Отзыв официального оппонента (1149501)
Текст из файла
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА на диссертацию Широкова Станислава Игоревича «Исследование крупномасштабного распределения галактик на основе узкоугольных и широкоугольных обзоров» представленной на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности 01.03.02 — астрофизика и звездная астрономия Начиная с пионерских работ 1930х годов Хаббла, Шепли, Эйбелла и других исследователей вопрос о распределении галактик остается одним из самых актуальных в наблюдательной космологии.
Является ли наша Вселенная однородной, каков характерный масштаб скучивания, где происходит переход к однородности, насколько велики могут быть наблюдаемые структуры и на каких красных смещениях они возникают - эти вопросы напрямую связаны с нашими представлениями о возникновении и эволюции Вселенной. Развитие теории и наблюдений позволяет использовать наблюдательные статистики распределения галактик на больших масштабах в качестве космологических тестов. Считается, что на масштабах порядка 300 Мпк наша Вселенная практически однородна, а вариации плотности на шкалах более 100 Мпк оказываются менее 10% (4% на шкале 150 Мпк).
Тем не менее, с развитием техники наблюдений постоянно обнаруживались структуры, сопоставимые по размерам с эффективной глубиной обзоров. Наиболее известными являются Великая стена размером около 250 Мпк (я-0.03), открытая в 1989 году в ходе обзора СГА2, и Слоановская Великая стена длиной порядка 450 Мпк (я-0,08), обнаруженная в 2003 году в обзоре БРББ. На данный момент наибольшей известной структурой считается Великая стена в Геркулесе-Северной Короне.
Она имеет протяженность порядка 3 ГПк на красном смещении от 1.6 до 2. Открыта эта стена была в 2013 году по анализу распределения гамма-всплесков. Существование столь больших структур бросает серьезный вызов современной космологии, полагающей Вселенную однородной и изотропной. Более того, современные модели эволюции Вселенной не допускают формирования столь массивных и протяженных структур на таких больших красных смещениях, соответствующих возрасту Вселенной менее 4 Гнет. Приведенные выше примеры иллюстрируют важность и актуальность изучения распределения галактик в наблюдаемой Вселенной. Диссертационная работа Широкова Станислава Игоревича посвящена изучению крупномасштабного распределения галактик в различных обзорах.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. В работе дается обзор изучаемых проблем, формулируются цели и задачи исследования, описываются методы исследования, и, собственно, проводится анализ распределения галактик в глубоких полях обзоров СОБМОБ, 1Л1гаЧ1БТА, А1.НАМВКА, хСОБМОБ, и определяется фрактальная размерность распределения гамма-всплесков и галактик в каталоге Созш)ср)оиз-2. Результаты работы опубликованы в 3 работах и 3 сборниках трудов конференций. В работе обосновывается вывод о существовании флуктуаций плотности материи в глубоких обзорах неба размерами порядка 1 Гпк с амплитудой до 20;4 на красных смещениях около 2.
Сравнение независимых близлежащих выборок галактик подтверждает реальность обнаруженных неоднородностей, в то время как анализ сиЛьно удаленных на небе областей указывает на незначительность систематических ошибок в обзорах фотометрических красных смещений. Были оценены фрактальные размерности распределения гамма-всплесков внутри сферы радиусом 8 Гпк вокруг нас, что соответствует красному смещению около 5, и распределения галактик в близкой Вселенной на шкале до 100 Мпк. Сделан вывод об эволюции корреляционных свойств распределения галактик с красным смещением. В диссертации развит метод условной плотности, что позволяет его эффективно применять даже к очень малочисленным выборкам объектов. Очень перспективным выглядит использование метода попарных расстояний, так как он устойчив к искажающим факторам наблюдательной селекции и оказывается более мощным инструментом анализа данных, чем метод условной плотности.
К сожалению, диссертация оформлена крайне неаккуратно. Диссертацию можно разделить на две части: анализ флуктуаций (главы 1 и 2) и определение фрактальной размерности (главы 3 и 4). Принятая диссертантом структура изложения диссертации выглядит очень неудачной. Особенно тяжело воспринимается первая часть. Постоянно идет смена сокращенных наименований обзоров, 1311гаЧ1БТА называется то полным именем, то 1)Ч1БТА, поле 4 в обзоре А1.НАМВКА оказывается то А1.Н-Р4 то А(.Н/Р4. Использование в методической главе 1 результатов, полученных в диссертации, дано без обоснования и выглядит голословным.
Например, утверждение о завышении космической дисперсии приближенной формулой в 1.5-2 раза на стр. 21 требует более серьезного подтверждения. Упоминание, что наблюдаемая флуктуация б„;-0.2 требует двукратного увеличения параметра байеса по сравнению с работой Моа1ег и др (2011) возникает из ниоткуда и требует как минимум объяснения такого различия. При этом, первый раздел диссертации заканчивается анализом данных (глава 2), а выводы вынесены в последнюю главу, что создает впечатление незавершенности данной части работы. Рисунки с 5 по 10 даны без описания принятых обозначений. Некоторые утверждения, относящиеся к статистике, неаккуратны. На стр. 27 сказано, что "шум Пуассона уровня Зо устанавливает максимальную амплитуду флуктуаций", в то время, как Зо-уровень указывает, что вероятность флуктуации с большим отклонение будет около 0.3',4.
На стр. 24 упоминается таблица 7 из приложения, хотя там находится только одна таблица 15. Вторая часть, посвященная определению фрактальной размерности, написана гораздо лучше. Однако, и она страдает от плохо продуманной структуры диссертации и несет на себе следы небрежности. В изложении идет чересполосица различных обзоров: сначала дано поочередное описание выборок„потом идет анализ каждого из набора данных одного за другим, и только после этого приводятся результаты, полученные по первой и второй выборкам объектов.
Это нарушает восприятие целостности работы, выполненной разными методами. Не дано описание рисунков 35 и 36. Неясно, что означает величина Н в степени 1, 2 и 3. Более того, в подписи к рисункам упоминание графиков дано в обратном порядке, поэтому читателю приходится догадываться самому, где график условной плотности, агде попарных расстояний. Из-за неудачной организации происходит гигантский скачок в упоминании рисунков в тексте: после 35го (стр. 60) идет сразу 50й (стр, 61). Из описания последнего абзаца главы 3.2.4 "модельные каталоги" совершенно неясно, что было сделано, чтобы учесть эффекты селекции, и причем здесь "старый подход". Последний термин для людей, незнакомых с работами по определению условной плотности, остается полной загадкой.
Описание рисунков главы 4.4 дано слишком кратко. Приходится самому догадываться, чему соответствует левая и правая панели, и чем отличается рисунок 55 от рисунка 56. Было указано, что рисунок 56 строился с учетом эффектов селекции, но в чем заключается этот учет, нигде не описано. Список подобных замечаний можно продолжать и далее. Описанные недостатки делают восприятие работы чрезвычайно трудным, заслоняя собой научную часть. При этом хотелось бы отметить, что оригинальные статьи, на основе которых создавалась диссертация, написаны понятным и четким языком. Из замечаний, не связанных со структурой и оформлением диссертации, я бы обратил внимание на следующие. Несколько удивляет, что диссертант обошел вниманием работы Тихонова А.В.
по исследованию распределения галактик в близкой Вселенной, выполненные с использованием техники условной плотности. В диссертации упоминается пакет программ Ргас1а1 О1шепз1опз Ез1нпабоп Ргоягагп. Однако, из описания не ясно, опубликована ли эта работа, кто ее автор (можно только догадываться, что это диссертант), есть ли у сообщества возможность ее использования, или она находится в частной собственности. Интересный вывод об эволюции корреляционных свойств распределения галактик сделан одной фразой. Хотелось бы увидеть более развернутое обсуждение этого эффекта. Гамма-всплески фактически являются случайной выборкой чрезвычайно редких событий на фоне крупномасштабного распределения галактик.
Анализ распределения вещества по гамма-всплескам может быть далеко не очевидной задачей, если учесть, что их распределение зависит в том числе от эволюции структур и хода звездообразования в разные эпохи во Вселенной. Выборка галактик близкой Вселенной (Созш1сР!она-2) также не может рассматриваться как полная. В нее вошли только галактики с оценками расстояния, полученными независимо от красного смещения. Это сравнительно небольшая доля от всех известных галактик внутри 100 Мпк, состоящая преимущественно из спиральных галактик. Остается неясным, как такая селекция повлияет на оценку фрактальной размерности распределения галактик в близкой Вселенной.
В диссертации полностью отсутствует сравнение фрактальных размерностей, полученных диссертантом, с работами других авторов. С учетом сделанных выше замечаний, работа оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, проведен большой объем работы по анализу распределения галактик и получены интересные новые результаты, опубликованные в рецензируемых журналах.
Развит метод оценки фрактальной размерности распределения объектов. С другой стороны, изложение материала оказалось крайне неудачным. Я считаю, что диссертация Широкова Станислава Игоревича "Исследование крупномасштабного распределения галактик на основе узкоугольных и широкоугольных обзоров" все же удовлетворяет формальным требованиям, предъявляемым к работе на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а ее автор заслуживает присуждения ему ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности "01.03.02 - астрофизика и звездная астрономия". Автореферат правильно отражает содержание диссертации.
Официальный оппонент Доктор физико-математических наук, Заведующий лабораторией Внегалактической астрофизики и космологии Макаров Дмитрий Игоревич Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН) пос. Нижний Архыз, Карачаево-Черкесская респ., 369167 Тел: +7-87822-93404 Е-гпа11: йт®зао.ги Подпись Макарова Д.И. Заверяю Ученый секретарь САО РАН Кандидат физико-математических наук Кайенна Елена Ивановна 14 мая 2018 г. .
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.