Диссертация (1138808), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Одни специалисты используют для их обозначения термин «участники судопроизводства», предлагая230Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН.См., например: Епихин А.Ю. Правовые основы безопасности личности и уголовного судопроизводства в отдельных международных документах // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012.
№ 2. С. 13.232Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/107 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.233Приняты в Париже 12.04.1996.231130понимать под такими субъектами лиц, наделенных сообразно их процессуальному положению соответствующим процессуальным законом правами иобязанностями234. В качестве основной особенности таких лиц ученые отмечают то, что все они вступают в процессуальные отношения с другими ихучастниками (субъектами)235.Другие авторы употребляют выражение «процессуальные лица»236.Наиболее удачное его определение, на наш взгляд, дает Г.П.
Лозовицкая. Подними она понимает лиц, участвующих в процессе, производство которогоосуществляется уполномоченными на то государственными органами (подразделениями дознания, органами предварительного следствия, прокуратурой, судом) по возбужденному уголовному делу и наделенными соответствующим процессуальным статусом, закрепленным в УПК РФ. Как видно,это определение, впрочем, как и большинство других, сформулировано в отношении участников уголовного процесса, а участниками отношений правосудия (в рамках представления о правосудии как объекте уголовно-правовойохраны) выступают также и другие лица, вовлеченные в конституционное,гражданское и арбитражное судопроизводство. Правда, в данных сферах деятельности суда круг лиц, наделенных процессуально-правовым статусом, гораздо более узок.
Тем не менее сама приведенная формулировка кажется намвполне приемлемой для обозначения лиц рассматриваемой категории, онавыигрывает перед другими в плане наглядности отображения их статусногоразличия с представителями власти в рассматриваемой сфере.«Ввиду своего многообразия участники судопроизводства могут бытьклассифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным влитературе признают такой подход, при котором учитываются: цель участия234См., например: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихсяпо специальности «Юриспруденция» / под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 117.235Бобраков И.А. Охрана участников уголовного судопроизводства: криминологические и уголовно-правовые аспекты.
Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право,2005. С. 65.236См., например: Юдин А. Предотвращение злоупотреблений процессуальнымиправами // Законность. 2009. № 5. С. 42; Лозовицкая Г.П. Проблемы безопасности участников правосудия // Российский следователь. 2007. № 16. С. 37.131субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами процесса, отношение к результатам производства по делу»237.В контексте настоящего исследования наибольший интерес представляет именно состав представителей анализируемой группы лиц. Его ученыетакже определяют по-разному. В сфере уголовного судопроизводства к числу указанных процессуальных лиц одни авторы относят: потерпевшего (ст.42 УПК РФ); частного обвинителя (ст.
43 УПК РФ); свидетеля (ст. 56 УПКРФ); подозреваемого (ст. 46 УПК РФ); обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК РФ); ихзащитников и законных представителей (ст. 16 УПК РФ); подсудимого (ч. 2ст. 47 УПК РФ); осужденного (ч. 2 ст. 47 УПК РФ); оправданного (ч. 2 ст. 47УПК РФ); лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено (ст. 27, 28 УПК РФ); гражданского истца (ст.44 УПК РФ); гражданского ответчика (ст. 54 УПК РФ); эксперта (ст. 57 УПКРФ); специалиста (ст. 58 УПК РФ); переводчика (ст. 59 УПК РФ); понятого(ст. 60 УПК РФ); участвующих в уголовном судопроизводстве педагога (ч. 1ст. 280 УПК РФ) и психолога (ст.
280, ч. 3 ст. 425 УПК РФ); законных представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика ичастного обвинителя (ст. 45 УПК РФ). За основание составления данного перечня Г.П. Лозовицкая берет наличие у перечисленных лиц особого процессуального статуса в соответствии с УПК РФ238.Другие ученые оценивают приведенный перечень как слишком широкий, считая излишним включение в реестр участников уголовного судопроизводства педагога и психолога.
Бесспорно, пишет А.В. Яшин, педагоги ипсихологи вовлекаются в производство по уголовным делам, но не столь часто, чтобы считать их основными фигурантами процесса239.237Уголовный процесс: Учебник для студентов юрид. вузов и фак. / под ред. К.Ф.Гуценко. М., 2005. С. 74.238См., например: Лозовицкая Г.П.
Преступления против участников уголовногосудопроизводства. Монография. М., 2008. С. 45239См.: Яшин А.В. Уголовно-процессуальные нормы как одно из средств предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства // Современноеправо. 2011. № 10. С. 123–125.132Действительно, в уголовном судопроизводстве участвуют многие лица,осуществляющие процессуальные функции и обладающие различными правами и обязанностями, подсчитать их точное количество очень трудно.
К нимможно отнести главного редактора СМИ (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), поручителя(ст. 103 УПК РФ), залогодателя (ст. 106 УПК РФ), руководителя коммерческой организации (ст. 23 УПК РФ) и других субъектов, которые эпизодически вступают в процесс. Но не все из них выступают составной частью механизма реализации функций правосудия и играют роль в осуществлении егоосновных задач. Думается, не случайно в УПК РФ законодатель строго регламентировал перечень участников уголовного судопроизводства, посвятивэтому разд.
II «Участники уголовного судопроизводства». Это сделано длятого, чтобы выделить лиц, которые имеют значение для обеспечения уголовного преследования и отправления правосудия, т.е. лиц, которые могут оказать влияние на ход и качество судопроизводства и правильное разрешениедела по существу.Такая же полемика по кругу процессуальных лиц, его широкому и узкому вариантам интерпретации наблюдается и в иных отраслях процессуального права. Так, в гражданском процессе к их числу чаще всего относят: 1)лиц, участвующих в деле, имеющих личную заинтересованность в его исходе(истец; ответчик; третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования,так и нет; лица, обращающиеся от своего имени в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц и т.д.)240; 2) лиц, содействующих осуществлению правосудия, не заинтересованных в исходе дела (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и т.д.241).
В арбитражном судопроизводстве, которое по своей природе, как уже говорилось, немногим отличается отгражданского (в литературе их часто отождествляют между собой), как правило, называют те же процессуальные фигуры. Кроме того, в гражданском и240См., например: Мишутина Э.И. Реализация гражданских процессуальноправовых ценностей в деятельности участников гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2012.
№ 3. С. 16.241Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012.133в арбитражном процессах почти в каждом случае ученые упоминают об«иных лицах» или оставляют перечень открытым, т.е.
толкуют его расширительно.Как и в уголовном процессе, в целом круг лиц, которые могут быть вовлечены в судопроизводство, здесь широк и многообразен. Поэтому перечислить их крайне проблематично, особенно с учетом отдельных положенийГПК РФ, которые делают этот перечень практически неограниченным вплане личностной, субъектной идентификации242. Имеется ввиду, к примеру,ст.
46 ГПК РФ об обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или ст. 47 ГПК РФ об участии в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу.Попытка разработать конкретно определенный перечень лиц, которыемогут выступать в роли участников процесса, выглядит несколько утопичной. Но важно учитывать другое. Среди всех процессуальных фигур необходимо выделять тех, действия которых, как уже говорилось, имеют значениедля правильного разрешения дела и могут повлиять на результат судопроизводства.
В большинстве случаев их прямо называет сам законодатель,например в АПК РФ и ГПК РФ, где вопросы определения процессуальногостатуса участников судопроизводства, также как и в УПК РФ, регулируютсянормами отдельных глав.Участники гражданского судопроизводства определяются не столь четко, как в УПК РФ. Даже в перечне лиц, участвующих в деле, имеется некаянеопределенность. Так, согласно ст.
34 ГПК РФ ими являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений. Встаютзакономерные вопросы: каких заинтересованных лиц имеет в виду законода242См., например: Женетль С.З.















