58322 (572809), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Но Тимур был вынужден в тот момент вернуться в Самарканд из-за вторжения хана Кыпчаки в Мавераннахр (конец 1387 года). В Персию он возвратился только в 1392 году и начал войну, которая продолжалась пять лет. Театром военных действий он избрал Мазандеран еще в период своей первой военной кампании. Он отвоевал Амол, Сари, и Межхедхиссар у местного правителя Сейидов, проложил дороги в густых нетронутых девственных лесах края и приложил усилие для того, чтобы обратить в ортодоксальных суннитов шиитское население, постоянно прибегавшее к пережиткам исмаилитов. Проведя зимовку в Мазандеране, он вернулся в Луристан через Нехавенд, он сурово расправился с бандитизмом лурчан в Луре, затем в Дисфуле и Шустере усмирил восставших мозафферидов.
В апреле 1393 года он пошел на Шираз. По пути захватил крепость Калайи-Сефид, которая считалась неприступной. Возвращение Тимура в Шираз было Триумфальным.
В июне 1393 года Тамерлан из Шираза направился в Мсфаган и Хамадан, где он устроил свою ставку, а затем приступил к завоеванию Багдада и Ирака-Арабия, принадлежавших султану Ахмаду Джелаиру, последнему представителю монгольской династии джелаиридов. В начале октября он прибыл к подступам Багдада. При приближении Тимура Ахмад Джелаир бежал на запад. Тимур вошел в Багдад без боя.
Далее Тимур пошел на север. По пути он захватил цитадель Тикрита и напал на укрепленные замки Курдистана и Диарбакира, захватил Мардину а также Амид. В последующем он двинул свою армию на Великую Армению, изгнал предводителя орды из этого края Муши. Пройдя Ван, он пошел войной на Грузию (конец 1394 года). Он несколько раз нападал на страну : взял в осаду Алинджак около Нахичевани, возвратился на Кавказ в 1399 году опустошив Кахетию (Восточная Грузия), в 1400году разрушил Тифлис. Тем не менее, в 1403 году он вернулся, чтобы разорить страну, разрушил 700 поселений, уничтожая жителей, снося все христианские церкви Тифлиса.
9. Тимур и Кыпчакия.
В 1395 году Тимур принимает решение о неоднократном походе на Кыпчакию. Умудренный опытом, Тимур отверг неприятный и изнурительный маршрут через туркестанско-сибирские степи и избрал дорогу через Кавказ, которая вела непосредственно в сердце «столиц» Золотой Орды, Сарай и Астрахань. Тимур переправился через Дербентский пролив, а 15 апреля 1395 года напал на армию Токтамыша у берегов Терека. Тамерлан продвинулся к северу и дошел до русского города Илецка в верхнем течении Дона на границе монгольского ханства Кыпчакиии славянской России. Достигнув Илецка, повернул на юг. В устье реки Дон он вошел в Тану (Азов), торговый центр, куда часто наведывались многочисленные генуэзские и венецианские торговцы, которые прислали к нему делегации с богатыми подарками. Тимур проявил снисхождение только к мусульманскому населению. Торговле между генуэзскими факториями Крыма и Центральной Азией был нанесен непоправимый удар. Далее Тимур двинулся на Кубань и разграбил страну черкесов. А затем на Кавказ, опустошил государство Аланов. Зимой в устье Волги он снес с лица земли город Хаджиджитархан, нынешняя Астрахань, и сжег Сарай, столицу Кыпчакского ханства. Весной 1396 года Тимур возвратился в Персию через Дербент.
Тимур опустошил Кыпчакию; нанес непоправимый ущерб торговле между Европой и Центральной Азией, разрушив Тану и Сарай, перекрыл древние пути, соединявшие разные континенты, свел на нет то, что приносило благоприятные результаты для развития культуры, начиная с периода чингизидских завоеваний. В Кыпчакии, как и в других местах, разрушив все, Тамерлан ничего не восстановил.
10. Поход Тимура на Индию.
Тамерлан возобновил свои успешные кампании грабежа на одной из самых богатых частей света. Но в соответствии со сложившейся традицией он придал своим действиям религиозную окраску. Тюркский султанат Дели в основном был мусульманским, и многие из его правителей систематически предпринимали действия по массовому обращению индусов в ислам. Однако Тимуру показалось, что правители Индии слишком терпимо относились к язычеству.
Вначале 1398 года он послал передовые отряды под предводительством своего внука Пир Мохаммеда, который переправился через Инд и взял в осаду Мултан, который сдался после полугодовой блокады. Сам же Тимур с основными силами армии переправился через Инд в сентябре 1398 года, разграбил город Таламбу, на северо-востоке Мулгана, и соединился с Пир Мохаммедом. Он одержал победу в Сютледжи над предводителем хохаров Джасратом, направился в сторону Дели по прямой дороге из Мултана, ведущей к Дели немного южнее. На этом пути стоял форт Бхатнир, крепость была взята и снесена с лица земли. Тамерлан захватил Сирсути и овладел фортом Лони в семи милях северо-западнее Дели. Захваченный форт он превратил в свой генеральный штаб. 17 декабря на берегах Джамны между Панилатом и Дели Тимур вступил в сражение с вражеской армией под командованием султана Махмуда Шаха и министра Малу Икбала. И на этот раз Тимур выиграл сражение. Султан скрылся в Гуджарате, в то время как Тимур с триумфом вошел в Дели. По настоянию мусульманского духовенства, он оставил в живых жителей города, но его воины с неслыханным мародерством конфисковали съестные припасы, чем спровоцировали сопротивление населения. Это неудавшееся восстание вызвало такое бешенство у захватчиков, что они подвергли город разбою, жестоким расправам и подожгли его. Добыча оказалась огромной: именно в Дели в течении двух столетий тюрко-афганские султаны скапливали сокровища, которые они заимели, грабя всех, в том числе индийских раджей, и эти невиданные скопления золота и драгоценных камней в одночасье оказались в руках трансоксианцев. Расправа Была ужасающей. Тимур следуя своей давней привычке, сохранил жизни искусных ремесленников, чтобы они своим искусством облагородили Самарканд.
В Дели Тимур провел две недели. В атмосфере торжественности он воссел на трон Индии. Ему предоставляло удовольствие видеть сто двадцать боевых или церемониальных слонов индийского двора. Караваны слонов были отправлены в города тимуридской империи: Самарканд, Герат, Шираз и Таурис. Тимур устроил грандиозный молебен в самой большой мечети Дели, где в его честь были прочитаны суры из Корана. В Индии он вел себя как император, что, впрочем, ему было присуще. Он покинул Индию, ничего не создав и не построив. 1 января 1399 года он оставил Дели полностью разрушенным.
То же самое он осуществил в борьбе с Османской империей на подступах к Румынии.
11. Тимур и мамелюки.
Со стороны Ближнего Востока Тимуру противостояли две крупные мусульманские силы: мамелюки и Османская империя.
Империя мамелюков, распространившая свое влияние на Египет и Сирию, была в основном, военным государством, посадив на трон своих военачальников. Из военачальников выделялся мамелюкский султан Баркук, очень энергичный деятель, который провел свою жизнь в усмирении восстаний своих верноподданных. Тимур намеривался заключить с ним союз, но Баркук, отдававший себе отчет в том, какую опасность для мамелюкской империи представляла новая мощная сила, которая шла с востока, казнил посла. Сын и приемник Баркука, султан Фараджи отказался от подданства Тамерлана. Тимур принял решение начать войну с мамелюками.
Находившийся в то время в Малатии, Тимур двинулся в сторону Сирии по Аинтабской дороге и пошел на Алеп. У стен этого города он разбил мамелюкскую армию, использовав боевых слонов, которых он привез из Индии и которые посеяли панику в стане врага. В течении трех дней продолжался грабеж этого крупного города, торговый центр которого был одним из самых известных в деловом мире стран Ближнего Востока.
Далее Тимур овладел Хамой, Хомсом, Бзальбеком и появился у Дамаска, куда прибыл молодой мамелюкский султан Фараджи, чтобы своим присутствием приободрить защитников города. Фарадж обосновался в Гуте, чтобы начать атаку с ходу, но был отброшен во время жестокой битвы и возвратился в Египет, оставив Дамаск на произвол судьбы. Горожане. потеряв всякую надежду, были вынуждены капитулировать. В состав делегации, котроя отправилась к Тимуру, находился видный историк Ибн Халдун из Туниса. Тамерлан, пораженный респектабельным видом историка, очарованный даже его речами, усадил его и выразил благодарность за обстоятельство, позволившее познакомиться с таким образованным человеком. Город распахнул ворота, но крепость не сдавалась и капитулировала только после длительной осады. Став повелителем Дамаска, Тимур увеличил в десять раз цифру, определенную как выкуп на жителей и наложил руку на все их богатства. Покидая Дамаск, он увозил с собой лучших мастеров, которых он только мог собрать: ткачи по шелку, оружейники стекольщики, горшечники, все они предназначались для того, чтобы сделать Самарканд более красивым.
Разграбив и опустошив Сирию, Тимур ушел оттуда, ничего не предприняв, чтобы создать законное правительство. После его ухода Сирию тотчас же захватили мамелюки.
12. Тимур и Османская империя.
Единственной силой, с которой ему приходилось считаться, была Османская империя, которая достигла своего апогея при султане Баязите.
Тимур направил свою армию в Малую Азию (август 1400 года). В начале сентября проник на Османскую территорию и взял в осаду укрепленный город Сиваш, который сдался в течении двадцати дней. Тамерлан оставил в живых мусульманское население, но заживо похоронил четыре тысячи армян Османского гарнизона. Затем он снес с лица земли укрепления города. На этот раз он не стал продвигаться вперед. Он не имел возможности углубляться в Малую Азию, так как ему угрожала в тылу армия мамелюков. Он пошел с победоносной войной на Сирию и вновь захватил Багдад. Выполнив эту задачу, он вернулся в Малую Азию. В его отсутствие Баязет отобрал город Эрзинджан и взял в плен семью эмира Тахертена. Вернувшись из Сирии и Багдада, Тимур не стал спешить. И только в 1402 году он овладел Османской империей, передав правление Тахертену.
Тимур пошел на Анкару через Кайсери. Ему донесли, что Баязет находился в тех краях. Решающая битва состоялась на северо-востоке города, в Чиибукабаде, 20 июля 1402 года. Баязет попал в плен.
После окончательной победы над Османской армией и пленением султана взятие Западной Анатолии стало для Тамерлана подобием военной прогулки. Он сделал остановку в Кутахие, в то время как передовые отряды ринулись на грабеж Бруссы, столицы Османской империи. Прекрасный город был предан огню. Тамерлан лично возглавил осаду города Смирны. Взятие Смирны и последовавшая за этим расправа придала военному походу на Анкару аспект священной войны. Это послужило оправданием Тимуру в глазах набожных мусульман. Мусульмане вошли в город, воздавая хвалу всевышнему.
Город Фокея, являвшийся важным местом тюрко-итальянской торговли, который тимуридская армия взяла в осаду, вовремя откупился, выплатив дань.
Сложившаяся ситуация оказалась еще более благоприятной после поражения Османской империи, когда Тамерлан предпринял ряд мер, которые препятствовали ее возрождению. Он торжественно вернул власть тюркской Малой Азии различным эмиратам, разгромленным Баязетом десять лет назад.
Османские владения в Азии вновь сократились до размеров северной Фригии, Битнии и Мизии. С целью еще больше ослабить турков Тамерлан втайне позаботился о мерах по разжиганию разногласий между эмирами, которые оспаривали друг у друга право на наследие.
13. Тимур и покорение Китая.
В 1404 году Тимур вернулся в Мавераннахр. Теперь он поставил перед собой задачу завоевать Китай, где китайская династия Мин изгнавшая чингизханидов, находилась в расцвете своего могущества. Тамерлан объявил о своем намерении идти на завоевание Китая, для того, чтобы обратить эту страну в мусульманскую веру, и начал создавать для осуществления своих намерений многочисленную армию в Отраре.
Было вполне очевидно, что это было самой серьезной угрозой, которая когда-либо висела над китайской цивилизацией, так как на этот раз речь шла не о простом вторжении Хубилая, почитателя буддизма и конфуцианства, стремившегося искренне стать Сыном Неба, но о нашествии фанатичного мусульманина, который, внедряя исламскую веру, был в самом деле способен разрушить китайскую цивилизацию и лишить корней китайскую нацию. Несомненно, Юонгли, самый воинственный из всех императоров династии Мин, был весьма опасным противником, но угроза оставалась. Неожиданно Тамерлан заболел в Отраре и умер в возрасте 71 года 19 января 1405 года.
14. Распад Тимуридской империи.
Тамерлан оставил после себя большой родовой клан. Буквально на следующий день после его смерти начались ссоры, силовое давление и дворцовые перевороты.
Внук Тимура, при поддержке армии в Ташкенте, двинулся на Самарканд и занял там имперский трон. Оказавшись на троне Самарканда, он повел себя так, как исследовало ожидать от молодого человека его возраста, транжирящего имперские богатства, раздававшего дары своей фаворитке. Своими действиями он моментально спровоцировал недовольство эмиров, которые лишили его трона, поставив на его место правителем Трансоксианы четвертого сына Тамерлана – Шах Роха. Его правление с 1407 по 1447 годы сыграло значительную роль в культурной сфере, в том, что мы называем тимуридским возрождением, золотым веком персидской литературы и искусства.
Совсем иначе обстояло дело в Западной Персии, Азербайджане и Ираке-Арабии. Этот регион достался при разделе третьему сыну Тимура, Мираншаху, у которого были нарушения головного мозга, и двум его сыновьям; Абубекру и Омармирзе, которые презирали друг друга и постоянно соперничали. В результате их ссор была создана благоприятная возможность для возвращения бывших правителей страны, когда-то изгнанных Тимуром. Ахмад Джалаир восстановил свою власть в Багдаде. Кара Юсуф проник в Азербайджан, разбил у Нахичевани армию тимурида Абубекра и вновь занял Таурис. Эта битва, одна из самых значительных в истории Востока, свела на нет плоды завоеваний Тимура в Западной части региона. Его наследники были изгнаны из Западной Персии. И только в 1467 году Западная Персия навсегда ушла от наследников Тамерлана, чтобы оказаться во власти тюрков.
После казни Ахмада Джалаира, Багдад и Ирак-Аджемия перешли в подчинение Кара Юсуфу, который стал хозяином обширного царства, начиная от границ Грузии до Басры. В 1419 году Кара Юсуф воспользовался новыми раздорами между тимуридами, завоевал Султанию и Казвин.













