143321 (579815), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».
Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.
Проблемы семей в странах СНГ
Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влия-ние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что "неравно-правное положение института семьи среди других социальных институтов при-вело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества"(1). Эти тенденции особенно усили-лись в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия"(2).С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.
Так, если в Бурятии на 1000 чел. населения было заключено в 1960г.12,2 браков, в 1980г. - 10,8, то в 1997г. только 5,2. В эти же годы количество разводов составляло 1,9; 2,9 и 2,5. Основными причинами разводов как свидетельствуют исследования в Бурятии являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В це-лом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.
Как показали результаты микропереписи населения Бурятии 1994г. нико-гда не состояли в браке в возрасте 25 - 29 лет 16,3% женщин и 24,3% мужчин. Конечно, сокращение числа браков, рост количества одиноких людей объясняются не только ростом престижа одиночно - холостяцкой независимости, но и (возможно в первую очередь) резким падением в 90-е годы жизненного уровня населения и другими обстоятельствами.
Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состо-ит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. Эти тенден-ции присущи и демографической ситуации, сложившейся в Бурятии. Здесь в 1990г. в расчёте на 1000 чел. населения рождалось 18,2 чел., в 1999г. - только 11,0. Если в 1990г. на каждую тысячу женщин в возрасте 15 - 49 лет приходилось в среднем 74,8 родившихся, то 1999г. - 40,0.
Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся снижением жизненного уровня населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для большинства населения усугубил ситуацию и со смертностью детей. В 1999г. в Бурятии на каждую 1000 родившихся приходилось 18,7 умерших детей в возрасте до 1 года (в среднем в России за 1999г. - 16,9).
С начала 1993г. впервые за все послевоенные годы отмечается снижение численности населения Бурятии. С 1993 по 1999гг. потери населения за счёт естественной убыли и оттока составили 24,6 тысяч чел.
Как среди русского, так и среди бурятского населения происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными. Так, если в 1970г. русская городская семья состояла из 3,6 чел., сельская - из 4,1, то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 3,3 и 3,8 чел. Бурятская городская семья в 1970г.насчитывала 4,0 чел., сельская - 4,7, в 2000г. - 3,8 и 4,0. Расчёты специалистов показывают, что ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численно-сти населения в России сохраниться. По последним прогнозам ООН (1998г.) к 2050г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн. чел., согласно же худшему варианту - 102,5 млн.
Всё более острой становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.
Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По данным социологических опросов, проведённых в нашей республике (2000г.), прибегают к использованию физического насилия родители как город-ских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.
При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.
Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.
Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.
Москва, 4 февраля, Благовест-инфо
Теме духовного и нравственного кризиса, сохранения и поддержки традиционной семьи было посвящено первое пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), которое состоялось 4 февраля в гостинице «Даниловская». ХМКК, организованный по инициативе Русской Православной Церкви в 1993 году, недавно возобновил свою работу после длительного перерыва. Тема «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества» оказалась одинаково близкой для представителей РПЦ, Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и ряда крупнейших протестантских деноминаций России.
Заседание возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Виталий Власенко.
Как отметил митрополит Иларион, главным итогом встречи стало полное «единодушие, единомыслие и единогласие» участников в выражении тревоги о нравственном состоянии современного общества и в желании «совместно отстаивать основополагающие истины христианского вероучения». Как отмечается в Декларации, принятой на заседании, «не игнорируя наши различия и не собираясь идти на вероучительные компромиссы, мы намерены совместно защищать то, в чем мы имеем согласие – веру в Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди».
В своем приветствии в адрес участников пленарного заседания ХМКК Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость общего христианского свидетельства о неизменности традиционных семейных ценностей «в склонном к нравственному релятивизму обществе, где институт брака подвергается серьезной переоценке». «Мы, христиане различных конфессий, призваны исповедовать незыблемость евангельских норм о святости брачного союза мужчины и женщины, который апостол уподобляет союзу Христа и Его Церкви», -- говорится в послании. По словам предстоятеля РПЦ, участники межхристианского диалога могут сформировать «общую позицию христианских церквей по развитию светского семейного законодательства», а также «внести важный вклад в общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральные ориентиры, основанные на Священном Писании».
Обращаясь к участникам встречи с вступительным словом, митрополит Иларион отметил, что современная проблематика семьи включает множество вопросов: это и разводы, брошенные дети и старики, и аборты, и рост числа самоубийств, комплекс проблем биомедицинской этики – эвтаназия, клонирование, использование человеческих эмбрионов и т.д. «Достойно сожаления то, что эти явления нередко объявляются допустимыми в ряде христианских сообществ и даже приветствуются отдельными лидерами некоторых христианских церквей. Сегодня настало время отказаться от политкорректного молчания и с дерзновением заявить о недопустимости пересмотра традиционных норм христианской нравственности под предлогом быть открытым к нуждам и потребностям современного человека», -- сказал глава ОВЦС.
Сопредседатель ХМКК архиепископ Паоло Пецци согласен, что в ряде стран Европы законотворчество по вопросам семьи: легализация абортов, эвтаназии, «гиперпокровительство альтернативным формам брака» – все это «еще больше разрушает традиционные общественные устои» и обязывает христиан к совместному поиску путей выхода из кризиса.
«В настоящее время христиане всех конфессий должны «едиными устами» заявить о непреходящих христианских ценностях. В противном случае нас ожидает то, что постигло многие древние цивилизации», – присоединился к коллегам сопредседатель ХМКК Виталий Власенко. Он подчеркнул необходимость «развенчать секулярный миф о семье» и заново вернуться к христианскому осмыслению роли отца, матери и детей в семье.
Далее фундаментальный доклад о библейском понимании семьи сделал доктор богословия, пастор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Василий Витюк. «Церковь должна встать на защиту библейского понимания семьи», – сказал он, добавив, что для того, чтобы «семья стала местом спасения, ее саму надо спасать».