Диссертация (1173717), страница 65
Текст из файла (страница 65)
П. Пословицы и поговорки вотяков... – С. 52.933313губернскаго правление от 25-го минувшаго февраля под № 2618-м опоступлений по законам здешней округи гамского селения с крестьянскойдевкой дарьей римских запрелюбодейство гамской архангельской церкви спономарем Михаилом плетиновым, приказами о получении Указа вгубернское правление отрапорттовать а – оприс… крестьянской девкиримских, по суждению всей суда вздиней нижней Земской суд послать Указ акогда прислана будет то ее допросить…»прослеживаетсяпопыткаместных937В приведенном текстеобщественныхоргановразобратьантиобщественное поведение девушки и привлечь ее к ответственности «позаконам здешней округи».
Однако нерешенное дело было передано в нижнийземский суд, где рассматривалось уже в соответствии с нормамидействовавшего в то время позитивного права.Таким образом, женщина в семье не была бесправной, несмотря наутверждения ряда исследователей. В большой семье она подчиняласьсупругу и старшим родственникам, соблюдая систему традиционныхзапретов. Однако она не только обладала принадлежавшим ей имуществом,то есть приданым и всем тем, что она производила и изготавливала впроцессе совместной семейной жизни, но и имела право самостоятельнораспоряжаться им как личным.
Приданое и производимое женщинойимущество, выделялись из общего семейного имущества в отдельный разряд.Ю. В. Александров очень четко подметил, что «через обособленное внутрисемьи личное имущество женщины проявляется довольно высокий вэкономическом отношении их правовой статус»938. Женщина частооставалась самостоятельной хозяйкой, муж с ней советовался, а она, в своюочередь, была ему первой помошницей.У пермских народов правовой статус женщины не ограничивался дажев случае появления у нее незаконнорожденных детей. В документах XVIIIвека они так и упоминаются как «незаконнорожденные», за которых наравне937938Яренскаго уездного Суда <...> 1801 года // НА РК. Ф.
100. Оп. 1. Д. 26. Л. 1 об.Александров Ю. В. Обычное право удмуртов (XIX – начало XX вв.)... – С. 217.314с законнорожденными детьми родитель платил подушную подать. Например:«… крестьянамими положено на ево Чукичева подушного платежу 14 душ, жкоторых своих – 4, незаконорожденных – 1, 9 душ – положены яко занеимущих...»939По мнению Л. Поповой, «в народе к таким детям относились более чемтерпимо. По свидетельствам исследователей, в 60-х годах XIX века из всехуездов Вологодской губернии самое большое число незаконнорожденныхдетей наблюдалось “в Усть-Сысольском уезде, который сплошь заселензырянами. Так, в 1864 году там один незаконнорожденный пришелся на 17законнорожденных (5,6%), в то время как в Вельском и Никольском уездах(за Сольвычегодском) один незаконнорожденный на 27 законныхˮ»940.В отличие от славянских народов, населявших центральную и южнуючасть Российского государства, у пермских народов в древности сложилосьособое языческое мировосприятие.
«Если у коми-зырянина спрашивали,каким образом Ен (Бог) сотворил человека, то он говорил, что человекродился от соединения дерева с травой. Соединение дерева с травой по-коми“чурка помˮ. И именно так зыряне издавна называли незаконнорожденных.Тоесть“человекˮи“незаконнорожденныйˮопределяютсяоднимсловосочетанием»941. Само выражение «чурка пом» у коми-зырян не носитотрицательного и резко негативного характера, как в других языках: ублюдок(русск.), байстрюк (украин.) и т.д.
Считалось, что «чурка пом» по аналогии спервым человеком создан, как и все люди, «Всевышним создателем», нотолько без отца, поэтому правовой статус незаконнорожденного ребенка иего матери в соответствии с нормами обычного права резко не изменялся.С. Осокин утверждал, что молодые парни охотно женятся на беременныхженщинах, объясняя это тем, что беременная женщина избавит семью от939Коми край в XVIII веке: сб. документов / под общ. ред.
А. К. Гагиевой. – Сыктывкар,2012. – С. 48.940Попова Л. Коми женщина всегда имела высокий статус. – URL:http://siktivkar.bezformata.ru/listnews/komi-zhenshina-vsegda-imela/3226503(датаобращения: 12.08.2014).941Попова Л. Указ. соч.315такого несчастья, как бездетность: «Если девка еще непросватанная станетбеременна, женихи к ней валом валят на двор, за тем, что вотяк считает длясебя несчастием иметь безплодную жену»942.Незамужняя женщина, воспитывавшая одного или несколько детей,пользовалась уважением в миру, так как она, прежде всего, дала жизньновому человеку, то есть осуществила основную функцию – матери, иоценивалась обществом по своей работоспособности, что являлось не менееважным качеством для крестьянки.
Незаконнорожденный ребенок имелтакой же объем прав, что и рожденные в браке, «но носил фамилию матери иее отчество»943.Усыновленныйсобственныхдетейребенокявлялсявслучаеегоотсутствияполноправнымуусыновителянаследником:«… занеимением родных детей иметь вместо роднаго сына… ему… а потомувладеть оставшимся после меня…»944Усыновлялидетей,какправило,бездетныепары.ПричемЮ. В. Александров выделял у удмуртов два вида усыновления: какприписанные, так и не приписанные к семье усыновителя945. В первом случаеусыновленный получал весь набор прав, как родной ребенок, если уусыновителей не было детей; если дети были, то имущество делилось наравные доли, даже если у усыновителей дочь, а не сын.
Во втором случаеусыновленный, не приписанный к семье усыновителя ребенок, покидая егодом, получал только определенную плату за работу: «… Он… уносит ссобою лишь плату за число проработанных им в пользу усыновителя лет, каки простой работник, нанятый без письменнаго условия»946.942Осокин С. Указ. соч. – С. 47.Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX – начало XX вв. ...
– С. 294.944Книга записная 1752 г. // РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Ч. II. Д. 12484. Л. 2 об.945См.: Александров Ю. В. Обычное право удмуртов (XIX – начало XX вв.)... – С. 144–146.946Тихонов В.П. Указ. соч. – С. 96.943316Усыновленные приписанные дети приравнивались обычным правом поправовому статусу к родным законнорожденным детям усыновителя инаделялись равными имущественными правами.Правом на усыновление обладали: совершеннолетний мужчина встатусе домохозяина или без него, но с согласия главы семейства и приположительном решении общинного схода 947 ; «вдова или вообще хозяйка.При муже она не может усыновлять по собственному желанию исамостоятельно» 948 . В любом случае одним из условий усыновления частоявлялось «отсутствие детей у усыновителя»949.«При усыновлении требуется “роспискаˮ от роднаго отца в том, что онотпускает своего сына “в детствоˮ к другому.
Староста прикладывает печать.Усыновитель в свою очередь дает своему обществу росписку в том, чтопринял такого-то в детство»950. Иногда при усыновлении обходились дачейчестного слова, которое давал усыновляемый при свидетелях: «… заставляяего лишь при нескольких свидетелях дать обещание его (усыновителя) погроб кормить, поить, не обижать в старости лет»951.Набрачностьнаселениявлияютментальные,историческиеикультурные традиции и обычаи, гендерные характеристики, такие какпсихические или поведенческие свойства индивида, формирующиеся вобществе под влиянием обычаев и традиций, а также обычно-правовыевоззрения народа, которые и определяют тип матримониального поведенияиндивида в обществе.По мнению Д. В.
Вишняковой, берущей за основу работы одного изведущих этнографов коми Д. А. Несанелиса, «народные представления овозрастных нормах совершеннолетия и вступления в брак были достаточноустойчивы. Считалось, что девичья зрелость достигалась в 15–16 лет, к 16–18947См.: Харузин М. Н. Указ. соч. – С. 281–282.Харузин М. Н. Указ. соч. – С. 282.949Харузин М. Н. Указ. соч.
– С. 282.950Харузин М. Н. Указ. соч. – С. 283.951Харузин М. Н. Указ. соч. – С. 283.948317годам в основном заканчивалось физическое развитие и наступал пиксовершеннолетия»952. Одним из важнейших показателей ее наступления былфакт вхождения в собиравшиеся молодежные группы и участие впосиделках. «Круг участников таких посиделок ограничивался, как правило,незамужними девушками и холостыми юношами в возрасте от 15–16 лет до20–22 лет… Для юношей совершеннолетие определялось в 17–18 лет, эти жегоды являлись для парня и началом брачного возраста» 953 . Г. И. Обухова,основываясь на исследованиях Е. Н.
Баклановой, определяет тяглоспособныйвозраст, при котором младшие члены неразделенной семьи могли создаватьсвои малые семьи, начиная с 15–17 лет954. А. И. Михайлов также называет16–17-летний возраст молодого парня, которого семья уже хотела женить и«получить уже вполне сложившуюся женщину-работницу лет 25»955.Для пермских народов характерны были браки с серьезной разницей ввозрасте жениха и невесты, причем жена была значительно старше мужа.Еще в I половине XVIII века у удмуртов мальчиков женили совсем в юномвозрасте на зрелых работоспособных девушках с целью получить новуюработницу в дом: «Женили сыновей от 8 до 12 лет на 20 летних девушках,что видно и из указа Вятской Духовной Консистории от 22 февраля 1757 годаза № 178.
Указом этим воспрещались такие обычаи в предотвращениекровосмешения свекров со своими снохами»956. Кроме того, девушка должнабыла быть хорошей работницей, что нашло отражение в фольклоре, вчастности, в пословицах удмуртов («Девушка красивой не должна быть, аработящей должна быть»957), а также обладать хорошим здоровьем(«Выбирая-чалую найдешь»958).952Вишнякова Д.
В. Брачно-семейные отношения коми крестьянства и их обычноправовое регулирование во второй половине XIX – начале XX в. ... – С. 18.953Вишнякова Д. В. Матримониальное поведение населения европейского Северо-ВостокаРоссии в XIX – начале XX в.: гендерные характеристики… – С. 63.954См.: Обухова Г. И. Указ. соч. – С.
20, 32.955Михайлов А. И. Указ. соч. – С. 9.956Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии... – С. 122–123.957Герд К. П. Пословицы и поговорки вотяков... – С. 51.958Герд К. П. Пословицы и поговорки вотяков... – С. 51.318Завьяловские удмурты, придерживаясь традиции, женили сыновей в18-летнем возрасте на девушках старше их на несколько лет. Однако, какотмечает Г. Е. Верещагин, «из этого нельзя заключать, что такой возраст длявступления в брак обязателен по обычаю: вступают в брак и старше этих лет,но главное то, что девушки обыкновенно выходят старше женихов. Такойобычай существует у них еще со времени язычества и введен в действие натаком расчете, что если молодушка старше молодого, то, значит, надежнаяхозяйка, во всех отношениях развитая и способная к супружеской жизни.С другой стороны – сноха старше сына предпочитается еще и потому, чтоматери, ко времени женитьбы своих сыновей, приходят почти в дряхлоесостояние, почему и оказываются мало способными к управлениюхозяйством и все бремя управления хозяйством по части женской стряпнипадает на сноху»959.У зырян в брак «большею частию вступают в зрелых летах,обыкновенно между 25 и 30 годами»960.В соответствии с традиционными взглядами пермских народовнаступление совершеннолетия, как правило, совпадало с нижней границейнаступления брачного возраста.