57926 (572755), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Массовые восстания рабов конца 2 и 1 в. до н.э., крайнее обострение социальной борьбы в связи с развитием крупного землевладения, пауперизацией значительной части сельского населения, резким ухудшением материального положения большинства городских ремесленников, конкуренцией дарового рабского труда вызывали обострение социальных противоречий и постоянную угрозу возможности вспышек массовых движений. Старый государственный республиканский аппарат с его ежегодной сменой магистратов, отсутствием постоянной армии уже не мог гарантировать господствующим слоям римского рабовладельческого общества спокойного обладания своим мертвым и живым имуществом.
Превращение Римской республики в крупнейшее государство Средиземноморья с провинциями, которые являлись источником обогащения обеих групп крупных рабовладельцев - нобилитета и всадничества, также требовало большей устойчивости государственного аппарата, постоянной армии и единого централизованного управления.
Необходимость укрепления государственного аппарата и его централизации осознавали многие из политических деятелей, в том числе и Цицерон, писавший в одном из своих трактатов о желательности выдвижения некоего «ректора» (правителя) республики.
Но если многие понимали неизбежность реформ государственного строя Римской державы, то вопрос о путях проведения этих реформ, а главное, о личности руководителя государства решался весьма различно. Катилина, Красс, Помпей, Цезарь претендовали на роль политического руководителя Римской республики но каждый из них понимал ее по-своему и по-своему стремился к достижению цели. В результате напряженной политической борьбы, завершившийся гражданскими войнами 49-45 гг. до н.э. Цезарь захватил власть. Помимо непосредственных сторонников в Риме и воинов своих легионов, Цезарь искал опору своей власти среди господствующих слоев провинциальных рабовладельцев.
Одержав победу над своими противниками из римского нобилитета, Цезарь уже больше не стремился проводить демагогическую политику. Наоборот, он стал проводить некоторые мероприятия, отвечавшие политическим воззрениям оптиматов. Было резко сокращено число римских граждан (с 320 до 150 тыс.), имевших права на получение бесплатного хлеба от государства. Было опять запрещено организовывать коллегии ремесленников.
Стремясь к примирению с оптиматами, Цезарь амнистировал некоторых своих бывших противников, разрешил им возвратиться в Рим, выдвигал их на различные магистратурные должности. Но эти мероприятия Цезаря не достигли цели. Среди нобилитета преобладали настроения враждебности к Цезарю и его политике. Особенно римская знать была недовольна щедрой раздачей Цезарем составлялись заговоры. В конце 45 г. до н.э. в Сирии произошло восстание против Цезаря. Бывшие воины Помпея расправились с поставленным Цезарем наместником (проконсулом), а когда против них выступили военачальники, верные Цезарю, то восставшие призвали к себе на помощь парфян. Цезарь решил разгромить Парфянское царство и тем отомстить за гибель армии Красса.
Цезарь стал готовиться к большому походу на Восток. В Риме на три года вперед были назначены магистраты. В иллирийском городе Аполлонии сосредоточивалась большая армия. По Риму распространялись слухи, что Цезарь желает провозгласить себя царем, так как в пророческих книгах («книгах Сивиллы») будто бы указано, что парфян может победить только царь. Говорили, что Цезарь намерен перевести центр государства в город Новый Илион, находившийся на месте древней Трои. Цезарь появлялся в публичных местах в пурпурной тоге триумфатора, сенат разрешил ему сидеть на золотом курульном кресле, и, наконец, во время представления в цирке его ближайший друг Марк Антоний попытался возложить на его голову царскую диадему, чем вызвал возмущение массы зрителей.
Среди представителей нобилитета возник новый заговор. Его возглавили бывший квестор Красса Гай Кассий Лонгин и Марк Ювий Брут. В заговоре приняло участие до 60 сенаторов.
Целью заговорщиков было убийство Цезаря и восстановление старого республиканского строя. План заговорщиков относительно нападения на Цезаря и его убийства был детально продуман, но последующие действия не были ясными.
В мартовские иды (15 марта 44 г. до н.э.) несмотря на предупреждение, Цезаря явился на заседание сената перед своим отъездом на Восток. Здесь он был убит заговорщиками.
Присутствовавшие на заседании сенаторы разбежались, их паника передалась и населению. Люди попрятались по домам, закрылись лавки. Заговорщики оказались одни. Когда они, потрясая кинжали, вышли из здания сената, улицы были пусты. Вместо того чтобы торжественно провозгласить восстановление республиканского строя, растерявшиеся заговорщики забаррикадировались на Капитолии со своими клиентами и рабами.
Так закончилась кратковременная диктатура Цезаря.
Гражданские войны конца 40-х в 30-х годов 1 в. до н.э., падение республики
17 марта 44 г. до н.э. собрался сенат. Некоторые из заговорщиков предлагали объявить Юлия Цезаря врагом государства, отменить все его постановления, а тело убитого диктатора бросить, как труп казненного преступника, в реку Тибр. Однако большинство сенатором в том числе и некоторые участники заговора, не желавшие лишаться подарков, наград и назначений, полученных ими от Цезаря не согласились с этим. Было принято компромиссное предложение Цицерона: Цезаря считать умершим заговорщики получают полную амнистию, все распоряжения и назначения, сделанные убитым диктатором, сохраняют силу.
Это решение сената ободрило ближайших друзей Юлия Цезаря - Марка Антония и Эмилия Лепида. Антоний сохранил звание консула. На похоронах Цезаря он произнес речь о покойном диктаторе и зачитал его завещание, согласно которому все беднейшие римские граждане и ветераны получали по З тыс. денариев.
Тело Цезаря было сожжено на форуме, а несколько позже на этом месте был воздвигнут алтарь, на котором производились жертвоприношения гению Цезаря, объявленному божественным.
Настроение масс римского населения заставило заговорщиков уехать из Рима. Руководителем республиканцев в сенате становится Марк Туллий Цицерон. Главой же цезарианцев оказался Марк Антоний. Обе враждующие группировки чувствовали себя неуверенно, тем более что вскоре после смерти Цезаря в городе среди масс низших слоев населения приобретает популярность некто Герофил, выдававший себя за внука Мария и призывавший к решительной расправе со знатью. Марк Антоний захватил Герофила и, казнив его, предотвратил массовое выступление. Антоний, стремясь к смягчению своих взаимоотношений с сенатом, провел закон об упразднении навечно звания диктатора. Одновременно он провел аграрный закон, подтверждающий основные положения подобного же закона, изданного Юлием Цезарем с целью наделения землей воинов-ветеранов.
Но вскоре между Антонием и другими цезарианцами, с одной стороны, и республиканскими сенаторами - с другой, возник конфликт из-за распределения провинциальных наместничеств. Согласно существовавшему распределению Цизальпинская Галлия предназначалась для Децима Брута, примкнувшего к заговорщикам. Антоний потребовал от сената перераспределения наместничества. Когда сенат во главе с Цицероном высказался против его предложения, Антоний все-таки провел закон о новом распределении провинциальных наместничеств через комиции. Сам Антоний получал проконсульство в обеих Галлиях, а два других вожака цезарианцев - Публий Корнелий Долабелла - Сирию, а Марк Эмилий Лепид — Испанию и Нарбонскую Галлию.
Проведение этого закона вызвало разрыв между Антонием и сенатом, тем более что в Риме было получено известие о выступлении сына Помпея -Секста, который собрал войско в Испании и, разбив цезаринского наместника, утвердился в прибрежных местностях к югу от реки Ибер.
В самом же Риме Цицерон сумел расколоть ряды цезарианцев, поддержав претензии на усыновление и наследие Цезаря его дальнего родственника (внучатого племянника) — Гая Октавия.
В момент убийства Цезаря, Гай Октавий находился в Аполлонии Иллирийской. Явившись в Рим, Октавий потребовал от Антония передачи ему согласно завещанию Цезаря огромных денежных средств, захваченных Антонием после смерти Цезаря. Однако Антоний решительно отказал Октавию.
В поисках поддержки Октавий обратился к Цицерону. Последний, стремясь ослабить цезарианцев путем противопоставления Октавия Антонию, провел через сенат постановление о признании усыновления Цезарем Гая Октавия и объявления его законным наследником имущества Цезаря. С этого момента Гай Октавий стал именоваться Гаем Цезарем Октавианом. В качестве приемного сына Цезаря Октавиан произвел раздачу беднейшим гражданам Рима среди завещанных Цезарем, и этим приобрел широкую популярность среди масс плебса и ветеранов. Видя ослабление своего влияния в городе Риме, Антоний двинулся в Цизальвинскую Галлию, стремясь изгнать оттуда Децима Брута, приступившего к исполнению обязанностей проконсула.
Сенат объявил Антония врагом республики Цицерон стал произносить против него речи, которые он сам назвал филиппиками. Однако реально сенат, не имевший войск, был бессилен активно бороться с Антонием.
В этот момент Октавиан предложил Цицерону поддержку. Он обещал использовать свой авторитет для набора воинов-цезарианцев в армию сената при условии, если он сам сможет вопреки закону, устанавливавшему возрастной ценз для кандидатов на магистратурньие должности, стать претором. По рекомендации Цицерона условие Октавиана было принято сенатом, и он в девятнадцатилетним возрасте был объявлен претором. После этого Октавиан помог сенатским консулам Гирцию и Пансе навербовать войска из ветеранов Цезаря. Республиканская армия, возглавляемая обоими консулами и Октавианом, двинулась против войск Антония, осаждавшего Децима Брута в городе Мутине. В сражении, происшедшем близ Мутины, войска Антония были разбиты и принуждены к отступлению, но оба республиканских консула погибли. Армию возглавил молодой претор Гай Цезарь Октавиан (43 г. до н.э.).
Ободренные успехом сенаторы признали захват власти Марком Брутом в Македонии и Гаем Кассием в Сирии, отказав Октавиану в его просьбе о назначении консулом.
Октавиан, узнав о решениях сената, двинул свою армию против децима Брута, который погиб во время бегства. Затем воины Октавиана заняли Рим. Одновременно Октавиан начал переговоры с Антонием и Эмилием Лепидом о примирении и союзе.
Осенью 43 г. до н.э. три военачальника съехались у города Бононии и договорились между собой о союзе и совместной борьбе со сторонниками республики. Вскоре после этого комиции, окруженные воинами Октавиана, приняли постановление о передаче власти трем вожакам цезарианцев: Марку Антонию, Эмилию Лепиду и Гаю Цезарю Октавиану – в качестве триумвиров для «устранения республики».
Таким образом, возник второй триумвират, являвшийся в отличие от первого официальным государственным органом, облеченным чрезвычайными полномочиями.
Триумвиры объявили об отмене амнистии убийцам Цезаря и о проведении проскрипций. Проскрипции второго триумвирата далеко превзошли проскрипции Суллы. Во время них погибло около 300 сенаторов и 2 тыс. всадников. Одной из первых жертв был Марк Туллий Цицерон, внесенный в проскрипционный список по требованию Марка Антония.
Массовое избиение и ограбление всадников и просто богатых людей было проведено триумвирами, которым угрожали военные силы сторонников республики, для пополнения своей военной казны.
В то время как в Риме, Италии и западных провинциях власть оказалась в руках цезарианцев, в Центральном и Восточном Средиземноморье одержали верх сторонники реставрации республики.
Секст Помпей, собран войско и флот, захватил Сицилию, Сардинию и Корсику. К нему бежали те, кого преследовали триумвиры, а также рабы, которых он принимал на военную службу. Эскадры Секста Помпея блокировали берега Италии, препятствовали подвозу в Рим продовольствия
Однако главой угрозой для триумвиров сделалась к началу 42 г. до н.э. большая армия, собранная в восток провинциях Марком Брутом и Гаем Кассием.
Первый из них захватил Македонию, Ахайю, Киренаику и азиатские провинции. Второй расправился с цезарианским наместником Сирии Долабеллой и, овладев этой богатой провинцией, заставил ряд зависимых от Рима царей, в том числе и правительницу Египта Клеопатру, выплатить ему огромные контрибуции и выставить вспомогательные отряды.
Ценой грабежа населения восточных провинций и насилия над ним Бруту и Кассию удалось собрать большие материальные средства и навербовать 18 легионов, не считая вспомогательных отрядов союзников. Соединив свои силы в Северной Греции, республиканцы двинулись на запад, предполагая из Диррахия переправиться в Италию.
Возле городка Филиппы их встретила армия триумвиров, руководимая Марком Антонием и Октавианом. Армия триумвиров (20 легионов) количеством несколько превосходила силы Брута и Кассия, но занимала худшие позиции и испытывала острый недостаток в продовольствии.
Обе стороны долго стояли, выжидая активных действий противника. Во время случайно начавшегося боя республиканцы потерпели частичное поражение. Гай Кассий был найден мертвым в своем шатре. Смерть Кассия дезорганизовала республиканцев.
Через некоторое время долго о колебавшийся Брут начал бои и потерпел поражение. Не желая сдаваться в плен, он бросился на меч (ноябрь 42 г. до н.э.).
После уничтожения армии республиканцев при Филиппах триумвиры произвели новый раздел провинций: Антоний взял себе наиболее богатые и культурные провинции Восточного Средиземноморья, Октавиану были даны в управление обе Галлии, Иллирия и Испания, Эмилий Лепид получил Африку. Италия находилась номинально в общем управлении триумвиров, но фактически, благодаря пребыванию Антония на Востоке, а Лепида в Африке, оказалась под властью Октавиана.
Власть триумвиров не распространялась на острова Западного Средиземноморья (Сицилию, Сардинию и Корсику), где господствовал Секст Помпей, захвативший даже некоторые из прибрежных городов на юге Италии.
Такое разделение средиземноморского мира оказалось лишь известной стадией борьбы за власть между вожаками цезарианцев и Секстом Помпеем. Каждый из триумвиров и Секст Помпей стремились к установлению единоличного господства над всеми территориями Средиземноморья.














