ВКР (1205202), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Для реализации принятого закона в архивной отрасли был разработан Регламент доступа к материалам прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации, одобренный решением коллегии Росархива 25 августа 1993 г.52, а затем – Временное положение «О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования» 53. Одну из групп информации ограниченного доступа, представляла информация, составляющая «охраняемые законом права и интересы граждан» (п. 1.3.). Так, впервые в нормативной правовой базе архивной отрасли было констатировано наличие в архивных документах конфиденциальной информации о человеке. Еще одним огромным достижением Временного положения было разделение конфиденциальной информации, содержащейся в архивных документах, по группам: ограниченному доступу подлежали «материалы, содержащие врачебные, адвокатские, нотариальные тайны, тайны личной жизни и здоровья, а также другие охраняемые Законом права и интересы граждан» 54. Однако, использование на практике указанного Временного положения оказалось весьма затруднительным по двум причинам:
- во-первых, указанное ограничение распространялось только на личные документы и документы личного происхождения, хранящиеся в фондах учреждений и организаций (архивный фонд, состоящий из архивных документов, образовавшихся в жизни и деятельности физического лица, семьи, рода55), а также комплекс следственных, персональных и личных дел: указывалось, что «документы следственных, персональных и личных дел, содержащих компрометирующие сведения как о лицах, на которых они были заведены, так и о третьих лицах, а также тайны личной жизни граждан, не выдаются до истечения…» 56;
- во-вторых, в российском законодательстве отсутствовали трактовки указанных категорий тайн, а, следовательно, и определить какие группы информации, содержащейся в архивных документах, подлежат ограничению в доступе к ним пользователей, было невозможно. Позднее были приняты федеральные законы, содержащие определение некоторых тайн, но только некоторых. До настоящего времени остается неопределенной информация, составляющая тайну частной жизни, личную и семейную тайны, притом, что названные тайны упоминаются в каждом федеральном законе, касающемся конфиденциальной информации о человеке.
Следующим шагом на пути решения проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, было принятие Основ законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». В принятом законодательном акте было указано, что «ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), а также создающие угрозу для их жизни и безопасности жилища, устанавливаются на …» 57. Именно Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» впервые распространили ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, не в рамках отдельных комплексов архивных документов, а на все документы Архивного фонда Российской Федерации. Но и с принятием Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», целостного решения проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, достигнуто не было. Вновь не получили законодательного определения термины «тайна частной жизни», «личная и семейная тайна» и другие.
В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, провозгласившая в статье 23.1: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени58 » и в статье 24.1: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются59 ». В статье 23.1 и 24.1 Конституция Российской Федерации закрепила права человека на охрану личной и семейной тайны и частной жизни. В то же время статья 29.4 Конституции Российской Федерации наделяет каждого гражданина правом «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» 60.
Конституция Российской Федерации наделила каждого гражданина правом на информацию, но она же наложила запрет на разглашение и распространение отдельных ее видов, тем самым разделив информацию в целом на три группы: общедоступная информация; информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну; информация, доступ к которой ограничен.
В группу информации ограниченного доступа попала и архивная информация, содержащая сведения персонального характера (личную и семейную тайну, тайну частной жизни, персональные данные).
Право на доступ к информации и то, как это право законодательно реализуется на практике, в частности относительно документов Архивного фонда Российской Федерации, во многом определяет соответствие архивной практики демократическим процедурам и принципам.
Современное российское законодательство выработало ряд норм, регламентирующих ограничение доступа пользователей к последней группе информации:
-
Конституции Российской Федерации – статья 23, 24.161.
-
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 9 гласит, что «ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ которой ограничен федеральными законами62 ».
-
Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Пункт 3 статьи 25 устанавливает ограничение доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности63 ».
-
В связи с отсутствием четкого толкования терминов и перечня сведений о человеке конфиденциального характера, условно к законодательным и нормативным актам, регулирующим ограничение доступа к документам, содержащим сведения персонального характера, можно отнести: статью 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что «…личная и семейная тайна… неотчуждаемы…64 », статью 139 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющую тайну усыновления и устанавливающую ответственность за ее разглашение, статью 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющую наказание за незаконное собирание или распространение сведений и частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия65, статью 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющую наказание за разглашение тайны усыновления (удочерения)66, статью 12 федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», которая гласит, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния являются персональными данными67, указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», определивший сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные)68 как сведения конфиденциального характера. Административный регламент Федерального архивного агентства (Росархива) по предоставлению государственной услуги «Организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов», в котором имеется положение, что «для истребования заявителями сведений, содержащих персональные данные о третьих лицах, дополнительно представляются документы, подтверждающие полномочия заявителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации69 ».
-
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 375/584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел», который активно применяется в работе сотрудниками архивов, в которых хранятся материалы о репрессированных лицах.
Не входит в круг законодательных актов, регламентирующих порядок ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Пункт 2 статьи 2 указанного закона гласит: «Действие настоящего федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации70 ».
Таким образом, в архивной отрасли сложилась ситуация, при которой на хранении в архивах имеются огромные комплексы документов, содержащих сведения персонального характера, но нет законодательных и нормативных правовых актов, определяющих толкование терминов «личная и семейная тайна», «тайна частной жизни» и других, не определен критерий разделения всей информации, содержащейся в архивных документах на общедоступную и ограниченного доступа и иные нерешенные проблемы.
1.3. Сущность проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, в Российской Федерации
Для выявления существующей проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, верного понимания ее сущности и качественной проработки вариантов ее решения, был проведен анализ законодательной базы Российской Федерации, нормативных правовых актов в области ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, изучены работы теоретиков архивного дела, публикации руководителей и работников архивной отрасли, пользователей, рассмотрены судебные прецеденты и иные материалы, позволившие выявить и структурировать основные составляющие данной проблемы.
-
Отсутствие четкой терминологической базы, исключающей двойственное толкование терминов, используемых в работе архивистов.
-
Отсутствие четких критериев отнесения информации о человеке, содержащейся в архивных документах, к информации ограниченного доступа.
-
Отсутствие градации временных рамок ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, в зависимости от категории персональной информации.
-
Отсутствие законодательно закрепленного порядка и возможности использования архивных документов, содержащих сведения персонального характера до момента истечения срока ограничения доступа к ним: наличие данной возможности, категории пользователей, на которых это право распространяется, порядок и т.д.
-
Отсутствие юридической ответственности работников архива и пользователей за разглашение сведений персонального характера, содержащихся в архивных документах, нарушение законодательных условий доступа к ним71, а также ряд иных, более мелких составляющих частей, вытекающих из указанных в обобщенном виде выше.
Детальное рассмотрение и изучение каждой составной части проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, позволит увидеть рациональные пути ее решения.
Ограничивая доступ к тем или иным сведениям на законном основании, государство, различные организации, граждане преследуют основную цель – сохранение этих сведений в тайне. Незаконный доступ к документам, содержащим такие сведения может нанести материальный и моральный вред владельцам этой информации. Применительно к архивным документам, государство возлагает обязанность по обеспечению безопасности таких сведений на архивные учреждения. Работа архивистов по защите указанной информации, обеспечивается путем использования в работе законодательных и иных нормативных актов, предусматривающих пути и критерии защиты этой информации. Однако, в условиях несовершенного законодательства в области ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера, архивисты, как было указано выше, сталкиваются с рядом проблем. Первая из них – несовершенство терминологической базы, в частности, отсутствие в российском законодательстве четкого определения понятий «личная и семейная тайна» и «тайна частной жизни», «персональные данные» применительно к архивным документам.
Любое законодательство, в первую очередь, должно опираться на хорошо продуманную и грамотно сформулированную терминологическую базу, исключающую двойственное толкование используемых терминов. В противном случае понимание одних и тех же терминов и самого законодательства будет зависеть от компетенции человека, его эрудиции, целей и задач, политических симпатий и антипатий и других факторов72. В соответствии со статьей 25.3 федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов73. Если соотносить декларируемую статью закона со статьей 23 Конституции Российской Федерации, часть первая которой гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…» 74, можно сделать правомерный вывод: ограничение на доступ к архивным документам, содержащим указанные виды тайн, в целях их защиты – вполне обосновано. Однако, применение данной нормы закона а повседневной работе архивистов весьма затруднительно, так как в российском законодательстве отсутствует четкое толкование понятий «личной и семейной тайны» и «тайны частной жизни».














