Автореферат (1146361), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Коллонтай, на протяжениидлительного периода в 1930 – 1940-е гг. бывшей послом СССР в Швеции. Кпроблематике диссертации относится второй том еѐ воспоминаний, вкотором А.М. Коллонтай, в том числе освещала и период конца 1930-х гг.,касаясь вопросов взаимодействия Швеции и Финляндии. 71Также необходимоупомянуть воспоминания сотрудника советской внешней разведки,работавшего под «дипломатической крышей» в ХельсинкиЕ. Т. Синицына«Резидент свидетельствует».72Отдельную подгруппу источников, использованных в работе наддиссертацией, образуют впервые вводимые в научный оборот воспоминанияшведских добровольцев, в составе Шведского добровольческого корпусапринимавших участие в Советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг.
настороне Финляндии. В первую очередь, это сохранившиеся дневниковыезаписи шведского полковника МагнусаДюрссена, погибшего в 1940 г.,одного из основателей Шведского добровольческого корпуса. 73 В мемуарахРунэЭрикссона, служившего в добровольческом авиаполке F-19 механиком,преимущественно рассматривается боевой путь этого соединения,67Bagge G. Politiska tal. År 1938. Stockholm, 1939; RA. Gösta Bagges samling (Referenskod 720384). Baggesdagbok 1939.68Westman K.G.
Politiska anteckningar april 1917-augusti 1939. – Stockholm, 1987. -248 s.69Wigforss E. Minnen. Del III. – Stockholm: Tidens förlag, 1954. – 451 s.70Ehrensvärd, C.A. I rikets tjänst. - Stockholm, 1965. – 287 s.71Коллонтай А. М. Дипломатические дневники: 1922–1940 : в 2 т. / предисл. и примеч.
М. М.Мухамеджанова. М. :Academia. 2001.-Т. 2.-543 с.72Синицын Е.Т. Резидент свидетельствует. – М.: «Гея», 1996. – 288 с.73Magnus Dyrssen’s dagbok . Krigsarkivet, Stockholm, Sweden. http://riksarkivet.se/Magnus+Dyrssen&refid=7835(дата обращения 15.01.2015)16принимавшего непосредственное участие в боевых действиях с частямиРККА74. Не менее интересны воспоминания другого члена ШведскогодобровольческогокорпусаУрвараНильссона,преимущественнопосвященные мотивам, которыми руководствовались шведские добровольцыпри вступлении в ряды Корпуса, а также различные подробности ихподготовки и повседневной службы в период существования Корпуса.75Мотивы, приводившие шведских граждан в ряды Добровольческого корпуса,рассматриваются и в воспоминаниях добровольца РагнараНаесса.76Специфическую группу источников составляют брошюры, буклеты иинформационные листы, изданные в Швеции в период Советскофинляндской войны 1939 – 1940 гг.
и повествующие о различных аспектахвойны между СССР и Финляндией, а также участия в ней шведов,служивших в Шведском добровольческом корпусе.77Провести исследование взаимоотношений между Швецией иФинляндией невозможно без изучения материалов шведской прессы,которая составляет особую группу источников. В ходе работы наддиссертацией соискатель проанализировал содержание 3-х центральных и 3-хместных шведских газет в конце 1930-х годов.
Этоматериалы «DagensNyheter», «Göteborgs-Posten», «Svenska Dagbladet», «Folkets dagblag», «SocialDemokraten»,«Norrskensflamman».Изучениешведскихгазетрассматриваемого периода позволило лучше понять общественныенастроения по вопросу политики Швеции в отношении Финляндии конца1939-начала 1940 гг.Положения, выносимые на защиту:1. В начале октября 1939 г.
шведское руководство оказалось переднеобходимостью выбора стратегии внешнеполитических действий:участвовать в обороне Аландских островов, рискуя быть втянутыми ввозможную войну между СССР и Финляндией, или уклониться отучастия в обороне архипелага и других активных действий, имеющихбольшое общеполитическое значение, с целью сохранениянейтрального статуса королевства.2. Основные направления политики Швеции в отношении Финляндиибыли сформулированы и представлены финской стороне в ходе74Eriksson R.
En Personlig Krönika. http://www.geocities.com/eureka/park/5121/fvkrig.doc. (датаобращения18.01.2015)75Nilsson O. När Finlands sak blev min: minnen från krig och fred. – Esbo, Schildt, 2002. –304 s.76Naess R. Marschen till Märkäjärvi. - Solna, Leandoer & Ekholm Förlag, 2006. – 176 s.77См.: Finland, landet som kämpade: den första sammanfattande skildringen i ord och bild av det finska kriget 19391940. – Stockholm, Saxon & Lindström,1940.
- 48 s..; Finlandskommitténs verksamhet och de frivilliga svenskaförbanden i Finland 1939-1940. Styrelsen för föreningen Finlandskommittén. - Stockholm, 1941. -105 s.17переговоров руководства скандинавских стран и Финляндии вСтокгольме 18 – 19 октября 1939 г.3. С началом Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. руководствоШвеции пришло к выводу о возможности сочетания политикинейтралитетаиразрешениянасозданиедобровольческихподразделений из числа граждан королевства, желающих принятьучастие в войне с СССР на стороне Финляндии.4. ВцеломвспомогательныйхарактеручастияШведскогодобровольческого корпуса в боевых действиях и позднее прибытие рядаего частей в Финляндию – основные причины того, что его вклад ввооруженную борьбу финнов с РККА был не велик.
Тем не менее,значение моральной поддержки было очень значимо.5. Несмотря на крайне напряжѐнное положение на международнойполитической арене, шведское правительство посчитало возможнымоказать Финляндии обширную поддержку не только путѐм реализацииразличных гуманитарных программ и приѐма беженцев, но и в видепоставок военной техники, артиллерии, оружия и боеприпасов. Объѐмшведской военной помощи Финляндии сопоставим по объѐмам споставками, которые Финляндия получила со стороны Великобританиии Франции.6. На заключительном этапе Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг.Швеция оказала Финляндии большую поддержку, став посредником впереговорах между представителями СССР и Финляндии и всяческисодействуя скорейшему заключению мира.
В первую очередь это былосвязано с отказом Швеции на возможный транзит франко-британскихвойск в случае вступления Великобритании и Франции в советскофинляндскую войну на стороне Финляндии.Апробация работы. Основные результаты работы апробированы намеждународных и российских научных конференциях 2014 – 2015 гг.:Международная научно-практическая конференция «Наука и образование:Инновации, интеграция и развитие» (Уфа, 2014 г.), Скандинавские чтения(Санкт-Петербург, 2014 г.), ХVI Балтийский Международный форум (СанктПетербург, 2014 г.), IV-я Международная научно-техническая и научнометодическая конференция «Актуальные проблемы инфотелекоммуникацийв науке и образовании» (Санкт-Петербург, 2015 г.), Студенческая научнотехническая конференция СНТК-69 «Студенческая весна-2015» (СанктПетербург, 2015 г.), 17-я конференция «Санкт-Петербург и страны СевернойЕвропы» (Санкт-Петербург, 2015 г.)18В ходе работы над диссертацией соискатель стал лауреатом диплома Iстепени I Всероссийского конкурса на лучшую научную работу студентов иаспирантов в области регионоведения и международных отношений именипрофессора С.Б.
Лаврова.Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованных источников илитературы, а также двухприложений.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обоснована актуальность темы диссертации и еѐ научнаяновизна, определяются объект и предмет исследования, его хронологическиерамки и научные методы, сформулированы цель и задачи диссертации,анализируются историография проблемы и источниковедческая база работы,еѐ научно-практическая значимость, формулируются основные положения,выносимые на защиту.В главе I «Переговоры между Швецией и Финляндией о военнополитическом сотрудничестве накануне Советско-финляндской войны1939 – 1940 гг.» проведѐн анализ основных тенденций формированияполитики Швеции в отношении Финляндии накануне Советско-финляндскойвойны 1939-1940 гг. и после еѐ непосредственного начала.В параграфе 1.1.
«Реакция шведского руководства на обращениеминистра иностранных дел Финляндии ЭльясаЭркко от 4 октября 1939 г.»даѐтся обзор эволюции политических взаимоотношений Швеции иФинляндии с момента провозглашения независимости Финляндии до началаВторой мировой войны.При этом основной акцент делается на одном изважнейших вопросов в отношениях двух стран – статусе Аландскихостровов, важность которых резко возросла в ходе кризиса международныхотношений в Европе во второй половине 1930-х гг. Анализ источников иразличных исследований позволяет утверждать, что новый этап вполитическом взаимодействии Швеции и Финляндии начался 4 октября 1939г., когда министр иностранных дел Финляндии Э. Эркко выступил синициативой возобновить переговоры по Аландскому вопросу, делая упор навозможность использования шведских вооруженных сил по защите этогоархипелага.Необходимо принимать во внимание то, что участие в оборонеАландского архипелага могло повлечь за собой втягивание Швеции в войну,но при этом шведское руководство чѐтко осознавало, что риск государствуникуда не денется даже в случае принятия решения ничего не предприниматьв отношении Аланд.
Мотивом такой позиции была обеспокоенность, что в19Советском Союзе будут негативно восприняты превентивные действияФинляндии и Швеции. Шведская сторона оказалась перед необходимостьюсопоставитьриски: советская оккупация архипелага означала бы угрозуСтокгольму и вероятное установление советского контроля над Швецией.Чтобы этого избежать, следовало участвовать в защите Аландских островов– особенно это мнение поддерживал министр иностранных дел Швеции Р.Сандлер. Он последовательно утверждал, что было крайне важнопродемонстрировать СССР серьезность шведской заинтересованности вАландском вопросе как можно раньше с тем, чтобы это могло повлиять наформирующийся в Советском Союзе политический курс.Необходимо отметить, что возможные советские претензии на Аланды,как и международная обстановка, могли поменяться.
В таких условияхпремьер-министр Швеции П.А. Ханссон считал, что вместо превентивногоучастия в обороне архипелага и других активных действий, имеющихбольшое общеполитическое значение, правильнее было донести досоветского руководства, то, что Швеция займет нейтральную позицию вслучае отрицательного исхода советско-финляндских переговоров,проходивших в Москве.В параграфе 1.2. «Значение переговоров руководства скандинавскихгосударств в Стокгольме 18 – 19 октября 1939 г. в определении дальнейшейполитики Швеции в отношении Финляндии» анализируются события второйполовины октября 1939 г., когда основное внимание шведскогополитического и военного руководства было сосредоточено на вызвавшейострую полемику проблеме – предоставлении помощи Финляндии в оборонеАландских островов в ходе возможной войны между СССР и Финляндией ивидов поддержки, которую шведская сторона сможет оказать Финляндии вслучае войны.
Мнения среди руководства шведских вооруженных сил, необладавших должным единством, разнились, также как и взгляды членовкабинета министров.У одних преобладало мнение о необходимости отправки шведскогоконтингента на Аланды, совместного минирования акватории архипелага ипредоставления Финляндии обширной военной помощи, так как в противномслучае финское сопротивление будет быстро сломлено и Швеция окажется внепосредственной опасности. Другие придерживались точки зрения, чтоподобные шаги не только поставят под сомнение шведский нейтралитет, но испровоцируют СССР (а при наихудшем стечении обстоятельств –ещѐ иГерманию) к втягиванию Швеции в крупную войну в регионе Балтийскогоморя, чего было необходимо избежать. Во многом под влиянием премьер20министра, П.А.