29081 (586987), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Анализ приговоров, вынесенных судами Алтайского края, показывает, что студенты ВУЗов г. Барнаула, Бийска, Новосибирска, Кемерово, выезжая летом на каникулы в Казахстан, приобретают там наркотики и перевозят их в основном с водителями-частниками. В связи с этим необходимо проводить разведывательные мероприятия в таксопарках, частных фирмах, занимающихся извозом, с целью получения информации о лицах, перевозящих наркотики, в местах их проживания и связях, как в Казахстане, так и в России. Как представляется, полученная информация окажет помощь сотрудникам правоохранительных органов в выявлении и раскрытии преступлений, связанных с контрабандой наркотиков по методу «от личности виновного – к преступлению», выявлять намерения и связи контрабандистов, обобщать имеющийся положительный опыт борьбы с контрабандой и применять его на практике.
1.6 Криминалистическая характеристика личности контрабандистов
Важнейшим элементом криминалистической характеристики контрабанды наркотиков является личность преступника. Основоположником учения о личности преступника считается Г.Гросс, утверждавший, что невозможно успешное раскрытие преступлений без использования познаний о человеке и необходимым условием точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека как основного материала предварительного следствия. Понятие «личность» характеризуется применительно к определенной области исследования. Хотя проблема личности имеет общезначимый характер, непосредственно касается всего общества, она изучается многими науками, но каждой из них – с позиции своего предмета.
Указывая на личность преступника как важнейший элемент криминалистической характеристики преступлений, В.К. Гавло отмечает, что ее следует изучать как следообразующий объект, источник информации о совершенном преступлении и как средство его раскрытия. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) есть целенаправленная деятельность следователя по установлению определенной совокупности данных, характеризующих подозреваемого (обвиняемого) и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства.
Организационное оформление преступной группы происходит на основе тесной субъективной взаимосвязи и взаимозависимости между ее членами, связанной с преступным опытом. Состав группы постоянен, сплочен, так как его участники объединены одной целью, в группе существует четкая иерархия с распределением ролей в соответствии с технологией подготовки, совершения и сокрытия контрабанды наркотиков. Сплоченность в группе характеризуется руководством одного (лидера) или нескольких его членов (актива, выступающего в роли мозгового центра) над остальными участниками, их подбором и привлечением к совершению контрабанды, подготовкой методов и средств перемещения наркотиков через границы нескольких государств. Высокая степень организованности группы проявляется в наличии тщательно разработанных планов по перемещению наркотиков, с четким распределением функций между участниками группы и порядка их взаимодействия: организаторов, оптовиков, перекупщиков, контрабандистов, сбытчиков.
Формирование преступных групп и их развитие идет от простых типов к более сложным: случайная группа, организованная группа и преступное сообщество, включающее в себя несколько групп, функционирующих самостоятельно в разных регионах России. Одной из основных проблем, влияющих на состояние преступности в Сибирском федеральном округе, является усиление миграции и образование «паутины» этнических диаспор, имеющих сильные позиции в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, драгоценных металлов, краж и контрабанды автомобилей.
Ученые указывают, что в настоящее время можно с уверенностью говорить о выходе на международную арену этнических преступных формирований, а эффективность их преступной деятельности обусловлена тесной связью со страной диаспоры, где они получают поддержку и возможности, имеющиеся в распоряжении местных криминальных структур и организаций. Преступные этнические группировки, занимающиеся контрабандой и сбытом наркотиков в России, в своей деятельности используют ряд защитных естественных механизмов: в общении используются местные диалекты, что снижает эффективность применения подслушивающих устройств и других средств электронного наблюдения. Как правило, таджикские, азербайджанские, цыганские группировки при совершении контрабанды применяют простые приемы, чтобы противостоять сложнейшей технике, которой располагают правоохранительные органы. Кроме этого, в основе преступных организаций лежат семейные и племенные узы, так называемый тейповый интерес, которые существенно затрудняют внедрение сотрудников в преступную среду с целью разработки деятельности групп контрабандистов.
В зависимости от должностного положения выделяют две группы исполнителей контрабанды: физические лица и должностные лица, использующие для совершения преступлений свое служебное положение (работники таможни, погранслужбы, сотрудники МВД в приграничных районах). При совершении контрабанды физическими лицами может действовать как отдельный субъект, так и группа, в там числе организованная.
Для контрабанды в коммерческих целях характерно наличие преступной группы, которая по мере осуществления преступной деятельности становится устойчивой и приобретает черты организованной группы. Характерной особенностью таких групп является их стремление к установлению коррумпированных связей с должностными лицами таможенных органов, погранслужбы и других правоохранительных органов. Так в г. Рубцовске Алтайского края в январе 2005 года выявлена группа сотрудников транспортной милиции, обеспечивавшей «крышу» контрабандистам наркотиков из Казахстана. Такие группы специализируются на совершении контрабанды, имеют сложную внутреннюю структуру, в которую входят контрабандисты и коррумпированные чиновники.
Устойчивые формирования криминального характера консолидируются, вмешиваются во власть и устанавливают свои «законы», на основе которых строятся взаимоотношения внутри группировок. Насаждая свои правила поведения, авторитеты преступной среды, рецидивисты, осуществляют строгий контроль над перевозкой и сбытом наркотиков. Им подчиняются поставщики и сбытчики наркотиков, они диктуют цены на рынках сбыта, тщательно охраняют коррумпированных чиновников, оказывающих помощь в осуществлении безопасности наркобизнеса.
По мнению руководства Госнаркоконтроля в 2004 году особенно отчетливо происходило сращивание наркопреступности с экономической преступностью, проникновение лидеров организованной преступности во властные, государственные и коммерческие структуры, факты легализации (отмывания) денег, нажитых преступным путем. Имеются факты вложения наркоденег в легальную экономику, в основном в Москве, Санкт – Петербурге и Южном федеральном округе, поскольку в незаконном обороте в РФ находится примерно 13-15 млрд. долларов.
Наряду с крупными криминальными организациями, хорошо известными на международном рынке, все чаще стали появляться средние и даже мелкие группировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков. Их деятельность не подменяет, а осуществляется параллельно с отлаженным наркобизнесом по доставке многотонных партий наркотиков практически в любую точку земного шара. Роль мелких криминальных групп и криминальных наркосообществ не так значительна в сравнении с крупными сообществами, поскольку они занимаются транспортировкой небольших партий наркотиков. По данным Всемирной таможенной организации, мелкие партии наркотиков в конечном итоге проникают дальше, чем крупные.
Из Афганистана наркотики переправляются в Таджикистан, Казахстан, Россию следующими категориями лиц:
-
наркокурьерами-одиночками, к которым относятся проводники вагонов, водители междугородних автобусов в приграничной полосе, мелкие «челноки»;
-
наркокурьерами из числа родственников, через представителей диаспоры, которые из Казахстана, Киргизии, Таджикистана приезжают в города Сибири и организуют свою сеть сбыта наркотиков;
-
организованный характер контрабанды наркотиков этническими группировками.
Приведем пример: в марте 2004 года в Астрахани задержаны две семьи азербайджанцев и армян, которые доставляли наркотики из Ирана в Махачкалу паромом. Далее наркотики доставлялись поездом в Астрахань, после чего в Москву и другие города. При обыске частного дома обнаружено и изъято 1кг опия-сырца и 10кг. героина афганского происхождения.
Типовыми признаками организованных преступных групп являются:
-
наличие организаторов, руководителей или руководящего ядра;
-
иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;
-
распределение ролей, которые реализуются при выполнении конкретных заданий или в ролевом, должностном поведении;
-
жесткая дисциплина с подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;
-
система жестких наказаний, вплоть до физического устранения «вероотступников»;
-
финансовая база (общак), для решения общих задач, в том числе на подкуп чиновников – таможенников, пограничников, работников милиции при осуществлении контрабанды наркотиков;
-
сбор информации о выгодных и безопасных направлениях контрабанды наркотиков;
-
нейтрализация и коррумпирование правоохранительных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты;
-
создание структуры защиты от социального контроля.
Организованные преступные сообщества, занимающиеся контрабандой наркотиков, делятся на следующие категории:
1) Организаторы – это лица, которые организуют и руководят деятельностью преступных групп. В этой роли выступают преступные авторитеты, ранее судимые за совершение преступлений, связанные с наркотиками (наркобароны).
Приведем пример: 24 ноября 2004 года в г. Красногорске Московской области при попытке продажи 23кг героина была задержана группа таджиков – членов преступной международной группировки. После этого в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре сотрудниками ФСКН было задержано 25 наркоторговцев. Главарь группировки, бывший работник МВД Таджикистана И. Камолов создал сообщество из земляков-беженцев, проживающих в разных городах России. Из Таджикистана по устойчивым каналам в Россию поступало до полутора тонн наркотиков в квартал, был налажен его сбыт в городах центральной России и Сибири.
Огромные деньги от сбыта наркотиков Камолов и его окружение отмывали легальным способом в Москве и Душанбе: строились рестораны, магазины, особняки, скупалась недвижимость, автозаправочные станции, приобретались дорогостоящие автомашины. С поставщиками-контрабандистами Камолов расплачивался дешевыми российскими «жигулями». По данным Интерпола, летом 2004 года в Москве на праздновании дня рождения Камолова присутствовали высокопоставленные офицеры МВД Таджикистана. Каждому из десяти офицеров было подарено по автомашине ВАЗ – 2107. Деятельность группировки продолжалась в течение нескольких лет благодаря личным связям Камолова в МВД Таджикистана и России, когда несговорчивых конкурентов-контрабандистов он сдавал правоохранительным органам обеих государств, забирая их бизнес под себя.
2) Лица, осуществляющие финансирование деятельности группы (приобретение наркотиков, организация перевозки и т.д.).
3) Лица, обеспечивающие подготовку предметов к перемещению через границу (упаковка предметов контрабанды, их маскировка, погрузка в транспортные средства). Приведем пример: Гражданин Киргизии Лалаза К. согласился на предложение представителя преступной группировки переместить через границу РФ наркотическое средство – героин для последующего сбыта в г. Бийске Алтайского края. Средством перемещения наркотиков была избрана автомашина «Ауди-100», которая была отдана на время перекупщикам наркотиков. На СТО был снят и распаян топливный бак, в него помещен героин весом 11 кг. 760 гр. После этого владельцу была передана автомашина, а также адреса и телефоны, по которым он должен был связаться в Бийске со сбытчиками наркотиков.
4) Лица, обеспечивающие группу транспортными средствами (перевозчики), к которым относятся водители транспортных средств, индивидуальные владельцы или арендаторы транспорта.
5) Лица, отвечающие за безопасность деятельности группы, обеспечивающие защиту от деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в том числе деятельности работников таможни и других служб, а также установление связи с коррумпированными сотрудниками, вступившими в сговор
с контрабандистами. Судебно-следственная практика показывает, что представители других служб (ветеринарной, агрономической и других) оказывают помощь транзитникам при прохождении досмотра и контроля. Поэтому вполне уместно требование Правительства убрать все вспомогательные службы с пограничных и таможенных постов.
6) Перевозчики наркотиков - это чаще всего потребители наркотиков и мелкие сбытчики, но в эту категорию входят и лица, не связанные с оборотом наркотиков, обладающие маршрутными возможностями (водители, работники ж/д, воздушного и речного транспорта), отличительным признаком этих групп является их формирование по земляческому (национальному признаку), что создает дополнительные трудности для раскрытия и расследования их преступной деятельности.
7) Сбытчики - (оптовики, перекупщики, контрабандисты) – лица, совершающие незаконную реализацию наркотических средств. Они различны по социальному положению, возрасту, профессиональным и преступным навыкам. Среди розничных торговцев значительное число женщин (по нашим данным – 51%) и несовершеннолетних (14%), значительную часть (20 %) занимают студенты учебных заведений.
Всех их объединяет негативное отношение к социально полезной деятельности, корыстная мотивация совершаемых преступлений, наличие преступного опыта, в том числе по изготовлению, потреблению и сбыту наркосредств. Особенностью противоправной деятельности сбытчиков наркотиков является ее организованных характер, разветвленность преступных связей, распределение ролей.
В Алтайском крае цыганка Ермакова в г. Рубцовске создала преступное сообщество, привлекла к сбыту опия в особо крупных размерах Еременко, Доронину и Сергеева, которые приобретали, хранили с целью сбыта и сбывали опий в крупном и особо крупном размере.
Суд в приговоре указал, что у цыганской семьи Ермаковых имелся постоянный контрабандный канал поставки наркотиков из Республики Казахстан и Кыргызстан, однако следствие ограничилось только этим выводом, без выяснения организаторов поставки наркотиков.
Начальник отдела УУР УВД майор милиции Евдокимов в Барнауле создал преступную группу в составе 8 человек, с которыми организовал сбыт героина на молодежной дискотеке. К реализации наркотиков привлекались не только гражданские лица, но и оперработники, которые по долгу службы должны были выявлять сбытчиков наркотиков. Изъятые в городе наркотики реализовывались на дискотеке, кроме этого, имелся канал поставки наркотиков из южных республик СНГ.















