автореферат (1169810), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В ст. 70 этого международно-правового договора преступления противотправления правосудия впервые были выделены в отдельную категориюуголовно-наказуемых деяний. Представляется, что положения ст. 70 и практикаМеждународного уголовного суда в их отношении будут служить ориентиром вэтой области для разработчиков учредительных актов будущих международныхуголовных судов ad hoc, а также для правоприменителей в рамках уже12Elements of Crimes. First session (New York, 3 – 10 September, 2002).
Official Records of the Assembly of StatesParties to the Rome Statute of the International Criminal Court. – Part II.B. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icccpi.int/nr/rdonlyres/336923d8-a6ad-40ec-ad7b-45bf9de73d56/0/elementsofcrimeseng.pdf (дата обращения: 03.05.2017);Official Records of the Review Conference of the Rome Statute of the International Criminal Court (Kampala, 31 May – 11June, 2010) [Электронный ресурс]. URL: http://crimeofaggression.info/documents/6/Review-Conference-offiicalrecords-ENG.pdf (дата обращения: 03.05.2017).13существующихсудебныхорганов.Подобнаяперспективаобусловливаетнеобходимость детального научного исследования составов и элементов данныхпреступлений, в т.ч.
на предмет выявления пробелов и недостатков, с тем, чтобыпредотвратить их воспроизведение в последующих международно-правовыхактах и предложить возможные варианты их устранения, способствуя тем самымпрогрессивному развитию международного уголовного права.Практическая значимость выводов и заключений, сделанных по итогамнастоящего исследования, состоит также в том, что такое комплексноефундаментальное исследование заявленной проблемы, актуальность которой длярешения задач, стоящих сегодня перед международным сообществом, как былопоказано, трудно переоценить, было проведено в рамках и на базе российскойшколымеждународногодиссертационногоправа.исследованияВнедрениеРоссийскойрезультатовФедерациейнастоящеговпрактикумеждународных уголовных судов обусловит укрепление ее международноправовойпозициинамеждународнойарене,врамкахуниверсальныхмеждународных организаций и международных конференций.Для удобства правоприменителя к настоящей диссертации прилагаетсятаблица элементов всех исследованных преступлений против отправлениямеждународного уголовного правосудия на русском, а также английском ифранцузском языках, которые являются рабочими языками всех международныхуголовных судов.Положения, выносимые на защиту:1.Предложено выделить четыре периода в истории становлениямеждународно-правовогоинститутаответственностизасовершениепосягательств против отправления международного уголовного правосудия (взависимости от характера предусмотренной за их совершение индивидуальнойюридической ответственности, если такая была предусмотрена (дисциплинарная,уголовная, смешанная дисциплинарно-уголовная)): первый период (1866-1945 гг.)характеризуется отсутствием индивидуальной ответственности; во второй период(1945-1949 гг.) ответственность носила дисциплинарный характер; в третий14период(1993-1998гг.)этаответственностьприобреласмешанныйдисциплинарно-уголовный характер; в рамках четвертого периода (с 1998 г.
)совершение посягательств на отправление правосудия влечет наступлениеуголовной ответственности.Установлено,2.чтовнастоящиймоментврамкахотраслимеждународного уголовного права формируется новый международно-правовойинститут ответственности за проявление неуважения к суду. Он представляетсобойсовокупностьмеждународно-правовыхнорм,устанавливающихпротивоправность и регулирующих юридические последствия совершениядеяния,являющегосявмешательствомвдеятельностьмеждународногоуголовного суда либо уменьшающего способность такого суда к отправлениюправосудия авторитетно и должным образом.3.Обосновано, что в рамках института ответственности за неуважение ксуду сегодня формируется комплекс обычных международно-правовых норм,предусматривающих юридические последствия в виде дисциплинарных иуголовныхнаказанийзасовершениепосягательствнаотправлениемеждународного уголовного правосудия.4.Определено, что преступления против отправления международногоуголовного правосудия представляют собой совершаемые физическими июридическими лицами, международными организациями и государствамипротивоправныенаказуемыедеяния,посягающиенаиугрожающиемеждународному миру и безопасности, а также международным отношениям,которые: 1) складываются между государствами и/или международнымиорганизациями в связи с учреждением международных судебных органов дляотправленияправосудияподеламомеждународныхпреступленияхиобеспечению их деятельности; или 2) возникают в связи с расследованием иуголовнымпреследованиемэтимиорганамиразличныхпреступлений,назначением и исполнением наказаний за их совершение.5.Установлено, что на современном этапе развития преступленияпротив отправления международного уголовного правосудия не входят в15существующее научное деление на международные преступления и преступлениямеждународного характера и составляют третью категорию – преступлений suigeneris.6.Обосновано, что юрисдикция международных уголовных судов вотношении преступлений против отправления ими правосудия основывается назащитном принципе в силу того, что эти деяния посягают на их фундаментальныеинтересы.
Это означает, что международные уголовные суды компетентныосуществлять преследование лиц, виновных в совершении таких преступлений,вне зависимости от их гражданства или места совершения преступления, безущерба для реализации прав и обязанностей третьих государств. Этимюрисдикция в отношении преступлений против отправления ими правосудияотличается от уставной юрисдикции международных уголовных судов вотношении международных и иных преступлений.7.Предложена унификация международно-правовой регламентацииборьбы с преступлениями против отправления международного уголовногоправосудия. Такая унификация, сопряженная с одновременным развитиеммеждународно-правового регулирования, должна быть продолжена и усилена стем, чтобы обеспечить бóльшую правовую определенность и позволитьсущественно сократить сроки предварительного расследования и судебногоразбирательства. Унификация может иметь форму единого кодекса преступленийпротив отправления международного уголовного правосудия. Такой документимеет серьезные перспективы на принятие, т.к., в отличие от другихпреступлений,вкодификации,нимеждународногоотношениисамкоторыхранеепреступностьуголовногоправосудия,предпринималисьпосягательствнинаконкретныепопыткиотправлениеихсоставыгосударствами не оспариваются.Степеньдостоверностииапробациярезультатовисследования.Основные выводы, полученные по результатам исследования, нашли отражение всеми научных публикациях диссертанта в рецензируемых журналах, входящих вперечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки16Российской Федерации.
Отдельные выводы были изложены в научной статье,опубликованной в сборнике научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции, а также нашли отражение в статье, опубликованной взарубежном научном издании, включенном в международную реферативную базуданных Скопус (SCOPUS).Выводы диссертанта были представлены в ходе: авторского мастер-класса«Уголовное преследование преступлений против отправления международногоправосудия: от теории к практике» в рамках курса «Международное уголовноеправосудие и права человека» для магистрантов второго года обучения МГИМОМИД России (2015 г.)13; выступления на международной научной конференции«Наследие Нюрнберга и прогрессивное развитие уголовного права» (Москва,2016 г.)14; трех комментариев для правового Интернет-блога «OpinioJuris»15.Результаты диссертационного исследования внедрены в деятельностьКанцелярии Прокурора Международного уголовного суда, где диссертантзанималась разработкой элементов преступлений против отправления правосудияв рамках дела «Бемба и другие» (2014-2015 гг.)16.
Отдельные выводы, отраженныев исследовании, были восприняты судьями Международного уголовного суда в13Уголовное преследование преступлений против отправления международного правосудия: от теории к практике(20 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/about/news/departments/ugolovnoe-presledovanieprestupleniy-protiv-otpravleniya-mezhdunarodnogo-pravosudiya/ (дата обращения: 28.05.2017).14Наследие Нюрнберга и прогрессивное развитие уголовного права // Программа международной научнойконференции. НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/nuremberg/progr (дата обращения:28.05.2017).15Kopylova E. Everybody Has Friends, Why Not the ICC: On the Court’s Power to Appoint Amicus Curiae Prosecutors(May 12, 2016) [Электронный ресурс]. URL: http://opiniojuris.org/2016/05/12/everybody-has-friends-why-not-the-iccon-the-courts-power-to-appoint-amicus-curiae-prosecutors/; Kopylova E. Akhbar Beirut S.A.L.
Guilty of Contempt, STLFound: One Small Verdict for a Tribunal, a Giant Leap for International Justice? (August 4, 2016) [Электронный ресурс].URL: http://opiniojuris.org/2016/08/04/akhbar-beirut-s-a-l-guilty-of-contempt-stl-found-one-small-verdict-for-a-tribunal-agiant-leap-for-international-justice/; Kopylova E. Bemba, et al. Sentencing Decision: a Victory with a Bitter Taste (May 15,2017) [Электронный ресурс]. URL: http://opiniojuris.org/2017/05/15/bemba-et-al-sentencing-decision-a-victory-with-abitter-taste/ (дата обращения: 15.05.2017).16См., например: Prosecutor v.