33637 (587577), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Наказание является особой мерой государственного принуждения, было и остается основным средством противодействия преступности, в том числе несовершеннолетних, которая в последние годы проявляет негативные тенденции в развитии количественных и качественных характеристик. Так, если в 2000-2002 гг. общее число несовершеннолетних преступников уменьшалось, то в 2003 г. вновь наметился рост числа несовершеннолетних, совершавших преступления, а также увеличение их доли среди всех выявленных преступников. Данные криминологических исследований подтверждают, что участие несовершеннолетних в совершении корыстных и тяжких насильственных преступлений не только сохраняется на высоком уровне, но и имеет тенденцию к увеличению. Так, например, удельный вес несовершеннолетних, совершивших убийство и покушение на убийство, составлял в 2002 г. 7,5 %, а в 2003 г. - 7,9 %. Доля несовершеннолетних, участвовавших в грабежах, в 2001 г. составила 21 %, а в 2003 г. возросла до 24%; совершивших разбойное нападение, соответственно, 17 и 18,5 %. Наряду с этим, криминологами отмечается негативное изменение и характера преступности несовершеннолетних: она становится более жестокой, дерзкой, агрессивной, циничной. При этом неуклонно растет число групповых посягательств несовершеннолетних, в том числе с участием взрослых лиц37.
Высоким продолжает оставаться количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеющими судимость. Криминологические исследования последних лет показали, что более 20 % осужденных несовершеннолетних считают, что после отбытия наказания им не избежать совершения новых преступлений. По данным официальной статистики (МВД, Судебный департамент при Верховном Суде РФ) уровень рецидива среди несовершеннолетних составляет от 14 до 19 %. Однако согласно научным исследованиям уровень специального рецидива доходит до 80 %. Указанное свидетельствует не только о серьезных проблемах в постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних, но и о недостатках в сфере назначения им наказания, адекватного совершенному деянию38.
По оценкам криминологов, преступность несовершеннолетних в современных условиях развития России представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Сложившаяся криминальная ситуация неизбежно влияет и на практику назначения уголовного наказания к несовершеннолетним. Отмеченные негативные изменения в состоянии преступности несовершеннолетних происходят на фоне ухудшения демографической ситуации в стране и резкого сокращения общей численности данной возрастной группы населения России.
Специфика определения меры уголовной репрессии по делам несовершеннолетних заключается в том, что совершенное преступление причиняет вред не только охраняемым законом общественным отношениям, в частности правам и свободам потерпевших, но и пагубно влияет на развитие самого несовершеннолетнего, деформирует его сознание. К сожалению, существующая система наказаний и правила их назначения несовершеннолетним не отличаются полным и четким восприятием названных выше обстоятельств. В судебной практике сложились определенные стереотипы избрания наказания несовершеннолетнему подсудимому. Так, в настоящее время более чем к 70 % из них применяется условное осуждение. Достаточно сложно реализуется в деятельности судов основополагающий принцип индивидуализации наказания, что обусловлено несовершенством правовой базы. По-прежнему самым распространенным наказанием, применяемым к несовершеннолетним, остается лишение свободы, а предлагаемые же правоведами альтернативные виды наказаний до настоящего времени не получили своей практической реализации39.
Небесспорными представляются последние (декабрь 2003 г.) изменения уголовного законодательства в области системы наказаний несовершеннолетних. В итоге отдельные из них не только не способствуют превенции преступности несовершеннолетних, но в некоторой степени продуцируют ее. Одновременно такая практика рождает у части несовершеннолетних чувство безнаказанности и вседозволенности.
Отсюда, в настоящий период первоочередными задачами являются дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства и определение оптимального механизма назначения наказания несовершеннолетнему с использованием всех средств его индивидуализации.
Как свидетельствуют данные уголовной статистики, большинству несовершеннолетних лишение свободы назначается на срок от 3 до 5 лет. Полагаем, что целесообразнее будет определение виновному лишения свободы на краткий срок - до 1 года в случае его реального отбывания. С одной стороны, подобная практика назначения лишения свободы окажет на несовершеннолетнего осужденного сильный психологический устрашающий эффект. С другой стороны, за столь непродолжительное время несовершеннолетний не получит большого влияния криминогенной среды. К тому же, по наблюдениям криминологов, наиболее низкий уровень рецидива преступлений отмечен среди лиц, срок лишения свободы которым назначен в пределах до 1 года либо свыше 10 лет. Применение иных, не связанных с лишением свободы, видов наказания к несовершеннолетним составляет немногим более 1% от общего количества осуждений и связано с проблемами объективного свойства.
Анализируя такой вид наказания, как штраф, хотелось бы акцентировать внимание на том, что возможность его применения к несовершеннолетним с момента принятия Федерального закона от 8.12.2003 г. значительно расширена, не зависит от наличия у виновного самостоятельного заработка или имущества; кроме того, штраф может быть взыскан с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего с их согласия. Мы критически оцениваем данные изменения УК РФ, указывая, что, по всей видимости, они продиктованы реальными условиями исполнения штрафа и желанием законодателя активизировать практику его применения к несовершеннолетним, сократив тем самым число несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Между тем редакция ч. 2 ст. 88 УК РФ входит в противоречие с принципом индивидуализации наказания и имеющейся ст. 43 УК РФ, предусматривающей личный характер уголовного наказания. С учетом концептуальных основ теории уголовного права и возможных негативных последствий криминологического характера выступает за исключение из нормы ст. 88 УК РФ положения о взыскании штрафа с родителей (законных представителей) несовершеннолетнего.
По разным оценкам, в 70-75 % случаев несовершеннолетним, совершившим преступление впервые, наказание назначается с применением условного осуждения. Именно поэтому в работе отдельно рассматривается сущность института условного осуждения, в том числе анализируются изменения порядка и условий его назначения несовершеннолетним, внесенные в УК 8.12.2003 г40. По нашему мнению, введение законодателем возможности повторного условного осуждения несовершеннолетнего не оправдано при совершении им в течение испытательного срока нового тяжкого преступления. Более того, это приведет к негативным последствиям уголовно-правового и криминологического характера для самого несовершеннолетнего, в случае назначения наказания по совокупности приговоров. Проведенный опрос судей по этому вопросу дал следующие результаты: 21% судей считают, что в такой ситуации вообще нецелесообразно назначать наказание условно. Большинство из опрошенных (48,3 %) полагают, что повторное условное осуждение избрать возможно, если вновь совершенное преступление не является тяжким либо особо тяжким41. Почти треть судей (30,7 %) занимают позицию, согласно которой вопрос о назначении условного наказания должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств дела42. В целом хотелось бы обратить внимание на необходимость дальнейшего совершенствования института назначения наказания несовершеннолетним.
Особенностью наказания является позитивный характер его воздействия, направленность достижения его целей. При совершении преступления несовершеннолетним характерно, что вред причиняется не только объекту преступного посягательства, но и интересам самого несовершеннолетнего, нарушается процесс его позитивного развития. Учитывая это, основная цель индивидуализации наказания видится в избрании судом максимально эффективного наказания, того «абсолютного порога», мягче которого наказание будет бесполезным, а строже - будет воспринято как несправедливое, вызовет ответную агрессивную реакцию. Смысл индивидуализации наказания представляется в создании вокруг несовершеннолетнего преступника таких условий, восприятие которых осужденным будет антикриминогенным, способствующим его исправлению.
Данные официальной статистики показывают, что до момента задержания несовершеннолетний, как правило, совершает несколько преступлений, особенно по делам, связанным с хищениями чужого имущества. Достаточно высок и процент несовершеннолетних, которые после осуждения вновь совершают преступления. Исходя из этого, мы анализируем механизм назначения несовершеннолетнему наказания при совокупности преступлений и по совокупности приговоров (ст. 69, 70 УК РФ). Отмечается, что совершение лицом нескольких преступлений значительно повышает общественную опасность содеянного. Следовательно, и наказание в таких случаях должно быть определено более суровое, что и находит свое отражение в деятельности судов. При совершении нескольких преступлений небольшой либо средней тяжести ответственность несовершеннолетнего может быть усилена за счёт избрания ему более строгой меры наказания, в то время как при совершении единичного преступления, отнесенного к указанной категории, уголовная ответственность несовершеннолетнего может быть реализована в форме принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ. Что касается совершения несовершеннолетним единичного либо совокупности тяжких и особо тяжких преступлений, то на практике суды часто сталкиваются с невозможностью усиления наказания ввиду ограничений, установленных законом. Автор подчеркивает, что в этом смысле положение несколько улучшилось, благодаря дополнению ФЗ от 8.12.2003 г. ст. 88 УК РФ частью б1: «При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину». Однако в настоящее время наказание несовершеннолетнему назначается, начиная от ограничений максимального размера наказания к возможности его распределения на каждое преступление в отдельности. Таким образом, суды идут по пути: «от наказания к преступлению», в то время как ст. 69 УК РФ предусматривает обратный порядок. По нашему мнению, правила назначения наказания несовершеннолетним за совершение совокупности преступлений, а также в случае определения наказания при совокупности приговоров требуют разработки и законодательного закрепления, в том числе с возможностью усиления окончательного наказания, и именно такой подход в полной мере будет соответствовать принципу справедливости и индивидуализации наказания несовершеннолетнему43.
Преступность несовершеннолетних, как правило, имеет групповые формы, в последние годы наблюдается тенденция роста ее организованности, включения взрослых соучастников, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность. Отсюда более актуальными становятся вопросы назначения наказания лицам, как несовершеннолетним, так и взрослым, участвовавшим в совместном совершении умышленных преступлений. В работе отмечается, что помимо общих правил назначения наказания лицам, участвовавшим в совершении преступления группой, суд обязан учитывать критерии, закрепленные в ст. 67 УК РФ: характер и степень фактического участия лица в совершении преступления, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда. Подходя к избранию меры наказания несовершеннолетнему участнику однородной по возрасту группы (состоящей лишь из несовершеннолетних лиц), суд обязан руководствоваться именно этими положениями. Полагаем, что совершенно иной подход должен быть реализован судом при оценке преступления, совершенного группой несовершеннолетних совместно со взрослыми лицами, вовлекшими первых в совершение преступления. Участие в совершение преступления наряду с несовершеннолетними взрослых лиц справедливо расценивается учеными и практиками как наиболее опасная форма соучастия по делам о преступлениях несовершеннолетних, особенно с признаками вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Взрослый соучастник, вовлекая несовершеннолетнего в совершение преступления, воздействует на его сознание в нравственном отношении, негативно влияет на его судьбу44.
Заключение
В работе обосновывается мнение о том, что при установлении исключительных смягчающих обстоятельств и одновременно отрицательной характеристики лица, виновного, например, в совершении кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ), суд может признать целесообразным назначение лишения свободы, но с выходом за нижний его предел, предусмотренный за данное преступление. В то же время если суд не установит обстоятельств, отрицательно характеризующих личность виновного (в том числе и отягчающих обстоятельств), то вряд ли можно признать обоснованным назначение наиболее строгого вида наказания ниже низшего предела, если санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает и менее строгие виды наказания.
С позиций системного анализа мы обратили внимание на рассогласованность норм, закрепленных в ст. ст. 62 и 64 УК РФ. Если первая может применяться при отсутствии отягчающих обстоятельств, то чрезвычайное смягчение назначения наказания в смысле ст. 64 УК РФ может иметь место и при их наличии. В то же время суды при назначении наказания по правилам ст. 64 УК РФ часто признают исключительными обстоятельствами явку с повинной, способствование или активное способствование раскрытию преступления.
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы и предложения:
1) В отличие от других специальных правил, регулирующих назначение наказания, предписания ст. 67 УК РФ не формализуют пределы назначения наказания. В то же время они предусматривают дополнительные по сравнению с общими началами назначения наказания критерии: 1) учет характера и степени фактического участия лица в его совершении; 2) значение этого участия для достижения цели преступления; 3) его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда.
2) часть 1 ст. 67 повторяет положения ч. 1 ст. 34 УК РФ о том, что ответственность (а в ст. 67 - наказание) соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия в его совершении, что не свидетельствует о совершенстве законодательной техники, поскольку ответственность предполагает и назначение наказания.
3) В качестве достоинства действующего УК регламентацию групповых, в том числе и организованных форм соучастия, и соответственно, предпосылок для более углубленной дифференциации и индивидуализации назначения соучастникам наказания.
4) Основываясь на анализе судебной практики и с учетом продолжающейся в течение десятилетий дискуссии, предлагаем, чтобы Пленум Верховного Суда РФ раскрыл волю законодателя относительно того, что он понимает под характером и степенью участия лица в совершении преступления, значением этого участия для достижения преступной цели и его влиянием на характер и размер причиненного или возможного вреда. Вполне естественно, он высказывает относительно названных оценочных критериев и свое мнение.
5) В основу определения пределов назначения наказания за рецидив преступлений законодатель положил четыре критерия: 1) число ранее совершенных преступлений; 2) характер и степень их общественной опасности; 3) обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным; 4) характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.
6) В процессе анализа судебной практики автор пришел к выводу о значимости для назначения справедливого наказания при рецидиве преступлений каждого из названных критериев.
7) В связи с возникшими в судебной практике затруднениями в понимании неоднократности преступлений и рецидива преступлений применительно к назначению наказания, в дипломной работе предложена новая редакция ст. 16 УК РФ. «1. Неоднократностью преступления признается совершение до осуждения лицом двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи настоящего Кодекса…». А из ч. 2 этой же статьи исключить положение: «либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята». В качестве логического продолжения данного предложения считаем более приемлемым дифференцированно определить ответственность за неоднократность и рецидив по принципу ч. 2 - за неоднократность, ч. 3 - за рецидив.