Автореферат (1168501), страница 6
Текст из файла (страница 6)
происходило становление санитарногозаконодательства как способа решения социально-экологических проблем. Вэтот период оно представляло собой отдельные законы, регулировавшиечастные случаи взаимодействия людей с компонентами природной среды, ибыло нацелено на сохранение общественного здоровья и защиту экономическихинтересов государства. Основные правовые нормы о предотвращениизагрязнения окружающей среды касались охраны общественного здоровья,благоустройства населенных мест и принципов расположения промышленныхзаведений. В исследуемый период в законодательстве по данному вопросупроизошел ряд изменений, выразившихся в пересмотре принципов наказания зананесение ущерба природной среде и здоровью горожан.
Также в законах ипостановлениях стал делаться больший акцент на недопущении загрязненияводоемов. Значимой тенденцией явилось правовое стимулированиепромышленников к установке на своих производствах пыле-, газо- иводоочистного оборудования, что стало первым шагом на пути к перемещениюпромышленности в города. Большое значение в исследуемый период имелостановление международных правовых норм в области предотвращенияраспространения эпидемий холеры и чумы.Второй параграф «Вопросы городского благоустройства в законах огородском самоуправлении Российской империи» раскрыл значимостьГородовых Положений 1870 и 1892 гг.
для вовлечения органов городскогообщественного управления в регулирование вопросов санитарного состояниягородской среды.Роль реформы системы городского управления 1870 г. состояла в переносепрактик решения проблем загрязнения городов из сугубо правовой плоскости вполитическую. Если до 1870 г. антропогенное воздействие на компонентыприродной среды на правовом уровне регулировалось системой запретов иограничений, то после 1870 г. органы городского управления получили право«преобразовывать» окружающую среду, с целью минимизации илипредотвращения загрязнения городской территории. Соответственно, врезультате городской реформы 1870 г. городское общественное управление20стало субъектом политики и движущей силой в области решения санитарноэкологических проблем городской среды.Третий параграф «Вопросы благоустройства и санитарного состояниягородов в постановлениях органов местного самоуправления Вологодской иНовгородской губерний» отразил специфику реализации права издаватьобязательные постановления по вопросам городского благоустройства иобщественного здравоохранения, которое получили городские думы врезультате реформы 1870 г.
Новгородская городская дума одной из первых встране приняла Обязательные постановления по вопросам охраныобщественного здоровья и городского благоустройства. В следующие 15 летданные постановления были приняты почти во всех городах Новгородскойгубернии. В Вологодской губернии одними из первых они появились вВологде, Кадникове и Вельске. При этом они существенным образомотличались от «Временных правил по предметам городского благоустройства»,которые действовали в населенных пунктах до издания в них обязательныхпостановлений. Во-первых, в постановлениях был охвачен более широкий кругпроблем санитарного благоустройства, а, во-вторых, в них максимальноподробно указывались границы дозволенного использования компонентовокружающей среды.
Введение единообразных правил во всех населенныхпунктах исследуемых губерний началось на рубеже XIX – XX вв. с изданиемпостановлений, обязательных для всех жителей Вологодской и Новгородскойгуберний.Третья глава «Мероприятия по улучшению санитарного состояниягородов Вологодской и Новгородской губерний» раскрыла политику органовгородского общественного управления в области санитарного благоустройствагородов Вологодской губернии, а также практику участия отдельныхсоциальных групп в санитарном надзоре.Первый параграф «Организация надзора за санитарным состоянием городовВологодской и Новгородской губерний» посвящен анализу становлениясоциальных институтов санитарного надзора в городах Вологодской иНовгородской губерний.Санитарный надзор в городах Вологодской и Новгородской губерний прошелсложный путь становления от полицейского контроля до учреждениясанитарной организации, причем в большинстве городов он не был завершен.Выделяются два этапа становления санитарного надзора: 1870-е – начало 1890х гг., когда санитарный надзор носил формальный характер, его мероприятияпроводились нерегулярно, и второй этап – с 1890-х – 1910-е, когда санитарныйнадзор стал более регулярным, были учреждены новые социальные институты,расширена сеть лиц и учреждений, вовлеченных в этот надзор.Институционализация санитарно-гигиенического контроля в городахВологодской и Новгородской губерний находилась в тесной связи саналогичными процессами, проходившими в уездах.
Причем земская медицинаразвивалась куда более динамично, чем городская, что позволяло городам вслучае необходимости прибегать к услугам земского врачебного персонала.21Угроза холерных эпидемий способствовала развитию санитарногигиенического движения и объединению различных социальных институтов игрупп. Гигиена, как совокупность научных знаний и практических мероприятийпо охране общественного здоровья, являлась главным актором в установленииконтроля над внешними условиями городской жизни. Под знаком гигиеныобъединилось врачебное сообщество, стремившееся избавить провинцию содной стороны от антисанитарных условий жизни, а с другой – от медикополицейского контроля со стороны государственной власти. Кроме того, онопыталось привлечь население не только к борьбе с эпидемиями, но и корганизации регулярного общественно-медицинского надзора за состояниемгородов.Второй параграф «Практики осуществления санитарного надзора засостоянием городов Вологодской и Новгородской губерний» посвящен анализумеханизмов фактического осуществления санитарного надзора в городахВологодской и Новгородской губернии.В 1870 – 1880-е гг.
сформировались механизмы взаимодействий государства,местного самоуправления, полиции и врачебного персонала, направленные нарешение локальных санитарно-гигиенических проблем. Эти механизмы,складывавшиеся в условиях постоянной угрозы распространения холерныхэпидемий, были нацелены на скорейшую ликвидацию источниковэпидемических заболеваний. В связи с чем они предусматривали оперативноециркулярное оповещение губернского начальства о надвигающейсяэпидемической угрозе, созыв на местах санитарно-исполнительных комиссий ипроведение санитарных осмотров, за которыми следовало исправлениевыявленных изъянов в санитарном состоянии населенных пунктов.Многократное воспроизведение такой модели нерегулярных превентивныхпротивоэпидемических мероприятий в различных городах указало насформированность определенного социального порядка решения санитарногигиенических проблем.
Причем такой порядок действовал только в периодыхолерных эпидемий, а каждый актор, задействованный в поддержании этогопорядка, наделялся определенными функциями. С одной стороны, этопозволяло разграничить их сферы деятельности, а с другой – создавалосложную сеть взаимодействий, в первую очередь, между Городской Управой,полицией, медицинским персоналом и горожанами, которая формализовываласанитарный надзор и сдерживала принятие мер по решению санитарногигиенических проблем в межэпидемические периоды. Устойчивость такогопорядка препятствовала становлению регулярного санитарного надзора: рамкидействиймедицинскогоперсонала,заданныенерегулярнымипротивоэпидемическими мероприятиями последней трети XX в., былидовольно устойчивы и в начале XX в. Поэтому должности санитарных врачей втех городах, где они были введены, существовали лишь номинально – напрактике эти врачи, как и их предшественники, занимались надзором зачистотой дворов и торгово-промышленных заведений.
Низкая эффективностьсанитарных попечительств как социального института, действовавшего на22постоянной основе, также была обусловлена сложившимся порядкомнерегулярных противоэпидемических мероприятий: попечительства проявляликраткосрочную активность в борьбе с эпидемиями или в случае необходимостирадикального улучшения санитарного облика городов, но на постоянной основеони практически не проявляли себя. Улучшение санитарного состояния городовпредставляло собой несистематическую уборку городской территории наканунеили в разгар эпидемий, что само по себе не вело к улучшению санитарногосостояния городов, а лишь позволяло не допустить глобального его ухудшения,предотвратив излишнее загрязнение городской территории.Третий параграф «Организация централизованного водоснабжения городовВологодской и Новгородской губерний» посвящен анализу процессаорганизации систем централизованного водоснабжения в городах Вологодскойи Новгородской губерний.Городские водопроводы являлись наиболее распространенным средствомулучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на местах.
Висследуемых губерниях водопроводы были построены в Вологде, Новгороде иВалдае (в 1899 г.), в Старой Руссе (в 1909 г.), в Яренске и Грязовце (в 1911 г.), вЧереповце (в 1915 г.), в Великом Устюге (в 1916 г.). Процесс организациицентрализованного водоснабжения для органов городского самоуправлениясопровождался решением двух важных задач: поиска источниковфинансирования и источников водоснабжения. Проблема финансовогообеспечения водопроводного строительства была свойственна практическивсем российским городам в силу высокой стоимости работ и ограниченностибюджетных средств. Также типичной чертой устройства водопроводов спривлечением государственного капитала являлось существенное замедлениетемпов или перенос сроков их строительства в условиях бюджетной политикиэкономии финансовых средств, связанной с военными действиями начала XXвека.