст. 195 ГК).
В данном случае необходимы два уточнения. Во-первых, закрепление законом не означает, что эти права в законе должны быть названы вещными. Достаточно того, чтобы они относились к категории имущественных прав и были предусмотрены законодательными актами. Отнесение их к категории вещных прав производится при наличии признаков вещного права. Например, залог или сервитут в законе не названы вещными правами. Залог вообще расположен в разделе ГК "Обязательственное право". Но это не препятствует признанию их вещными правами. Такое положение связано с тем, что некоторые права выступают в одних отношениях как вещные (право залога в отношениях залогодержателя со всеми другими лицами), а в других — как обязательственные (право залога в отношениях между залогодержателем и залогодателем).
Во-вторых, в законе должно быть закреплено указание на виды вещных прав, которые могут существовать на практике. Конкретные вещные права возникают, естественно, на основе конкретных юридических фактов.
-
Право следования. Вещное право следует за вещью1. Переход права
собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на имущество. Это правило прямо закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 3 ст. 216). В ГК РК такой общей нормы нет. Закреплены нормы относительно отдельных вещных прав: сохранение залога при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 323 ГК), сохранение договора аренды при переходе права собственности на арендованное имущество к другому лицу.
-
Право преимущества заключается в том, что при конкуренции
вещного и обязательственного права, в первую очередь, должно осуществляться вещное право1.
Учеными-юристами нередко высказываются сомнения по поводу существования такого признака на том основании, что залог не имеет преимущественного права перед обязательственными правами2. Это так, но это не доказывает отсутствие такого признака применительно к залогу как к вещному праву, а доказывает только то, что советское, а затем и казахстанское право ограничивает реализацию этого признака применительно к залогу. В большинстве других стран требование по залогу при банкротстве реализуется в первую очередь или вне очереди. В РК этот процесс также постепенно внедряется. В частности, Законом "О банкротстве" от 21 января 1997 года обязательства, обеспеченные залогом, были переведены из третьей очереди при обращении взыскания на имущество должника во вторую очередь.
8.Называют еще признак фактического господства над вещью, т. е. возможность непосредственного, без посредничества третьих лиц, осуществления своего права3. Этот признак нередко кладется в основу определения вещного права, и наличие его не вызывает сомнений при осуществлении права собственности, владения, землепользования и др. Однако проблемы в применении этого признака возникают при осуществлении ипотеки, когда имущество остается у залогодателя и находится вне фактического господства залогодержателя. Поэтому к понятию фактического господства над вещью, полагаем, нельзя подходить слишком упрощенно. Здесь нам может помочь высказывание Г. Ф. Шершеневича:
"Вещное право устанавливает, как говорят, непосредственное отношение лица к вещи, не в том смысле, будто управомоченный субъект должен находиться в соприкосновении с вещью, а в том, что для осуществления своего права на вещь он не нуждается в посредничестве других лиц"1.
При рассмотрении случая с ипотекой недвижимости можно представить себе, что залогодатель сдает дом в залог, оставаясь в нем жить. Залогодержатель не имеет непосредственного воздействия на вещь. Однако фактическое господство над вещью заключается при ипотеке в ограничении прав собственника на распоряжение вещью без согласия залогодержателя. Таким образом, залогодержатель имеет как бы право вето на распоряжение заложенной вещью.
9.В юридической литературе не называют еще один признак вещного права, который характерен, по крайней мере, для права Республики Казахстан: обладатель вещных прав должен обладать правомочиями владения, пользования и распоряжения. Причем в различных видах вещного права правообладатель обладает разным набором правомочий. Полный набор правомочий (владение, пользование, распоряжение), хотя и в разном объеме, имеют субъекты права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъекты права владения землепользования, недропользования и аренды обладают правомочиями владения и пользования. Хранитель и залогодержатель при закладе имеют правомочия владения. Залогодержатель при ипотеке имеет право частичного распоряжения имуществом. Обладатель сервитута имеет правомочие пользования и частично владения.
Эту мысль попытался высказать А. А. Иванов при анализе вещных прав в континентальном праве: "Права на чужие вещи (iura in re aliena) разнообразны и объединяются в одну группу лишь исходя из того, что всегда предполагают наличие собственника, вещь которого они обременяют. Собственник, по общему правилу, должен терпеть воздействие на его вещь, однако в последнее время появляется все больше и больше таких вещных прав, которые обязывают собственника совершать те или иные активные действия. В зависимости от того, какие из правомочий собственника оказываются ограниченными, можно выделить следующие права на чужие вещи, предоставляющие их обладателям в отношении чужой вещи возможность: 1) только пользоваться (сервитуты); 2) только распоряжаться (залоговые права); 3) владеть и пользоваться (права некоторых арендаторов, скажем, жилых помещений или земельных участков); 4) владеть, пользоваться и в ограниченных пределах распоряжаться (эмфитевзис, доверительное управление)"1.
С этим мнением можно согласиться с некоторыми уточнениями, которые вытекают из дальнейшего анализа признаков вещного права.
Все признаки, которые были упомянуты, с теми или иными добавлениями, сокращениями, изменениями фигурируют в большинстве научных работ, связанных с вещными правами. Приведу, например, классификацию признаков, которые называются при определении понятия вещного права в литературе, посвященной римскому праву:
1.Объектом вещных прав являются:
а)вещи телесные (согрогаlеs);
б)вещи, находящиеся в обороте (геs in commercio);
в) вещи индивидуально-определенные (sреcies).
2.Вещное право — это абсолютное право, в котором его носителю соответствует обязанность всех и каждого не нарушать этого права;
3.Право следования, означающее, что право следует за вещью, то есть при переходе вещи из одних рук в другие сохраняется принадлежащее третьему лицу вещное право;
4.Право преимущества, обладающее большей силой, чем связанные с той же вещью обязательственные права. Так, залогодержатель имеет преимущество перед другими кредиторами. Если же залогом обеспечены права нескольких кредиторов, они могут удовлетворить свои претензии в той очередности, в какой возникали их залоговые права ( qui prior est tempore potion est jure - кто первенствует во времени, у того лучшее время)1.
Для сравнения продемонстрирую набор признаков вещных прав, приведенный в одном из последних выпусков учебника гражданского права: во-первых, их абсолютный характер, отличающий их от относительных, обязательственных прав; во-вторых, все вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи, дающее ему возможность использовать соответствующую вещь в своих интересах без участия иных лиц. В обязательственных отношениях уполномоченное лицо может удовлетворить свой интерес лишь с помощью определенных действий обязанного лица (по передаче имущества, производству работ, оказанию услуг и т.д.); в-третьих, они защищаются с помощью особых, вещно-правовых исков; в-четвертых, их объектом могут служить только индивидуально-определенные вещи, а потому с гибелью соответствующей вещи автоматически прекращается и вещное право на нее2.
Таким образом, с учетом высказанных оговорок и изъятий можно назвать следующие признаки вещного права:
1) имущественное право;
2) объектом является индивидуально-определенная вещь;
3) абсолютное право;
4) обладает специфичскими средствами защиты от всех и каждого с помощью особых, вещно-правовых исков;
5)должно быть установлено законом;
6)характеризуется наличием правомочий владения и/или пользования и/или распоряжения;
-
наличие права следования;
-
наличие права преимущества;
-
возможность непосредственного воздействия на вещь (непосредственного господства над вещью), в том числе путем ограничения собственника или субъекта другого вещного права.
Отмечу одну общую методологическую ошибку большинства исследователей: при выявлении признаков вещного права многие авторы ориентируются на право собственности, владения и другие ярко выраженные вещные права. Между тем, многие признаки, четко проявляющиеся в праве собственности (например, фактическое господство над вещью), почти исчезают в некоторых других вещных правах (например, при ипотеке или сервитуте).
Несомненно, вещные права объединяет один главный признак — выступление в качестве объекта индивидуально-определенной вещи. При этом практическое значение имеет признак абсолютной защиты от всех и каждого с помощью особых, вещно-правовых исков. Собственно, ради этого затем или иным правом закрепляется статус вещного права. Все остальные выше перечисленные признаки присутствуют во всех вещных правах, но в одних они проявляются сильно, даже ярко, в других едва заметны, иногда присутствуя в видоизмененных формах. Например, при ипотеке слабо проявляется такой признак, как фактическое господство над вещью, но сильно — права следования и преимущества.
Кроме того, граница между вещными и другими имущественными, в частности, обязательственными, правами временами становится зыбкой и подвижной. Это объясняется тем, что вещные права в основном возникают из обязательственных, и наоборот. Даже право собственности в большинстве случаев основывается на договорах купли-продажи, дарения, мены (договорах по передаче имущества в собственность). Залог, аренда, хранение, право землепользования возникают из договоров залога, аренды, хранения и т. п. Поэтому рождается спорность вопросов о том, являются ли вещными правами аренда, ипотека, доверительное управление и т.п..
В литературе даются отличающиеся друг от друга определения вещного права, различия между которыми в основном связаны с тем, что авторы этих определений за основу берут тот или иной признак вещного права, нередко игнорируя при этом другие.
Приведу несколько произвольно взятых определений из современных учебников гражданского права и из работ, посвященных римскому праву:
Вещное право — субъективное гражданское право, имеющее абсолютный характер, обладающее специфическим объектом и способами защиты, включающее в себя помимо прав владения, пользования и распоряжения имуществом, правомочия следования и преимущества1;