118433 (577384), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Крепостные крестьяне не могли противостоять господам. Стальное вооружение было им недоступно, оно стоило слишком дорого.
Таким образом, господствующий класс - феодалы - был в достаточной степени силен и хорошо вооружен, для того чтобы подавлять крестьянские восстания и наказывать крепостных за малейшее неповиновение.
В раннее средневековье каждый сеньор в своей вотчине легко мог заставить крестьян работать на себя. Поэтому феодалы не нуждались в верховной королевской власти. И хотя во главе феодалов стояли их главные сеньоры - короли (в Германии их зазывали императорами), феодалы фактически не подчинялись им, считали себя независимыми государями.
Французский король боялся выехать за пределы своей столицы Парижа, опасаясь, что на него нападут соседние феодалы.
Богатство и сила феодалов зависели от количества принадлежавших им крестьян, поэтому каждый феодал всячески старался захватить их у соседа.
Феодалы вели непрестанные войны друг с другом в, стараясь ослабить недругов, разоряли их крестьян, жгли деревни, угоняли скот, вытаптывали посевы.
Но как ни медленно, а все же жизнь шла вперед. Развивалась техника, появлялись новые ремесла. Возникали новые и росли старые города.
В некоторых городах развивались такие производства, которые получили известность далеко за их пределами, например изготовление шерстяных и суконных тканей. Купцы скупали эти изделия и развозили по всей стране и даже вывозили в чужие страны.
Город был многолюднее деревни. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Но полностью обезопасить свою торговлю и промыслы от произвола феодалов они сами не могли. Зато горожане скоро нашли себе союзника, который помог им установить относительный порядок в стране. Этим союзником оказалась королевская власть. Горожане уже давно заметили, что в странах, где в те времена власть короля была сильнее, было больше порядка.
Короли старались подчинить себе феодалов, не позволяли им вести междоусобные войны, грабить деревни и города. Поэтому в средние века горожане видели в короле своего заступника. Они всячески содействовали королю: давали ему деньги, содержали его военные отряды и создавали для него ополчения.
Пользуясь помощью горожан, короли расширяли свои владения за счет крупных феодалов, превращали последних в послушных подданных и таким путем постепенно приводили к повиновению целую страну, которая становилась большим объединенным государством.
Таким образом, в течение XII - XV столетий возникли крупнейшие европейские государства - Англия, Франция, Испания и Скандинавские государства.
Это и были так называемые сословные монархии. Каждый человек в государстве принадлежал к какому-либо сословию, т. е. группе людей, объединявшихся общностью экономического и правового положения. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и третье сословие, к которому причислялось подавляющее большинство населения - купцы, ремесленники и крестьяне. Первые два привилегированных сословия составляли господствующий класс: из их рядов выходили государственные деятели, военачальники, придворные, в их руках находилось управление как в центре, в королевской столице, так и на местах.
Собираясь объявить войну или ввести новые налоги, король созывал представителей всех сословий, чтобы заручиться их согласием и поддержкой. Такие собрания мы называем теперь сословно-представительными учреждениями: в Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии -рейхстаг, в России - земский собор. Особенно силен был английский парламент: король не имел права собирать налоги, объявлять войну без его согласия. В большинстве других стран сословно-представительные учреждения имели меньшую власть, а к концу средних веков, когда королевская власть усилилась, короли и вовсе перестали их созывать и начали править самодержавно. Таким образом, сословная монархия превратилась в неограниченную, или абсолютную, монархию.
Лютер и Мюнцер
Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» - соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».
Лютер провозгласил, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.
Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»
В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую на смену католической, называли лютеранской.
Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем сохранялся прежний гнет князей и дворян, крепостное право оставалось таким же жестоким.
Уже с конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Союза бедного Конрада».
Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления бедноты в деревнях и городах. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи.
Народное возмущение вылилось в великую Крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии и явилась одним из крупнейших революционных событий в ее истории.
В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований - «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти господ, а лишь ограничения их произвола в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные нужды и на жалованье священнику.
Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Когда же крестьяне взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними.
Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего крестьянства стал Томас Мюнцер (1493 - 1525). «Если, - заявил он, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Мюнцер стремился превратить реформацию в народную революцию. В то время не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.
Мюнцер опирался на крестьянскую бедноту и тогдашний пролетариат: ткачей, рудокопов, подмастерьев. Он выдвинул антифеодальную революционную программу. В своем «Письме тезисах» он требовал уничтожения всех замков и монастырей, поголовного вступления всех работоспособных в «Христианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеядцев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона.
Несмотря на общий численный перевес восставших крестьян, они оказывались в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения.
Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами. Он и его соратники погибли. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений.
В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской церкви.
Кальвин и его учение
Одним из крупнейших деятелей реформации был Жан Кальвин. Покинув Францию, где протестантов жестоко преследовали, он в 1536 г. обосновался в швейцарском городе Женеве, ставшем центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог еще до сотворения мира одних людей предназначил к «спасению», т. е. к райскому блаженству, а других к «погибели» — мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.
Таким образом, выходило, что человек достигает богатства лишь в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что верующий не должен осуждать богача, жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом. Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.
От каждого Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом: «Молись и работай!» Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Их зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище пуритан (от латинского «пурус» - чистый) - ревнителей чистой жизни.
Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С девяти часов вечера во всех окнах гас свет, никто не смел, появляться на улицах. Если при обыске в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый облик которого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей.
Жестокая кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение Кальвина в покорной ему Женеве. Жан Кальвин ясно понял и отразил в своем учении стремление и интересы богачей XVI в. купцов, банкиров, организаторов мануфактур, которые сколачивали свои состояния, используя все средства наживы, разрушая цехи и гильдии, разоряя тысячи мелких ремесленников и торговцев.
Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, и разъяснял, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Таким образом, в XVI и XVII вв. передовые силы формирующейся европейской буржуазии нашли в своей борьбе против феодализма могучее идейное оружие в кальвинистской реформации. Под ее знаменем буржуазия одержала победу в двух революциях; нидерландской революции XVI в. и Английской буржуазной революции середины XVII в.