29081 (586987), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Иначе устроены люки плацкартного вагона, съемная панель в месте расположения радиоточки открывает вид на трубы большого диаметра. В каждом купе вентиляционный люк открывается в двух местах, на первый взгляд обманчивы его маленькие ниши. Однако на практике имели место случаи, когда оттуда изымали до 60 килограмм наркотических средств.
Место обнаружения контрабанды во всех случаях должно быть зафиксировано в протоколе осмотра, составлена схема с указанием на ней места нахождения тайника или специального хранилища. Схема, подписанная участниками осмотра, приобщается к протоколу осмотра места происшествия.
При осмотре места происшествия по делам о контрабанде наркотиков возникает необходимость изъятия последних в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Изъятие вещественных доказательств должно быть произведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, иначе они могут утратить свое доказательственное значение. При этом необходимо тщательно осмотреть упаковку предмета контрабанды в целях о6наружения следов отпечатков пальцев, или других следов преступления, которые впоследствии также могут иметь доказательственное значение. При изъятии упаковки должны быть соблюдены правила обращения с этими следами.
В ходе осмотра необходимо применять фотосъемку, видеозапись и другие средства фиксации объектов и хода следственного действия. Одним из достоинств видеозаписи является возможность выделения отдельных кадров из видеоряда, изготовления отдельных кадров и составления фототаблиц. Они служат дополнительным приложением к протоколу осмотра места происшествия. Осмотр производится в присутствии двух понятых и свидетелей, а также с участием подозреваемого, если таковой имеется.
Если имеются данные полагать, что на одежде подозреваемого имеются следы наркотических средств, она также изымается и упаковывается отдельно. Для обнаружения следов пальцев рук необходимо использовать помощь эксперта-криминалиста. Так, допрошенный в ходе предварительного следствия в присутствии защитника проводник вагона Булатов, после ознакомления с заключением эксперта по смывам с рук, пояснил, что когда пограничник разрезал один из пакетов, он взял небольшую щепотку содержимого пакета, понюхал и положил обратно. В судебном заседании Булатов пояснил, что следы от наркотиков на руках могли быть от кочерги, которую он приносил по просьбе пограничников для того, чтобы достать пакеты с наркотиками и уносил обратно. Допрошенные в суде свидетели – сотрудники милиции, таможенники и пограничники, понятые утверждали, что проводник вагона к изъятым пакетам не подходил, содержимого пакета не брал, кочергу не приносил. Доводы Булатова о том, что он дал показания сотрудникам милиции под психическим и физическим воздействиями, суд посчитал неубедительными.
Обнаруженные в ходе задержания и обыска предметы и вещи следователь упаковывает, каждый предмет - в отдельную тару, а жидкие предметы - в стеклянную посуду с плотной пробкой, залитой сургучом, воском или парафином. Упаковки опечатывают, скрепляют подписями понятых, следователя и задержанных лиц. Понятые должны видеть все места, где обнаружены наркотические вещества, наблюдать за порядком их изъятия и упаковки.
Как правило, контрабандисты и наркоманы в ходе предварительного и судебного следствия и судебных заседаний утверждают, что наркотики им подложили, подбросили работники милиции. В связи с этим необходим тщательный инструктаж понятых, и сразу после изъятия наркотиков необходимо допросить понятых, а лучше всего зафиксировать процесс изъятия на видеокассету.
Так, например, в ходе следствия Назаралиев вину в сбыте наркотиков не признал, указал, что наркотики подбросили работники милиции. При обыске его квартиры было изъято 13,4 гр. героина, расфасованного в пакеты из полиэтилена. Следователь в ходе обыска обнаружил и изъял полиэтиленовый пакет с разрезанными из него полосками. По заключению экспертизы, ранее отдельно изъятые пакеты из полиэтилена составляли одно целое, что позволило наряду с другими доказательствами, изобличить наркодельца в сбыте наркотиков.
При производстве этих следственных действий участие специалистов обязательно, особенно в том случае, если обнаружено большое количество различных предметов. Оформляется осмотр протоколом осмотра места происшествия, который должен быть процессуально грамотно оформлен, с соблюдением требований ст. ст.176- 180 УПК РФ.
В заключение следует отметить, что осмотр места происшествия по делам о контрабанде наркотических средств является одним из первоначальных следственных действий, которое производится, как правило, до возбуждения уголовного дела и требует от следователя максимум внимания и усилий для выявления следов преступления, от полноты и объективности которых зависит дальнейшее производство расследования.
3.2 Особенности проведения допросов подозреваемых (обвиняемых)
Допрос - самое распространенное из всех следственных действий. Большой вклад в формирование и совершенствование тактических и психологических основ допроса внесли ученые А.Н. Васильев, О.Я. Баев, А.В. Дулов, Г.Г. Доспулов, Л.М. Карнеева, И. Кертес, В.С. Комарков, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, А.Б. Соловьев, Л.Б. Филонов. Благодаря их исследованиям значительно расширилась научно – техническая база допроса, сформировались его теоретические основы, повысилась научная обоснованность рекомендаций прикладного характера. В литературе имеется несколько точек зрения относительно задач допроса. Обращаясь к задачам допроса, Н.И. Порубов отмечает, что «допрашивая то или иное лицо, следователь ставит перед собой цель, получить от допрашиваемого правдивые показания, объективно отражающие фактические обстоятельства дела, получить такие показания, которые бы оказали помощь в проверке показаний ранее допрошенных». А.Н. Васильев выделял главную задачу допроса, заключающуюся в получении сведений о расследуемом событии, и частные задачи, конкретизирующие главную. Как представляется, именно в получении полных и достоверных показаний состоит криминалистическое значение допроса, и общие задачи допроса должны нацеливать следователя на активную подготовку допроса и на изучение личности допрашиваемого.
Тактически воздействуя на данный объект вербальными и другими доступными способами, вступая с ним в контакт и информационное взаимодействие в ходе допроса, следователь исходит из задачи получения от него как можно полной и достоверной информации по конкретному обстоятельству уголовного дела.
Допрос подозреваемого должен проводиться в соответствии c ст. 187 УПК РФ немедленно после задержания, а в исключительных случаях - не позднее 24 часов.
Данное положение закона является обоснованным и с тактической точки зрения. В случаях задержания подозреваемого с поличным при попытке переместить наркотики через таможенную границу его допрос целесообразно произвести безотлагательно, чтобы в полной мере использовать неподготовленность этого лица к оказанию противодействия следователю.
Предмет первого допроса определяется в зависимости от обстоятельств задержания, характера наркотического вещества, обнаруженного у подозреваемого, его количества, способов незаконного перемещения и других моментов. В первую очередь, могут выясняться вопросы, касающиеся самого факта обнаружения предметов контрабанды, источников их приобретения, выявления других участников организованной преступной группы, в том числе за границей, приемов и способов сокрытия наркотиков, каналов их сбыта, связей подозреваемого с работниками таможенных, транспортных и других органов, с помощью которых осуществлялась контрабанда.
Важно тщательно подготовиться к проведению допроса подозреваемых (обвиняемых), особенно в случаях совершения контрабанды наркотиков группой лиц. При этом необходимо ознакомиться с имеющейся по делу оперативной информацией. Изучить, насколько позволяет время и возможности, личности задержанных, оценить их психологическое состояние, роль в совершении преступления, на основании этого определить очередность их допроса, найти «слабое звено» в группе, определить какие доказательства устанавливают виновность подозреваемых, оценить их, определить обстоятельства совершения преступления, подлежащие установлению и доказыванию, вопросы, которые требуется задать допрашиваемым.
Не рекомендуется начинать допрос с предложения рассказать все, что известно или с вопроса: «Каким образом наркотик оказался на месте его обнаружения?». Вопросы следует формулировать так, чтобы исключить абстрактные ответы. При допросе должна применяться наступательная тактика и осуществляться быстрая аналитическая обработка полученных ответов.
Последовательность, в которой задаются вопросы допрашиваемому, во многом зависит от его личности. Иногда целесообразно начать допрос с выяснения факта совершения контрабанды. При этом необходимо задавать следующие вопросы:
-
где и каким образом был приобретено наркотическое средство?
-
кем, когда и где были изготовлены тайники, обнаруженные в транспортном средстве?
-
кто осуществлял погрузку предмета контрабанды в транспортное средство?
-
в каких целях перемещалась контрабанда через границу?
-
куда должна была быть доставлена контрабандная партия наркотиков, и кто должен был ее принять?
-
имеются ли среди связей работники правоохранительных органов?
Допрос должен начинаться с вопросов, подводящих к факту совершения преступления, например:
-
где и от кого подозреваемый узнал о возможных способах хранения, маскировки и транспортировки наркотиков, при перемещении последних через таможенную границу РФ?
-
почему подозреваемый выбрал для контрабанды именно этот вид наркотика?
-
пересекал ли он ранее таможенную границу РФ, если да, то когда, в какую страну направлялся и в каких целях?
Первоначальный допрос всех подозреваемых, даже если организована следственная группа, следует проводить одному следователю, так как важно аккумулировать полученную информацию, чтобы использовать ее при последующих допросах других лиц. Необходимо помнить, что контрабанда квалифицируется как преступление, совершенное организованной группой лиц только в том случае, если умысел на совершение преступных действий был един для всех участников группы. Этот вопрос нужно выяснять при проведении допросов и других следственных действиях.
Анализ практики изучения уголовных дел показывает, что контрабанду наркотиков в основном совершают лица иностранного государства – 90 %, из которых - 10%, как правило, не владеют русским языком, остальные владеют очень слабо. В этой ситуации следователь перед производством допроса обязан выяснить у допрашиваемого, владеет ли он русским языком, и в какой степени; желает ли он давать показания на родном языке или языке, которым владеет, нуждается ли в услугах переводчика, и в случае такой необходимости предоставлять ему последнего.
Изучение судебно-следственной практики показывает, что нередко это обстоятельство подсудимые используют в суде с целью противодействия судебному следствию. Поэтому следователь должен учитывать эту ситуацию с точки зрения судебной перспективы и привлечь к проведению допросов переводчиков.
В соответствии с ч.5 ст.164 УПК РФ, следователь до начала допроса должен разъяснить права подозреваемого, в том числе право подозреваемого предусмотренное п. 3 ч. 4 ст.46 УПК РФ пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела - в определенных уголовно-процессуальным законом случаях, а также с момента фактического задержания подозреваемого, и кроме то, иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса. Отказ подозреваемого от адвоката необходимо оформлять в письменной форме, в протоколе следственного действия. В противном случае, подозреваемый (обвиняемый) впоследствии, отрицая вину в содеянном, может давать показания, противоречащие первоначальным, ссылаясь на то, что последние были получены с нарушением его права на защиту или путем физического, психического принуждения со стороны правоохранительных органов.
Так, подсудимый Абышкаев А.Т виновным себя в совершении преступлений предусмотренных ст.188 1.1.2, ст.228 1.1.4 признал частично, пояснил, что является помощником проводника в вагоне № 6 поезда № 186 сообщением «Бишкек – Новокузнецк». В ночь на 17.04.2002 года он ночевал в вагоне, к нему подошла женщина по имени Мадина, попросила перевезти в г. Новокузнецк пакет с лекарственными средствами, который по прибытию в город он должен был отдать ранее незнакомой Матаевой по ее просьбе. Он спрятал пакет с лекарственными средствами в люк расположенный в купе проводников, никому про него не сказав. По прибытии в г. Рубцовск его задержали сотрудники таможни, которые обнаружили в люке наркотики. Свою вину он признает частично, так как не знал, что в пакете находятся наркотики.
В ходе предварительного следствия он давал признательные показания, так как к нему применяли насилие работник милиции Ферапонтов и другие работники милиции, фамилии которых ему не известны. Суд в приговоре указал, что непризнанию вины подсудимым суд расценил как одно из средств его защиты, с целью избежать уголовной ответственности и не понести наказания.
При расследовании преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, следователю приходится сталкиваться с различными следственными ситуациями. В каждой конкретной следственной ситуации следователь
должен планировать универсальную тактику допроса применительно для данного времени, места и лица, в целом стремиться к получению достоверных и полных сведений о совершенном преступлении, для достижения задач уголовного судопроизводства.















