20384 (586430), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Дисциплинарная ответственность военнослужащих может наступать лишь при наличии правового и фактического оснований.
Правовым основанием дисциплинарной ответственности военнослужащих являются нормы Федерального закона “О статусе военнослужащих”, Дисциплинарного устава и иных нормативных правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих.
Фактическим основанием привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности является совершение воинского дисциплинарного проступка, то есть виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего воинскую дисциплину или общественный порядок, за совершение которого военнослужащий подлежит наказанию в служебном порядке властью командира (начальника).
Воинский дисциплинарный проступок обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью (Приложение 8).
1. Общественная опасность дисциплинарного проступка состоит в том, что он реально причиняет или может причинить вред воинской дисциплине или общественному порядку. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.
2. Дисциплинарный проступок - это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Дисциплинарная ответственность установлена за нарушения норм как военного права, регулирующих воинскую дисциплину, так и административного права, устанавливающие
правила поведения в общественных местах.
3. Дисциплинарное правонарушение - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
4. Наказуемость заключается в том, что за совершение дисциплинарного проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисциплинарным уставом.
Таким образом, воинский дисциплинарный проступок можно определить как общественно опасное, противоправное и виновное нарушение военнослужащим требований воинской дисциплины или общественного порядка, установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными актами, за совершение которого может быть наложено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисциплинарным уставом.
Дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опасностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности как преступник. При наличии в деянии военнослужащего признаков преступления, виновный привлекается к уголовной ответственности. Вместе с тем, военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление, не освобождается от уголовной ответственности.
Воинский дисциплинарный проступок включает в себя общие элементы, характерные для любого правонарушения (объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона). Эти элементы в совокупности образуют состав воинского дисциплинарного проступка. При отсутствии хотя бы одного из них, воинский дисциплинарный проступок отсутствует, и, следовательно, военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий, под которым понимаются меры воздействия, закрепленные в Дисциплинарном уставе. Дисциплинарное взыскание является не только мерой принуждения, но и побуждения к сознательному исполнению воинского долга, а также мерой предупредительного воздействия на нарушителя и на других военнослужащих.
Применение дисциплинарных взысканий играет важную роль среди мер укрепления воинской дисциплины. Дисциплинарные взыскания применяются в том случае, если командир (начальник) пришел к выводу, что принятых мер, основанных на методе убеждения, недостаточно, и они не дают результата.
Основанием для применения дисциплинарных взысканий является совершение военнослужащим нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть его дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое, взыскание, как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих, должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины совершившего его военнослужащего.
В соответствии с пунктом 49 Дисциплинарного устава в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка, проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих, а также товарищеским судом чести офицеров, прапорщиков и мичманов0. При этом, принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за тот же проступок дисциплинарное взыскание запрещается.
Все дисциплинарные взыскания представляют собой систему, включающую в себя различные по своему характеру и тяжести меры дисциплинарного воздействия. Эта система дифференцирована применительно к категориям военнослужащих и обеспечивает возможность индивидуального подхода при определении наказания, применяемого к конкретному военнослужащему.
Привлекать военнослужащих к дисциплинарной ответственности могут лишь прямые начальники, которые пользуются в отношении них дисциплинарными правами. Однако в особых случаях привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется начальниками гарнизонов, старшими морскими начальниками и военными комендантами гарнизонов, которые могут налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих гарнизона или временно остановившихся в гарнизоне в следующих случаях: когда проступок касается нарушения правил несения гарнизонной или караульной службы; когда совершено нарушение воинской дисциплины или общественного порядка вне части; когда проступок совершен при нахождении в командировке, отпуске или при содержании на гауптвахте гарнизона.
На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе, соответствующие воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о наложении взыскания.
Для применения мер дисциплинарного воздействия воинские должностные лица наделяются дисциплинарной властью, под которой понимается совокупность прав и обязанностей по применению мер поощрения к военнослужащим, добросовестно выполняющим служебные обязанности, а также мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений воинской дисциплины и предусматривающих дисциплинарное воздействие на лиц, их совершивших.
Административная ответственность на общих основаниях наступает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами0.
Согласно статье 2.5. КоАП РФ “военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами”0. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа”.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
И так, несмотря на кажущуюся определённость в вопросах административной ответственности военнослужащих, законодательство в этой сфере ещё далеко не совершенно. Так уже больше года прошло со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Новый Кодекс апробируется жизнью, появляется судебная практика, однако в системе российского законодательства об административной ответственности, и особенно об административной ответственности военнослужащих, до сих пор нет конкретики.
Так, согласно ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Эта же статья дает исчерпывающий перечень административных правонарушений, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях.
Таким образом, за совершение административных правонарушений, не указанных в ст.2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно: совершенно другой процессуальный порядок - дисциплинарное производство, другие санкции - дисциплинарные взыскания.
В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ) такая соразмерность не предусмотрена. Дисциплинарное взыскание налагается по усмотрению командира (начальника) с учетом различных факторов, таких как наличие и степень вины правонарушителя, причины и условия, способствовавшие совершению проступка, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность и т.п0.
Формулировки ДУ ВС РФ весьма расплывчаты, в них нет конкретного указания, как командир (начальник), налагающий взыскание, должен учитывать названные факторы, нет критериев, по которым можно определить, какое дисциплинарное взыскание по тяжести соразмерно совершенному административному правонарушению. В отличие от административного в дисциплинарном производстве выбор санкции, применяемой к правонарушителю, прямо не ограничен тяжестью правонарушения, как это сделано Особенной частью КоАП РФ, и будет определяться субъективным мнением командира (начальника), налагающего взыскание, в зависимости от объема его дисциплинарной власти и воинского звания правонарушителя.
Кроме того, ДУ ВС РФ не содержит понятия и форм вины. На практике при назначении взыскания за административное правонарушение командир (начальник) военнослужащего-правонарушителя, устанавливая наличие и форму вины, как правило, будет руководствоваться бытовым представлением о вине, а не юридическим, что может привести к необоснованному наложению взыскания. Также на субъективное мнение командира (начальника) при наложении взыскания могут повлиять личные взаимоотношения с подчиненным-правонарушителем, что практически исключено в административном производстве.
В результате за одно и то же административное правонарушение к гражданскому лицу может быть применено устное предупреждение, а к военнослужащему, например, предупреждение о неполном служебном соответствии, или же наоборот, за наиболее тяжкое административное правонарушение к гражданскому лицу может быть применен арест, а в отношении военнослужащего командир (начальник) может ограничиться напоминанием и не наложить взыскания вообще.
Полномочия должностных лиц по применению этих мер закреплены в КоАП РФ, как правило, в отношении правонарушителей вообще. Военнослужащие же как специальные субъекты этих мер не выделяются.
Возникает вопрос, могут ли применяться эти меры к военнослужащим в случае совершения правонарушений, ответственность за которые для них наступает в соответствии с ДУ ВС РФ? Прямого ответа на этот вопрос КоАП РФ не дает. С одной стороны, эти меры применяются ко всем гражданам и военнослужащие не составляют исключения. С другой стороны, в соответствии со ст.2.5 КоАП РФ в таких случаях к военнослужащим должны применяться меры обеспечения не административного, а дисциплинарного производства. Действующим ДУ ВС РФ не предусмотрены ни соответствующие меры, ни должностные лица, уполномоченные такие меры применять.
Однако некоторые воинские должностные лица наделены полномочиями, несколько схожими с полномочиями, предусмотренными КоАП РФ. Это гарнизонный наряд, который в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации назначается для “...поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах и в других общественных местах гарнизона, а также для соблюдения правил дорожного движения водителями (механиками-водителями) транспортных средств воинских частей...”0. Объем полномочий должностных лиц гарнизонного наряда не мал - вплоть до применения оружия, однако Устав гарнизонной и караульной служб опять же не содержит прямых указаний о том, кто, в каком порядке и какие меры может применять к военнослужащим, совершившим административные правонарушения. Лишь несколько статей КоАП РФ прямо предусматривают возможность применения инспекторами ВАИ0 таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Но этого явно недостаточно.
Как специальные субъекты административной ответственности в КоАП РФ выделяются должностные лица. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности “в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”. В примечании к статье дается понятие должностного лица.