58322 (572809), страница 6
Текст из файла (страница 6)
3. - и последний 7-и летний поход (1398-1404).
Встреча Тимура с Баязидом принадлежит к числу великих событий всеобщей истории. Оба они носили один и тот же тип восточного завоевателя. Но Баязид коснулся европейской цивилизации и принял от нее влияние. Он думал об основании крепкого, имеющего прочные основания государства. Еще до начала войны, между Тимуром и Баязидом завязалась интересная переписка, где были использованы все возможные в восточной дипломатии изощренные формы ругательства.
Первый город Баязида, на который пали удары Тимура, был Сиваш, взятый после довольно долгой осады, при которой показали свое искусство монгольские военные инженеры. В этом отношении Тимур был великий человек, истинный художник. В его войске было несравненно более порядка чем в войске Баязида, он ввел разделение на полки, ввел однообразие одежды и многое другое, что впоследствии вошло в употребление у европейских народов. Сиваш пал перед военным искусством монголов. Затем на полях вблизи Анкары сошлись лицом к лицу Баязид и Тимур. Произошла одна из величайших битв, о которых помнит история. В деле было около миллиона ратников пришедших со всей Азии. В войске Баязид находилось 20000 сербов-христиан, которые составляли лучшую часть, за ними стояли янычары набранные из пленных христианских детей, и уже за янычарами следовали настоящие турки. Но Баязид был разбит наголову. Кстати, есть какое-то мрачное и поэтическое величие в рассказе о свидании Тимура с Баязидом. Тимур принял его сидя на ковре. "Велик Господь, сказал он,- даровавший полмира мне, хромцу и полмира тебе больному; ты видишь как мало в глазах Господа земное величие". Тимур не оскорблял своего пленного. И хотя по рассказам более поздних писателей и Ибн Арабшаха значит то, что Тимур заключил его в клетку, это неправда. Напротив, мы имеем верные доказательства того, что Тимур, до конца жизни своего военнопленного, обращался с ним по должному.
Тимур как дипломат - или Тимур и Запад.
В конце XIV в. молодая Османская империя одержала в Европе ряд побед, подчиняя себе Сербию и Болгарию. Турки угрожали Венгрии и в 1396 г. нанесли поражение рыцарям Западной Европы. Теперь у них на очереди стояла одна задача - сокрушить одряхлевшую Византию и овладеть ее столицей Константинополем. Но международная обстановка вскоре резко изменилась и под угрозу было поставлено само существование самой Османской империи. Опаснейшим соперником турецкого султана Баязида в Малой Азии явился Тимур (Тамерлан). Здесь столкнулись интересы двух завоевателей - Тимура, бывшего в то время в зените военной мощи, и Баязида, перед которым трепетали правители Западной Европы.
Решению Тимура начать борьбу с турками, помимо отказа Баязида выполнить его требования, содействовали также призывы о помощи со стороны государств Запада. До нас дошло письмо Тимура к Иоанну Палеологу, наместника Византийского императора в Константинополе. Это письмо, подлинность которого не вызывает сомнения, было составлено на таджикском языке, но сохранилось несколько в искаженном итальянском переводе. Из письма видно, что Тимур, уже выступивший против Баязида, требовал от императора Трапезунта, где находились послы Тимура, морских подкреплений в виде 20 кораблей. Из письма далее следует, что Тимур в переговорах с Баязидом требовал от него возмещения нанесенного Византии ущерба и возвращения отнятых у нее областей. От наместника Византийского императора Тимур требовал выполнения договора, который судя по письму, состоял в том, что наместник должен взять 20 кораблей и прибыть с ними в Трапезунт. Однако после Анкарской битвы, отсрочившей падение Византии, Трапезунтский император Мануил не выполнил договора и открыто помогал разбитым туркам, а у Тимура не было флота, чтобы отомстить Мануилу.
Об обмене официальными посольствами между Тимуром и французским королем Карлом VI можно заключить, что и до этого письма Тимура Карлу VI между ними велась переписка. Из этой переписки видно что предложение французского короля не были отвергнуты Тимуром и что Карл VI встретил со стороны Тимура поддержку в его восточной политике. До нас дошло только одно послание Тимура Карлу VI, подлинность которого не вызывает сомнения уже по одному тому, что в двух местах была поставлена печать Тимура. Факсимиле этого письма было издано в Бомбее в 1928г. в сборнике статей иранского востоковеда Мирзы Мухаммедхана Кзвини. Письмо датировано 1 августа 1402 г. Следовательно оно было отправлено почти тотчас же после разгрома турок при Анкаре. однако Тимур ни словом не обмолвился в этом письме о блестящей победе над турками. Трудно допустить что Тимур не сообщил бы Карлу VI о своей победе над их общим врагом. Молчанию Тимура можно дать такое объяснение: по всей вероятности, это письмо было заготовлено до анкарского сражения а датировано и отправлено после него.
Далее, если рассматривать письма Тимура к английскому королю Генриху IV, то можно сделать вывод что в посланиях к английскому королю есть много общего по отношению к посланиям французскому королю. Там также просилось об установление взаимных торговых и культурных контактов о беспошлинной торговле и т. д. Таким образом Тимур был не только великим правителем, полководцем но и искусным дипломатом, где с традиционно восточной мудростью он вел переговоры.
Заключение.
К концу жизни Тимура созданная им путем бесконечных войн держава включала, кроме Мавераннахра, Туркестана (Южный Казахстан) и Хорезма, территории Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Зимой 1404—1405 гг. Тимур вновь выступил в направлении Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре.
Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремёсел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников. Правление Тимура сыграло отрицательную роль для самих народов Средней Азии, ибо все эфемерные успехи Тимура достигались за счёт утверждения режима бесправия в Мавераннахре и нищеты в покорённых странах.
Сам Тимур похоронен в городе Самарканде, в мавзолее Гур-Эмир, который находится возле небольшого пруда на площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназначался для погребения Мухамеда Султана — любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его сыновья и другой внук — великий средневековый ученый Улугбек, при котором мавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый купол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустацией из слоновой кости ведут в парадный зал. Лучи солнца, прорываясь сквозь мраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилы находятся внизу — в подземелье.
Список использованной литературы.
-
Уложение Тимура, Т.,"Чулпон", 1992г.
-
Хильда Хукхэм, "Властитель семи созвездий", Т., "Адолат", 1994г.
-
История народов Узбекистана, Т., 1992г.
-
Детская Историческая Энциклопедия, М., 1978г.
-
Ибн Арабшах "Тамерлан"
-
Низамиддин Шами, "Зафар-наме"
-
С.П. Толстов, "Древний Хорезм", М.,1948г.
-
И. Муминов "Роль и место Амира Тимура в истории Средней Азии", Т., 1993г.
9. http://www.stranymira.msk.ruш
10. http://mnogo-referatov.narod.ru/
19












