[учебник] Правоведение. М.И. Абдулаев (2004) (1185609), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Правовая культура – это не просто то или иное отношениек правовой действительности (правосознание), но прежде всегоуважительное отношение к праву.Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятиеправосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовоесознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Ноправосознание является только одним из необходимых элементов правовойкультуры. Правосознание – определенная разновидность общественного ииндивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включаетв себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.
А этогоу нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам,руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знаютзакона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридическихтрадиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм,отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашемобществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение вРоссии проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу инасилию.
В большинстве случаев даже крупные деятели литературы,искусства, науки еще до революции нигилистически относились к праву. Дляних имел огромное значение нравственный аспект. В условиях самодержавия,в период длительного крепостного права царил произвол, усугубленныйнизкой культурой населения.
После реформ 60-х годов XIX века правоваядействительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли вобщество. Сохранился низкий уровень правовой культуры.В ходе революции была сломана старая феодально-буржуазнаяправовая система, а новая не могла быть создана за короткое время.
Нуженбыл длительный период становления новой правовой системы.Революционный переворот происходил в сложнейших условиях обостренияклассовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креномв сторону анархии, непризнания законности. К тому же было ясно, что вусловиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизацияправа и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. Вобстановке царившего произвола, с одной стороны, белого, с другой –красного террора, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значениинаследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатурапролетариата понималась как не ограниченное никакими законамигосподство пролетариата.В период новой экономической политики (нэп) стало ясно, что следуетизменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на8081революционную законность. Деформация социализма, сложившийсядиктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, котораяпогубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России.В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.Существовалииобстоятельстваидеологическогохарактера,действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрениямарксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось какотрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть всамом ближайшем будущем.
Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годыотвергали необходимость права, считали, что «право – это такой же опиумдля народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и царястрана войдет в новое общество. Все это было основано на правовомнигилизме народа.О социальной ценности права заговорили только в 60–70-е годы XXвека. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторонавопроса – волюнтаристское отношение к законодательству. Все этонаходится в области правосознания – правовой идеологии и правовойпсихологии.Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то,что у нас в науке, начиная с 30–40-х годов XX века, сложилосьнормативистское понимание права.
Оно рассматривается как орудиегосударства, как средство управления, как нечто, находящееся в рукахгосударства и направленное против населения. И когда определенная частьнаших теоретиков права стала обращать внимание на иное его понимание,официальная идеология отнеслась к этому отрицательно. А ведь главноеназначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладаетнеотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, котораядолжна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилосьочень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм,неуважение к суду и закону.
Если в сознании людей существуетнигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре неможет быть и речи.Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включаетв себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества(законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности егосодержания). У нас не было цивилизованного законодательства, а принятиезаконов и их применение по-прежнему остаются на низком уровне. Можнозадумать хороший закон, но, если с точки зрения юридической техники онбудет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например,принятый в 1991 году закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем8182имелись юридические недостатки. Термин «коллектив – хозяинпредприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридическоголица.
Неясно было, что подразумевает законодатель под термином«хозяин». Этот термин был перенесен в законодательный акт изобщественно-политической литературы и резко снизил его значение, так какне являлся юридическим. Собственник – коллектив или нет? Законодательне решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаватьсязаконодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуреговорить не имеет смысла.Правовая культура – это еще и высокий уровень культуры правосудия.Начиная со стен помещения, где проводятся судебные заседания, до обликасудей, самого проведения судебного процесса во многом зависит уровеньправовой культуры.
Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейскаяпрофессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находитсяна очень низком уровне. А это, в свою очередь, влияет на общий уровеньправовой культуры населения. Правовая культура – это высокий уровенькультуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.Следующий элемент правовой культуры – фактическое состояниезаконности и правопорядка в стране, то, что есть на самом деле. Состояниепреступности – это определенная характеристика правопорядка, но главным,тем не менее, является состояние правонарушаемости. В США преступностьвыше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядкав стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан,законность торжествует и правопорядок восстанавливается.
Но если ктонибудь наказан несправедливо – законности уже нет. Необходимо, чтобыкаждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходимасистема, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано вкачестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затемограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества вцелом в тот или иной исторический период. Существуют различные моделиправовой культуры (например, западная модель правовой культуры,конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т. д.).Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главнойценностью здесь признаются основные права и свободы человека игражданина.
Она начала формироваться еще с античных времен.Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознаниесоциальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет прававо всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности8283индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовойкультуры входят теория естественных прав и свобод человека, теорияразделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательныеакты, закрепляющие права и свободы личности.Правовая культура так же, как и политическая культура, являетсянепременным элементом демократии.















