29192 (586999), страница 10
Текст из файла (страница 10)
В следственной и судебной практике по борьбе с мошенничеством вопросы вменяемости возникают редко в силу самого характера тех действий, путем которых оно совершается0.
Дело в том, что сегодняшняя обстановка в стране, в частности в экономике предъявляют "большие требования" к личности преступника. На данный момент прослеживается высокий уровень образования преступников, совершающих противозаконные деяния в экономической сфере.
Криминальные элементы порой находятся в тесной взаимосвязи с работниками госаппарата, руководителями банковских структур, других органов0.
Вторым признаком субъекта преступления является достижение им возраста уголовной ответственности.
Статья 20 УК 19996 года устанавливает, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. По достижении этого возраста несовершеннолетние становятся дееспособными, они могут устраиваться на работу, им выдается паспорт. Таким образом, не только уголовное, но и гражданское, трудовое и административное законодательство исходят из того, что по достижении шестнадцати лет несовершеннолетний по уровню своего психологического развития в состоянии действовать на основе здравого рассудка и вполне может осознавать общественно опасный характер своих действий и их возможные последствия. Можно считать, что наступление уголовной ответственности с шестнадцати лет и за мошенничество является достаточно обоснованным.
Вообще мошенничество как преступление требует от субъекта во многих случаях определенных знаний, умений, опыта. Такими качествами человек в шестнадцать лет может и не обладать. Но помимо крупных и сложных махинаций в обществе продолжает совершаться и простые, "легкие" мошенничества, которые способен понять и осуществить несовершеннолетний в шестнадцать лет. Именно из этого исходил законодатель, устанавливая уголовную ответственность за мошенничество с шестнадцатилетнего возраста.
Статистика в Российской Федерации показывает, что большинство лиц, осужденных за мошенничество в 2005 году, а именно, 51,2% совершили преступления в возрасте от 18 до 29 лет; 39,9% – в возрасте от 30 лет и старше и только 8,9% – в возрасте до 18 лет0.
Таким образом, субъектом мошенничества может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-ти летнего возраста.
Уголовный кодекс во многих своих нормах предусматривает уголовную ответственность не только для лиц, подпадающих под общие признаки субъекта преступления, т.е. достижение возраста и вменяемость, но и для лиц, обладающих особыми свойствами (признаками) – специальных субъектов.
Специальный субъект преступления, кроме общих признаков, обладает дополнительными признаками, указанными в диспозиции уголовно – правовой нормы, отражающими специфические свойства преступника. Указание в диспозиции нормы на признаки специального субъекта означает, что не всякое вменяемое физическое лицо, совершившее преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности. Уголовное законодательство порой ограничивает круг лиц, которые могут нести уголовную ответственность путем указания на определенные, специфические черты субъекта.
По отношению к мошенничеству о специальном субъекте говориться в ч.3 ст.159 УК – "мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения".
Злоупотребление должностными полномочиями для мошенничества возможно лишь по месту службы должностного лица и в пределах тех функциональных обязанностей, которые на него возложены, причем в компетенцию виновного должны входить определенные правомочия в отношении имущества или по месту его работы, или в контролируемых им подразделениях. Если же должностное лицо, используя свой авторитет, положение, оказывает давление на других людей, склоняя их к совершению хищения, то оно подлежит уголовной ответственности за соучастие в преступлении.
Похищенное имущество может перейти к расхитителю в результате совершения юридически значимых действий, дающих лицу определенные права на материальные ценности. Например, умышленное незаконное получение должностным лицом государственных или общественных средств в качестве премий, надбавок к зарплате, пособий и других выплат должно квалифицироваться по п. "в" части 2 статьи 159 УК РФ, как заведомо незаконное назначение или выплата должностным лицом в корыстных целях государственных или общественных средств в качестве платежей лицам, не имеющим права на их получение.
Как мошенническое хищение должно квалифицироваться также обращение в свою собственность средств по заведомо фиктивным трудовым или иным договорам под видом зарплаты, вознаграждения за работу или услуги, которые фактически не выполнялись или были выполнены не в полном объеме, совершенное по сговору между должностными лицами, заключившими сделку.
Мошенническое хищение с использованием своего служебного положения наиболее часто происходит в торговле, отраслях агропромышленного комплекса, строительстве, сфере бытового обслуживания и других сферах услуг0.
Мошенничество – это форма хищения, получившая весьма широкое распространение в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности. И, прежде всего, это связано с появлением новых его видов, ранее не известных российскому уголовному праву. В связи с принятием нового Уголовного кодекса, нововведения коснулись и состава мошенничества. Все эти вопросы еще требуют тщательного изучения и дальнейшего осмысления.
Заключение
Экономические и политические реформы, происходящие в России, формирование правового государства определили необходимость коренного преобразования российской правовой системы, в том числе уголовного законодательства. В этих законах отражена новая система приоритетов среди правоохраняемых ценностей, признание того, что высшей ценностью является человек, его права и свободы, а также имущество и право на имущество. Человек, чтобы жить и развиваться должен иметь все необходимое для этого (дом, одежду, продукты питания). Все это человек приобретает своим трудом, но имеется отдельная категория людей, которые являются охотниками "легкой наживы". Российское законодательство выделяет 6 форм хищения чужого имущества. Самое опасное хищение – это мошенничество. В России мошенничество понимается только как преступление против собственности и законодательная формулировка состава данного преступления произведена значительно более широкими мазками. Специфика мошенничества состоит в способе его совершения. В отличие от многих других преступлений, которым присущ физический (операционный) способ, при мошенничестве способ действий преступника носит информационный характер, либо строится на особых доверительных отношениях, сложившихся между виновным и потерпевшей стороной.
Своеобразие данного преступления состоит в том, что с внешней стороны оно проявляется в "добровольном" отчуждении имущества самим собственником и передаче его преступнику. Последний же, прибегая к обману или злоупотреблению доверием, непосредственно изымает имущество из чужого владения. Но фальсифицируя таким путем сознание и волю потерпевшего или злоупотребляя доверием мошенник достигает цели безвозмездного обращения переданного ему имущества в свою пользу. Обман и злоупотребление доверием выступают здесь в качестве внешних форм самого преступного поведения мошенника. Судебная практика показывает, что очень сложно правильно квалифицировать такое преступное деяние, как мошенничество.
Проблема возникает в том, чтобы привлечь к уголовной ответственности за мошенничество можно только в том случае, если доказано, что преступник действовал умышленно. На практике это очень сложно доказать. Так как многие правоохранительные органы имеют очень малое представление, как ловок может быть мошенник в своем деле, способы совершения мошенничества очень разнообразны и немногие могут выявить это сразу.
Право частной собственности, на которое посягает мошенник охраняется законом – гласит ч.1 ст.35 ГК РФ. Однако на практике, с которой повсеместно сталкивается гражданин России это невозможно использовать.
Так, право на чужое имущество может быть закреплено в различных документах, например в завещании, страховом полисе, доверенности на получение тех или иных ценностей, в различных видах ценных бумаг.
Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ею, на лицо, которому они передаются. Бланковый индоссамент вообще не содержит указания на лицо, которому переданы имущественные права (т.146 ГК РФ).
Кроме того, лицо может подделать и другие документы гражданско-правового характера: завещание, доверенность, ведомость или расходный кассовый ордер на получение денежных средств, коммерческий договор и т.п.
Именно документы, содержащие указания на имущественные права, включая их приобретение, нередко бывают, как показывает практика, предметом различных мошеннических операций. Причем с момента получения мошенником такого документа, на основании обладания которым он приобрел право на имущество, преступление признается оконченным независимо от того, удалось ли мошеннику получить по нему соответствующее имущество в натуре или в денежном эквиваленте.
По масштабам причинения вреда особую группу экономических преступлений составляют мошеннические хищения в области кредитно – денежных отношений. Сфера банковского капитала стала в последние годы одним из самых криминогенных секторов отечественной экономики.
Один из распространенных способов мошенничества в данной сфере – присвоение предпринимательскими структурами кредитов и ссуд. Использование полученных ссуд и кредитов не по целевому назначению ранее влекло лишь гражданско-правовую ответственность.
В настоящее время в УК имеется ст.177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" Но ст.177 УК РФ, как говорится, почти "не работает". Это объясняется рядом объективных и субъективных причин.
Поэтому представляется затруднительной квалификация противоправных действий злоумышленника: если он заведомо и умышленно получил кредит, чтобы не вернуть его, – это состав ст.159 УК либо ст.176 УК "Незаконное получение кредита" или их совокупность. Ну а если умысел не доказан или представляется затруднительным (получение кредита путем обмана или злоупотребления доверием), то возможна квалификация сразу по трем статьям УК: 177, п.1 ст.312 и 315 либо по одной из них, либо только по двум, но по которым? Ответ представляется затруднительным, ибо разграничение составов ст.177, п.1 ст.312 и 315 УК друг от друга скорее имеет теоретический характер, нежели практический.
Итак, отграничение мошенничества (ст.159 УК) от составов ст.177, п.1 ст.312, ст.315, а равно при необходимости квалификации их в определенной совокупности – дело затруднительное.
Провести отличие мошенничества, предусмотренного ст.159 УК, от других преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых с помощью обмана, можно все-таки по объекту. Так, мошенничество является однообъективным преступлением, посягающим на чужую собственность. Преступления в сфере экономической деятельности имеют два объекта (посягают не только на собственность, но и на нормальную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов).
Из нововведений, касающихся мошенничества, следует назвать появление нового квалифицирующего признака в ст.159 УК – "мошенничество с использованием своего служебного положения".
Законодатель ввел этот новый квалифицирующий признак не случайно, поскольку большое количество мошеннических хищений совершаются лицами, использующими при этом свое служебное положение.
В последнее время немалое распространение получило также мошенничество в страховой сфере. Страховой бизнес представляет собой деятельность компаний, берущих на себя обязательство в обмен на регулярные взносы выплатить компенсацию убытков в случае пожара, стихийного бедствия, аварии и т.п. Что же такое страховое мошенничество? Это попытки получить возмещение или отказаться от его выплаты без должных оснований, предусмотренных законом, правилами страхования или договором. Неполное внесение страховой премии. Сокрытие важной информации при заключении договора страхования, в результате чего появляется незаконная прибыль. Существует более десяти способов страхового мошенничества.
Несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации значительно расширил уголовную ответственность за экономические преступления, он не лишен ряда пробелов, связанных с мошенничеством, – не учтены некоторые типичные способы его проявления.
Один из таких пробелов в законе – отсутствие статьи, предусматривающей уголовную ответственность за причинение ущерба потерпевшему и фактические хищения при помощи телефонов и компьютеров.
Бурно развивающаяся рыночная экономика определенным образом влияет и на появление неизвестных уголовному законодательству преступлений, таких как: хакерство и радиопиратство. В свою очередь, уголовное законодательство не успевает отслеживать столько стремительное развитие научно-технического прогресса, а тем более оперативно реагировать на проявления и появления новых "видов" и "подвидов" преступлений, особенно в области высоких технологий.
Рассматривая проблемы, возникающие при раскрытии, квалификации такого деяния, как мошенничество, правоохранительные органы, суды, граждане сталкиваются с множеством проблем из – за несовершенства нашего законодательства. Если мы рассмотрим нормативные акты, регулирующие вопросы мошенничества, то увидим, что нормативная база на которую мы делаем ссылки давно устарела, но еще не придумана новая.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – 47 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 30 декабря 2001 г.: с изм. и доп. на 16 августа 2006 г. (в ред. Федеральных законов от 25.04. 2002 N 41-ФЗ, от 25.07. 2002 N 112-ФЗ, от 30.10. 2002 N 130-ФЗ, от 31.10. 2002 N 133-ФЗ, от 31.12. 2002 N 187-ФЗ, от 30.06. 2003 N 86-ФЗ, от 04.07. 2003 N 94-ФЗ, от 04.07. 2003 N 103-ФЗ, от 11.11. 2003 N 138-ФЗ, от 11.11. 2003 N 144-ФЗ, от 08.12. 2003 N 161-ФЗ, от 08.12. 2003 N 169-ФЗ, от 23.12. 2003 N 185-ФЗ, от 09.05. 2004 N 37-ФЗ, от 26.07. 2004 N 77-ФЗ, от 28.07. 2004 N 93-ФЗ, от 20.08. 2004 N 114-ФЗ, от 20.08. 2004 N 118-ФЗ, от 25.10. 2004 N 126-ФЗ, от 28.12. 2004 N 183-ФЗ, от 28.12. 2004 N 187-ФЗ, от 30.12. 2004 N 211-ФЗ, от 30.12. 2004 N 214-ФЗ, от 30.12. 2004 N 219-ФЗ (ред.21.03. 2005), от 07.03. 2005 N 14-ФЗ, от 07.03. 2005 N 15-ФЗ, от 21.03. 2005 N 19-ФЗ, от 21.03. 2005 N 21-ФЗ, от 22.04. 2005 N 38-ФЗ, от 09.05. 2005 N 45-ФЗ, от 18.06. 2005 N 66-ФЗ, от 02.07. 2005 N 80-ФЗ, от 02.07. 2005 N 82-ФЗ, от 21.07. 2005 N 93-ФЗ, от 21.07. 2005 N 113-ФЗ, от 22.07. 2005 N 120-ФЗ, от 27.09. 2005 N 124-ФЗ, от 05.12. 2005 N 156-ФЗ, от 19.12. 2005 N 161-ФЗ, от 26.12. 2005 N 183-ФЗ, от 27.12. 2005 N 193-ФЗ, от 31.12. 2005 N 199-ФЗ, от 05.01. 2006 N 7-ФЗ, от 05.01. 2006 N 10-ФЗ, от 02.02. 2006 N 19-ФЗ, от 03.03. 2006 N 30-ФЗ, от 16.03. 2006 N 41-ФЗ, от 15.04. 2006 N 47-ФЗ, от 29.04. 2006 N 57-ФЗ, от 08.05. 2006 N 65-ФЗ, от 03.06. 2006 N 73-ФЗ, от 03.06. 2006 N 78-ФЗ, от 03.07. 2006 N 97-ФЗ, от 18.07. 2006 N 111-ФЗ, от 18.07. 2006 N 121-ФЗ, от 26.07. 2006 N 133-ФЗ, от 26.07. 2006 N 134-ФЗ, от 27.07. 2006 N 139-ФЗ, от 27.07. 2006 N 153-ФЗ, от 16.10. 2006 N 160-ФЗ, от 03.11. 2006 N 181-ФЗ, от 03.11. 2006 N 182-ФЗ, от 05.11. 2006 N 189-ФЗ, от 04.12. 2006 N 201-ФЗ, от 04.12. 2006 N 203-ФЗ, от 18.12. 2006 N 232-ФЗ, от 29.12. 2006 N 258-ФЗ, от 29.12. 2006 N 262-ФЗ, от 30.12. 2006 N 266-ФЗ, от 30.12. 2006 N 270-ФЗ, от 09.02. 2007 N 19-ФЗ, от 29.03. 2007 N 39-ФЗ, от 09.04. 2007 N 44-ФЗ, от 09.04. 2007 N 45-ФЗ, от 20.04. 2007 N 54-ФЗ, от 07.05. 2007 N 66-ФЗ, от 10.05. 2007 N 70-ФЗ, от 22.06. 2007 N 116-ФЗ, от 19.07. 2007 N 141-ФЗ, от 24.07. 2007 N 204-ФЗ, от 24.07. 2007 N 210-ФЗ, от 24.07. 2007 N 211-ФЗ, от 24.07. 2007 N 218-ФЗ, от 02.10. 2007 N 225-ФЗ, от 18.10. 2007 N 230-ФЗ, от 08.11. 2007 N 257-ФЗ, от 27.11. 2007 N 273-ФЗ, от 01.12. 2007 N 304-ФЗ, от 06.12. 2007 N 333-ФЗ, от 03.03. 2008 N 21-ФЗ, от 29.04. 2008 N 58-ФЗ, от 13.05. 2008 N 66-ФЗ, от 16.05. 2008 N 74-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07. 2007 N 212-ФЗ) – М.: ОМЕГА – Л, 2006. – 301 с.